Рубрика «Про любовь к себе от А до Я» Выпуск 33. ("Однажды в сказке", 2 сезон, 1 серия "Заклятие пало")
Когда сказки и любовные романы не романтизируют токсичные отношения и абьюз, они занимаются тем, что преподносят зрителю и читателю идеальную картинку того, как противоположности притягиваются и волшебным образом дополняют друг друга. Апогей этой сказочной идеи, конечно же, "Красавица и чудовище", а в современной интерпретации сериала "Однажды в сказке" это –
любовная линия темного мага Румпельштильцхена и красавицы Бель.
Темный маг Румпельштильцхен – зло во плоти. Это существо, для которого нет ничего святого, кроме власти и могущества. Не зря вне сказочного мира он стал ростовщиком Голдом. Абьюзер ли Голд? Да 100 процентов. Хоть в сказочном мире, хоть в нашем – этот персонаж дает нам представление о неприкрытом абьюзе и наиподлейших манипуляциях. И если кому-то не нравится слово абьюзер (а мне оно, например, не нравится), то можно говорить о психологической роли Преследователя. Звучит хотя бы по-русски.
Когда "чудовище" Румпель впервые встречает красавицу Бель и по сути берет ее в плен, всё, кажется, сразу оказывается на своих местах: чудовище – агрессор, а красавица – жертва (и агрессора, и обстоятельств). Всё на своих местах, и если всё так и оставить, будет ужасно не интересно.
И зрителю в кино, и людям в жизни нужна драма.
Как ее обеспечить? Поменять у персонажей роли.
Жертва Бель влюбляется в своего преследователя (тут впору бы уже написать статью и о Стокгольмском синдроме) и вбивает себе в голову идею, что Любовь способна расколдовать урода. Так милашка Бель из "жертвы" превращается... в "спасателя".
Но "спасатель" не может спасать агрессора! Это же не по сценарию! Следовательно, возлюбленное чудовище тоже должно сменить роль. Как мы знаем еще из оригинальной сказки, Чудовище стало чудовищем в результате проклятия (раз – оно жертва проклятия), а проклятие принц накликал своим паскудным характером (два – чудовище жертва нрава, ну, или воспитания). В сериале этот посыл сохраняется. Хороший человек Румпельштильцхен стал темным магом тоже в силу некоего проклятия, а отказаться от власти и могущества ему теперь мешают его же собственные слабости и страхи.
Итак, перед нами дважды жертва, такую, естественно, сам бог велел спасать. Бель и спасает.
Бель видит, что Голд ничуть не изменился, что он, как и прежде, злодей и манипулятор. Она хочет уйти и даже эффектно уходит, но потом... робко возвращается. Она прогулялась, остыла...
Мистер Голд по-своему благороден. И если в сказочном мире он урод уродом, персона малоприятная и отталкивающая, то в современном мире этот персонаж не лишен харизмы и мужского шарма. Он просит Бель уйти:
– Как бы ты в меня ни верила, я – чудовище!
Слова, которые Голд слышит от Бель в ответ, можно было бы сделать лозунгом всех психологических "спасателей" на планете. Логика здесь настолько железна, что возразить практически нечего:
– Ты пойми! Как раз поэтому я и должна остаться!
Ну, не прелесть ли?
Когда "спасателя" зовет долг, его мало что способно остановить. А спасти заблудшую маленькую жертву, которая лишь по наивности и несчастности затесалась среди агрессоров и абьюзеров, так это же вообще то, ради чего стоит жить.
В общем, пара "Румпельштильцхен - Бель" (она же "Голд - Бель") воссоединилась, чтобы мы могли хорошенько разглядеть суть их отношений. Такие пары способны существовать только в двух ипостасях: сначала один – преследователь, второй – жертва; потом первый – жертва, а второй – агрессор или спасатель.
Когда Бель набрасывается на Голда с обвинениями в том, что тот не изменился, что продолжает манипулировать и творить зло, она обличала его, войдя в роль преследователя. Но вот дама прогулялась, проветрила голову, и увидела, что Голда надо не ругать, а спасать. И, чего уж там, для нее это – единственный способ быть рядом с этим мужчиной.
Если же добавлять драматизма в историю по всем правилам, то надо признать, что при любом раскладе эти двое – жертвы. Обстоятельств, чувств, слабостей, сценария, привычек, драматического треугольника, страстей... чего угодно.
Правда, пара "жертва + жертва" не является жизнеспособной, поэтому приходится вносить разнообразие в свою личную жизнь за счет других ролей.
Для меня Румпель и Бель – это пример того, как можно осознавать свои роли и по-взрослому выходить из них, строя здоровые отношения. При этом я не забываю и о том, что сериал, несмотря на психологическое правдоподобие, всё же сказочный.
Можно ли перестать играть и построить нормальные, теплые, уважительные отношения без манипуляций? Хочется верить, что да. Мой опыт говорит, что да. Сериал нам говорит – да! Но в самом конце сериала нас всех ожидает сюрприз, к которому мы еще вернемся в свое время. Кажется, чтобы построить нормальные, теплые и уважительные отношения без манипуляций не обойтись...