-Нет, мама, мы не приедем. Потому что пробки. Нет, электричкой нам неудобно. Может, в праздники, но это не точно.
Ольга раздражённо выключила телефон. С возрастом родители стали очень навязчивыми. Понятно, что делать им нечего, они давно на пенсии...А вот ей есть чем заняться вместо того чтобы тащиться в Серпухов и терять весь день, чтобы пообщаться пару часов с немолодыми людьми. Да, упрекают, возмущаются. Когда - нибудь она наберётся смелости, чтобы сказать, что они сами виноваты в одинокой старости, и незачем взывать к дочерним чувствам.
Нет, родители не были монстрами в человеческом обличье и очень любили единственную дочь. Много лет назад они приехали в Москву из крохотного городишки. Работали там, где берут лимитчиков, то есть куда москвичи ни за что не пойдут. Вскоре родилась дочь, и им дали не квартиру, как мечтали, а комнату в коммуналке. Что ж, это всё-таки лучше, чем общежитие. Коммуналка находилась в величественном доме построенном в девятнадцатом веке. Высоченные потолки, длинные коридоры, общая кухня...И прекрасное расположение в центре, рядом с метро, но в тихом переулочке.
Рядом - красивый скверик, где девочке очень нравилось гулять с подружкой, магазины, куда она ходила за мороженым и хлебом, а главное - та особая непередаваемая словами атмосфера, присутствующая в любом месте с древней историей, тем более в таком как Москва. Город казался ей живым существом, с которым хорошо, спокойно и уютно. А какой он красивый...Ольга могла часами любоваться на дома, ни один из которых не был похож на соседний. Шумный проспект находился совсем рядом, но его практически не было слышно.
И школа ей нравилась. Английская, по тем временам престижная. Больше похожая на гимназию, если бы в советское время они были. В роскошном старинном здании до революции располагалась гимназия, и там работали преподаватели, которые своё дело знали.
Родители надеялись, что со временем им дадут полноценную квартиру. А вот Ольге жить в коммуналке нравилось. Соседи были сплошь приличные люди и даже алкоголик Василий, проникшись культурной атмосферой, никогда не буянил, и всегда был готов помочь с мужскими делами. В соседних комнатах проживали пожилые дамы. Назвать их старухами или бабками язык не поворачивался. Они всегда ходили с прямой не по возрасту спиной, обращались ко всем на "Вы", и выглядели и вели себя так, что у менее аристократичных обитателей возникало желание вытянуться в струнку и спросить, чего барыня изволют.
Ольга подружилась с единственной девочкой на этаже, и вскоре они стали не разлей вода, тем более, что и ходили в один класс. Её родители работали врачами, и их постоянно не было дома, в отличие от Ольгиных. Отработал смену на заводе - и свободен.
Казалось, так будет всегда...Но увы....
-На следующей неделе переезжаем, - довольно сказала мать.
Оказалось, что всё не просто плохо, а ужасно. В советское время квартиры не продавали, что было логичным и правильным. Они доставались бесплатно (условно бесплатно) от государства, соответственно, и принадлежали ему же. Нет, жильцов никто не выгонял, даже если они впоследствии уходили с предприятия, давшего им квартиру. Но и сделки с недвижимостью были запрещены. Правда, люди всегда находили лазейки...
-Мы переезжаем в Серпухов, нашли тех, кто с нами поменяется, да ещё и доплату даст, - радовалась мать. - Уже устроились на работу с зарплатой получше чем здесь. Город тихий, красивый. Тебе понравится.
-Я останусь здесь, - прошептала девочка, мир которой рухнул. Я ОСТАНУСЬ ЗДЕСЬ! - она плакала, надеясь разжалобить родителей.
-Там школа недалеко. Друзья у тебя появятся новые, - отец попытался достучаться до дочки, которая по малолетству не понимала своего счастья. - Здесь мы живём все в одной комнате. Да, она огромная, но одна. А там - двухкомнатная квартира. С лоджией, в новом доме.
-Кухня - девять метров, я мечтала об отдельной кухне, - щебетала мать.
Родители посчитали, что вытянули счастливый билет. Отец всегда хотел иметь автомобиль, да только его просто так не купишь. Цена такая, что невозможно накопить обычному человеку. Мужчины и в те времена умели найти выход. Кто в свой отпуск ездил в колхоз побогаче и строил коровники, кто - увольнялся с любимой работы и шёл на нелюбимую, тяжёлую и вредную, но с высокой зарплатой. А тут им просто так дадут практически новые жигули!
