Разные виды бензина имеют разные обозначения, и каждый из них обладает своими характеристиками. Не нужно быть профессионалом в области химии, чтобы понять разницу между 92-м, 95-м, 98-м и 100-м бензином. Важно знать, какие критерии использовать для выбора топлива, чтобы не тратить лишнего, но при этом не навредить двигателю. Об этом и поговорим!
Какие сорта бензина бывают?
Их назовет даже новичок. Это всем известные АИ-80, 92, 95, 98. Буква А означает, что топливо предназначено для автомобилей; И — исследовательский метод, которым определяется октановое число. А цифры — то самое октановое число. Оно показывает способность топлива к детонации при сжатии во время работы двигателя.
АИ-80 (он же Нормаль-80). Этот сорт бензина хоть и редкость на современных АЗС, но еще встречается. Обычно им заправляют грузовики и спецтранспорт. Для него характерны низкая способность к детонации и малое количество вредных веществ в составе.
АИ-92 (Регуляр-92). Можно сказать, ветеран среди нынешних марок. Дешевый и низкооктановый, с широким спектром использования: от бензопил и подержанных авто до спецтранспорта. Однако «не тянет» на больших оборотах и быстро сгорает.
АИ-95 (Премиум-95). Самый ходовой бензин для современных легковых авто. Экономно расходуется, улучшает динамические показатели машины. Сбалансирован по количеству серы. Но может раньше срока вывести из строя свечи зажигания на двигателях, для которых не предназначен.
АИ-98 (Супер-98). Бензин нового поколения для высокофорсированных моторов с применением новейших технологий, в том числе движков с турбонаддувом. Может похвастаться высокой стойкостью к детонации, улучшенным качеством и присадками. А также повышенной стоимостью.
АИ-100. Всё чаще встречается российских заправках. В основном рассчитан на спортивные автомобили.
Бывает, что на внутренней стороне крышки топливного бака или на пробке некоторых зарубежных авто встречаются числа 87, 91 или 93. Это не ошибка и не приблизительное октановое число. Это американская маркировка бензина (также используется в Канаде, Бразилии и ряде других стран) с индексом AKI (antiknock index). И тут просто нужно запомнить, что AKI-87 ближе всего соответствует нашему АИ-92. AKI-91 = АИ-95. А к AKI-93 приближен к АИ-98.
А что там с дизельным топливом?
В последнее время оно не менее популярно. Расход у дизельных легковушек, как правило, ниже, благодаря чему можно сэкономить на топливе. Кроме того, практически все грузовые автомобиле и сельхозтехника оснащены именно дизельными двигателями.
Сорта ДТ для регионов с теплым и умеренным климатом делятся в зависимости от температуры фильтрации:
- сорт A – для температуры от +5°C;
- сорт B – для 0°C;
- сорт C – при температуре до -5°C;
- сорт D – до -15° C, если температура ниже, то топливо теряет свои свойства;
- сорт F – рабочее состояние при температуре выше -20°С.
Также существуют классы ДТ для регионов с суровым климатом, где минимальная температура фильтруемости достигает -44°C.
Дизельное топливо также имеет сезонную классификацию, которая применялась ранее в СССР и сейчас сохраняется среди водителей. Это так называемое деление ДТ на летнее (Л), зимнее (З), межсезонное (Е) и арктическое (А).
Вместо октанового числа для определения качества дизельного топлива используется цетановое число. Оно показывает скорость воспламенения горючего и компрессии, необходимой для воспламенения. Обычно для дизельных моторов, эксплуатируемых в умеренном климате России выбирают ДТ с цетановым числом 45-51. А в северных районах лучше применять премиальные сорта с числом 51-55.
Что будет, если залить не то топливо?
«Здоровое меню» для автомобиля прописано в руководстве по эксплуатации, а также нанесено на внутреннюю сторону крышки топливного бака или на саму пробку. Заливать ДТ в бензиновый мотор в здравом уме ни один водитель не будет, равно как и бензин в дизельный. А вот с марками бензина народ порой любит экспериментировать. И не всегда удачно.
