Найти тему
Мировая Экономика

Пример страны, которая не получает прибыль от своих углеводородов

Оглавление

В передаче казахстанского журналиста Романа Уланова Михаилу Хазину был задан вопрос:

В Среднюю Азию довольно часто ездят функционеры из США и Европы. Сами наши функционеры ездят в Китай который заявил свои права на Среднюю Азию. Ездят в Россию, в Кремль. Недавно в Москве был Назарбаев.
Хотя, как бы, он де-юро не занимает каких-либо переговорных должностей, но все-таки приезжал. Видимо, де-факто он все-таки играет какую-то роль. Как считаете, старые элиты ушли? И будет ли новый Казахстан, который объявляет нового президента? Есть ли шанс к новому?

Михаил Хазин: Ну, вы знаете, тут же ситуация очень простая. У Назарбаева был план. Нет, я сейчас имею в виду план геополитический. Понимаете, когда у вас есть много углеводородов, то есть два варианта.

  1. Вариант первый: прибыль от их продажи будете получать вы.
  2. Вариант второй: прибыль от их продажи будете получать не вы.

Есть довольно много стран, которые не получают прибыль от продажи своих углеводородов. Казахстан в их числе во многом. Я думаю, не является большим секретом, что подавляющее большинство месторождений нефти в Казахстане принадлежит либо китайцам, либо англичанам.

Когда-то прибыль от ресурсов шла в развитие промышленности регионов СССР
Когда-то прибыль от ресурсов шла в развитие промышленности регионов СССР

И потом, вы уж меня простите, конечно, я довольно много бывал в Астане в конце нулевых-в начале десятых годов, неоднократно участвовал в Астанинском экономическом форуме. И я могу сказать, что люди серьёзные уже тогда говорили, что удержать юг Казахстана они не смогут.

Потому что вот эту вот исламскую волну, которую очень активно разогревают, ее будет очень трудно удержать. И плюс к этому, кто ее будет удерживать? Сколько продержится армия Казахстана против мощной атаки с юга? Три недели, пять дней? Ну хорошо, 2 недели. А дальше что? Должна прийти на помощь Красная Армия?

В Казахстане очень активно развиваются националистические настроения, и школьников заставляют смотреть абсолютно выдуманные фильмы про якобы геноцид казаков. Якобы голодомор. Голод-то был, с этим никто не спорит. Но при чем здесь геноцид? Это же вы сами делаете? Зачем вы это делаете?

Роман Уланов:

Ну это идет под патронажем органов, отвечающих за внутреннюю политику. На государственном уровне нам приезжают якутские киношники, которые примерно то же самое привозят с собой.

Михаил Хазин: Ну хорошо, с якутскими мы разберемся. А вот разберетесь ли вы - я пока не знаю, но то, что это будет стоить страны - это почти наверняка в нынешней ситуации.

Ну отдайте себе отчет, что если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно. Кому это нужно и какие цели? Цели совершенно банальные. С каких это пор какие-то дикари, которые бегают по полупустыне, должны иметь право на нефть и газ, которые принадлежат белым людям в Лондоне или в Пекине. Ну в Пекине не совсем белые. Ну так в чем дело?

Последний патриотический клан Азии

У вас заставляют школьников смотреть кино. Школьники, подростки - люди очень эмоционально отзывчивые. Они там смотрят, выходят из кинотеатров, у них слезы текут. И что в результате? А в результате приходят белые люди и говорят: вы должны бесплатно идти на русских, а мы за это возьмем вашу нефть, потому что мы вам открыли глаза. Ну, вот и все, вот вам картинка, которую с вами разыгрывают.

Причем, обращаю внимание, эту картинку разыгрывали еще и раньше. Проблема только в том, что Назарбаев это понимал. И по мере сил пытался эту ситуацию предотвратить.

Да, у него были, давайте скажем так, спорные по личным качествам родственники. Только простите, пожалуйста, вы активы-то отобрали у этих родственников для кого? Для народа, для страны? Или для белых людей из Лондона? Вот объясните мне, пожалуйста.

Роман Уланов: Я давно выработал такую формулу рабочую, она может быть спорной. Что Назарбаев был последним, хотя и может быть отчасти вынужденным, но патриотом Казахстана. Он единственный в своем окружении понимал, что здесь он хан, здесь он все, а без Казахстана он никто.

А его родственники, яркий пример - его дочь. Когда она была зам председателем нашего Парламента, у нее начались проблемы в Лондоне с недвижимостью. Она срочно выехала туда, порешала эти вопросы.

Английские полицейские все-таки проиграли первый суд, сказали, что у них там есть еще в запасе апелляционная инстанция, но ничего не продолжилось. Она вернулась и отец ее снял с должности. Он понимал, видимо, что дочь будет проводником прямых указаний Лондона. Поэтому я считаю его последним, пусть и вынужденным, патриотом Казахстана.

Почему вода может стать второй нефтью?