Вечером в комнату постучали родители подружки. Обычно они не общались, несмотря на дружбу девочек. "Брезгуют, они врачи, а мы для них - пролетарии", - зло говорил отец. Впрочем, хорошо, что девочки дружат, плохому дочь таких родителей точно не научит...
-Сара сказала мне, что вы хотите поменять комнату.
-Да, скоро сюда вселится другая семья, - подтвердила мать, - А что?
-Вы хорошо подумали? Здесь - очень хорошая школа, после неё девочка с лёгкостью поступит практически в любой институт. Сомневаюсь, что в Серпухове есть школы такого уровня. Дальше. Коммуналку рано или поздно расселят, и вы при благоприятных обстоятельствах сможете получить две квартиры. В Москве, а не в провинции.
-Да? Сомневаюсь, что это произойдёт. Возможно, через пятьдесят лет и расселят, - согласилась мать. - А я сейчас хочу нормально жить. Чтобы своя комната. Кухня отдельная, и ванна с туалетом.
-Вы делаете ошибку. Подумайте о ребёнке, каково ей придётся.
-Как раз для ребёнка мы это и делаем, - солидно сказал отец.
-Мама, папа, не надо для меня это делать, - расплакалась Ольга. - Пожалуйста!
-Оля, выйди в коридор, - жёстко сказала мать. - Не лезь во взрослый разговор.
Крохотная надежда, что Роза Соломоновна с мужем достучатся до упрямых родителей, не сбылась. Они переехали.
И начался ад, предсказанный соседкой.
Средняя школа на улице Машиностроителей в типовом здании совсем не то же самое, что школа имени Менделеева в Гранатном переулке, где училось множество детей непростых родителей. Да, квартира оказалась неплохой, но девочка задыхалась в тесных комнатушках с низкими потолками. Слышимость в доме была превосходной, и она была в курсе соседских дел. Своя комната не радовала, в окно на одинаковые дома смотреть не хотелось. И город ей не нравился после Москвы. Зато родители были в восторге и уверяли, что она привыкнет. Москва? Пожалуйста, садись на электричку - и ты в центре города всего через два часа.
Мать перезнакомилась с соседями, которые оказались прекрасными людьми, а не то что высокомерные врачи или пожилые дамы, с которыми не о чем разговаривать...
А вот Ольга друзьями так и не обзавелась. Не нравились ей окружающие дети, все они проигрывали с теми...оставшимися в переулке. Соответственно и дети к неё тёплых чувств не питали, и задавака часто появлялась дома со следами потасовок, в которых победить было без шансов. Это в школе имени Менделеева учителя на уши бы встали, если узнали, что над девочкой издеваются. А в этой школе всем было плевать.
Ольга мечтала вернуться в Москву. Не сейчас, конечно, а когда вырастет. Город подобно ревнивому любовнику не желал её отпускать, но согласился подождать.
Несмотря на все сложности, она прекрасно закончила школу и поступила в московский ВУЗ. Она будет тратить на дорогу четыре часа в день. Спасибо вам, родители, что из-за вас мне приходится торчать в электричках, да ещё стоять, потому что бабушки сгоняли студентку с места.
-Ну так это твой выбор, - пожимала плечами мать. - Мы причём?
Правда, скоро родители заговорили по - другому. Когда предприятия города стали закрываться одно за другим. Они работали на загибающимся заводе, и считали копейки....Но тут отец получил в наследство трёхкомнатную квартиру в своём городке. Уже можно было продавать недвижимость, что родители и сделали.
-Так это ж здорово, - обрадовалась дочь. - Я узнавала, можно будет купить крохотную квартирку в Южном Бутово. До метро - несколько остановок на автобусе, но это не два часа на электричке.
-Какая квартира? Эти деньги - на иномарку. А старый автомобиль продадим, вот и деньги у нас появятся.
Как только иномарки стали массово появляться на улицах, отец как с ума сошёл. Мечтал о чуде зарубежного автопрома днём и ночью. И вот теперь его мечта осуществится. И да, какое-то время иномарки стоили как квартира в Москве.
-Папа, не надо тратить на автомобиль. Сам, что ли не видишь, какое время. Правильно же сделал, что продал квартиру в З..ж...ске. Лучшим вложением денег будет квартирка в Москве.