Если залить 95, вместо 92 в «дедушку автопрома», ничего хорошего не случится. Скорее наоборот, рискует схлопотать «автоинфаркт», т.к. детали мотора и системы выпуска будут нагреваться из-за неподходящего топлива, которое не успеет сгореть целиком. Долгая езда на таком бензине может привести к перегреву свечей и калильному зажиганию, прогару клапанов, поломке каталитического нейтрализатора.
Также плохая идея накормить форсированный движок бензином с меньшим октановым числом. Под нагрузкой с таким топливом мотор будет детонировать. И несмотря на наличие системы контроля, которая с учетом марки бензина может скорректировать зажигание и количество подаваемого топлива, мотор не будет выдавать заявленную мощность. Плюс начнется повышенный расход горючего. Конечно, при кратковременном использовании (например, чтобы доехать до заправки с нужным вашему авто бензином) ничего страшного не произойдет. Однако при постоянном «неправильном питании» все может закончиться преждевременным износом деталей поршневой группы или выходом из строя катализатора.
Как быть и что лить?
- Если мотор не подвергался доработкам (форсировке, тюнингу, перенастройке), заправляйте тем сортом, который рекомендован производителем.
- Переделанным моторам путем вмешательства в систему зажигания, газораспределения или питания может понадобиться бензин классом повыше.
- Если в руководстве по эксплуатации указано несколько сортов топлива, например, 92-95, то лить можно и тот, и другой. Здесь уже выбор за водителем: экономия денег или экономия топлива. А вот вилка 95-98 для машин с турбонаддувом хоть и намекает на вариативность выбора, но предпочтительнее «на постоянку» будет 95, а вот в сильную жару — высокооктановый 98, т.к. при повышенной температуре за бортом увеличивается и риск детонации.
- И не стоит забывать смотреть на экологический класс топлива. Чем он выше, тем бензин качественнее. Если в руководстве по эксплуатации указан 3 класс и выше, то не стоит экспериментировать с топливом с меньшим показателем. А вот с более высоким — пожалуйста.
Несколько советов, или на что обратить внимание при выборе бензина
- Заправляйтесь всегда на проверенных заправках или известных сетевых АЗС (Лукойл, Газпромнефть, Татнефть, Роснефть и т.д.) или на тех, что расположены вблизи крупных населенных пунктов или на оживленных трассах. Вероятность нарваться на некачественное топливо здесь гораздо меньше.
- Избегайте заправок-двойников, которые маскируются под цвета флагманов АЗС и часто даже в названии меняют лишь одну букву (ЛУКОЙЛ — ЛИКОЙЛ, Роснефть — Росснефть).
- Выбирайте качественный бензин. Здесь показателями будет не только именитость АЗС, но и качество хранения и транспортировки топлива.
- Не гонитесь за дешевизной. Чаще всего дешевый бензин = некачественный бензин.
- Не стесняйтесь спрашивать на АЗС информацию о соответствии бензина ГОСТу или просить паспорт качества, если не уверены в экологическом классе топлива. Отказ предоставить такие сведения — повод усомниться в качестве горючего.
- Почаще заглядывайте в руководство по эксплуатации, тогда точно не ошибетесь с маркой бензина.
- Учитывайте климатические условия эксплуатации авто и сезонность при выборе топлива.
Выбирайте только правильное топливо для своего авто и тогда оно прослужит вам значительно дольше.
Статья подготовлена брендом Havens
Это синтетические смазки премиум-класса, изготавливаемые в ОАЭ. Наши масла соответствуют стандартам API, JASO, ACEA и других международных организаций, а также имеет стандарты качества ISO 9001, ISO 14001 и ISO 1800. И сертифицированы для использования OEM-производителями Porsche, Volvo, Mercedes, Volkswagen, Man, Deutz.
Масла бренда Havens подходят для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, внедорожников, микроавтобусов, легкой коммерческой техники, а также для атмосферных и турбированных двигателей, и гибридов.
Приобрести продукцию бренда Havens можно приобрести на Wildberries, OZON или в точках продаж в разных городах. Спрашивайте Havens в магазинах и автосервисах вашего города!