Через несколько дней во дворе стояла замечательная иномарка, и отец с матерью решили, что сбылись все желания. Правда, дочь язвительно сказала, что семью подружки расселили. Две квартиры рядом. Не в центре, но и не на окраине. Метро - недалеко. Вот так. А вы лоханулись. Переехали в провинциальный городок, где квартиры стоят намного меньше, и меня потащили за собой. Нет, чтобы немного подождать....
Родители расстроились, конечно. Знал бы прикуп, как говорится....
Ольга нашла работу в Москве, вышла замуж за парня из Подмосковья, и взяли квартиру в ипотеку под конский процент. Мечта сбылась, она вернулась в родной город. Ипотека пробивала гигантскую брешь в бюджете, и Ольга злилась на родителей. Ведь могли бы не покупать автомобиль, насколько же легче ей было. Иномарка теперь стоит копейки, а квартиры растут в цене. Спасибо, папа, помог. А ведь была возможность!
Она очень уставала, потому что много работала. Муж тоже не бездельничал. Они надеялись выплатить досрочно, но рождение ребёнка внесло свои коррективы.
Родители рвались к внуку, но часто приезжать не могли. Они вышли на пенсию и стали получать пенсию вдвое меньше, чем московскую. Денег не хватало, на бензин до Москвы тратить не хотелось. Да и здоровье...Медицина в Серпухове уступала московской. Им бы хотелось, чтобы семья дочери жила неподалёку, но Ольга не собиралась переезжать к ним.
-Родители Сергея помогли нам с первым взносом, спасибо им. Они - правильно вложили деньги. В доллары, ага. А вы в автомобиль, молодцы. Нет, я не жду от вас помощи, но....Сравнение явно было не в пользу её родителей, сумевших сделать все возможные ошибки в жизни. Говорите, знал бы где упасть, соломки подостлал? Ну так нормальный человек сможет просчитать, где он упадёт и заранее принести стог.
Рассчитавшись с одной ипотекой, они сразу же взяли вторую, на однокомнатную квартиру. Будут сдавать а потом туда вселится сын. Рядом, чтобы он жил самостоятельно, но в то же время они могли часто видеться. На этот раз ипотека не будет их напрягать, они внесли первый взнос, да и арендаторы исправно платят. Даже в плюс выйдут.
Родители не понимали, чем прогневали дочь. Почему она не хочет с ними видеться? Это несправедливо - обвинять их в том, что они неправильно распорядились имуществом, и сейчас остались практически ни с чем. Откуда они знали что так получится? И разве они не вправе распоряжаться своим как пожелают?
Ольга соглашалась. Вы поступали так как считали нужным для себя не считаясь с моими интересами. А я поступлю как лучше для себя не считаясь с вашими. Только вот вы во главу угла ставили исключительно свои хотелки, а я думаю о сыне и его будущем.
Она давно перестала уважать родителей. А потом - перестала и любить. Если бы не их упрямство, то у неё было бы нормальное детство и юность. Да и в зрелом возрасте не пришлось работать без отпусков и выходных, чтобы поскорее выплатить ипотеку. Она не собиралась их навещать, и не хотела, чтобы они к ней приезжали. С каждым годом обида на родителей росла, хотя вроде бы обижаться было не на что. Но вот тем не менее.
Любой наш поступок отзовётся в будущем не только на нас, но и на близких. И надо тщательно обдумывать каждый шаг, чтобы впоследствии не остаться в одиночестве. Ах, неблагодарные дети всё равно найдут, за что предъявить претензии? Не факт. С возрастом растут не сколько обиды, сколько критическое мышление, которое и позволит детям во всём разобраться и сделать правильные выводы.
Надо было быть чуть жестче,
Целеустремленней и злей.
К внутренним запросам попроще —
На ноги вставать побыстрей.
Надо было не распыляться,
В суете себя не искать.
Надо было в суть углубляться,
А не по верхушкам скакать.
Надо было быть прозорливым,
Силы рассчитать на года.
Мог бы быть сегодня счастливым,
Кабы не сломался тогда.
Надо было не писать мелом,
Не гореть звездою на час.
Черным сразу быть или белым,
Чтобы не метаться сейчас. (Калинов мост, любимая песня).
НОМЕР КАРТЫ ЕСЛИ БУДЕТ ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ДОНАТ 2202 2005 4423 2786 Надежда Ш.