Когда под давлением цивилизации племя делаваров окончательно переселилось на запад от Миссисипи, их женщины, как и прежде занимались земледелием и домашним хозяйством, а мужчинам пришлось вживаться в новую среду обитания, теперь предстояло добывать хлеб насущный не под прохладной сенью лесов, но под палящим солнцем Великих Равнин и среди каменистых кряжей Скалистых Гор.
Однако, оказалось, что у мужчин делаваров можно отнять землю, но их главный капитал – охотничьи навыки, знание повадок животных и чтение следов, всегда останется при них, пока существуют свободные, незаселенные земли, где есть применить свои силы настоящему индейскому охотнику. Соответственно, делавары группами и поодиночке охотились на бизонов, ставили капканы на бобра в Скалистых горах, нанимались проводниками и трапперами в исследовательские и охотничьи экспедиции, помогали армии США выслеживать враждебных диких индейцев, вступали разведчиками в отряды охотников за скальпами и т.д. Делаваров можно было встретить по всему Дальнему Западу Америки от Канады до Мексики.
Весной 1832 года капитан Бенджамин Бонневиль, который под личиной торговца мехами выступал в роли «отпускника» для исследования в пользу армии США северо-западных территорий, нанял группу делаваров в качестве проводников и трапперов для своей экспедиции. Однако, по прибытию Бонневиля в Скалистые Горы его индейские трапперы были переманены торговцем-конкурентом, предложившим индейцам по 400 долларов за труды их осенней охоты. Однако, оказалось, что еще не все делавары испорчены товарно-рыночными отношениями, и один из них, по имени Бакай (Buckeye- англ. Конский каштан), остался верен слову, данному Бонневилю при заключении договора.
Этот Бакай очень гордился своим мастерским умением охотиться на огромных медведей Скалистых Гор – гризли, и, хотя у охотника из-за старой травмы не действовала левая рука, он утверждал, что готов напасть на тяжело раненного гризли с одним ножом, и выступить против любого здорово матерого зверя с винтовкой. Здесь нужно сказать, что тогда почти все промысловые винтовки были однозарядными, заряжались с дула и оснащались ударно-кремневым замком, а сырая погода и отсутствие должного ухода превращали стрельбу в лотерею: выстрелит оружие или нет.
За время сезона Бакаю дважды выпадал случай продемонстрировать свое мастерство, и оба раза успешно. Метод делавара заключался в следующем: он провоцировал медведя на нападение, садился на землю, взводилл курок винтовки и укладывал ее, как на подпорку, на нерабочую руку. Затем он хладнокровно ожидал приближения медведя и спускал курок, когда зверь оказывался совсем рядом. В каждом случае лесной монстр погибал на месте.
Случались с Бакаем за время экспедиции и менее героические случаи. В один из пасмурных дней поздней осени делавар, согласно своему обычаю, ушел в одиночку на охоту впереди отряда. Вскоре после выдвижения экспедиции повалил сильный снег и поднялся ветер, у Бонневиля возникли опасения, что они потеряют своего делавара. Так и случилось, на следующее утро Бакай не вернулся и на его поиски был отправлен спасательный отряд. После нескольких часов поиска индеец был обнаружен далеко позади. Он спокойно сидел в снежной норе и ждал, когда его догонят товарищи, не зная, что они уже давно прошли. Он просто не заметил их во время снежной бури, которая к тому же замела все следы.
Великое колдовство
Как водилось у компаний по добыче мехов в Скалистых горах, на зиму трапперы разделялись на группы и занимались добычей пушного зверя, а весной вновь собирались в заранее оговоренном месте, чтобы подсчитать и сбыть с рук добытое «мягкое золото», и либо отправиться обратно домой, либо остаться на новый сезон. Называлось это мероприятие – рандеву.
Прошло всего несколько дней рандеву, как капитан Бонневиль по разным признакам понял, что поблизости присутствуют индейцы из племени черноногих. По их скрытному поведению он разгадал, что черноногие замышляют что-то недоброе. Капитан старался поддерживать в лагере постоянную боевую готовность, но заставить трапперов соблюдать дисциплину на рандеву было также тяжело, как требовать от моряков в порту соблюдать трезвость.
Бакай, знавший на что способны его дикие краснокожие братья по расе, был возмущен таким безрассудством трапперов, и старался возбудить в них хоть толику осторожности, для чего указывал на различные знамения. Хотя Бакай был полуцивизованным индейцем, он не пренебрегал мудростью предков и был склонен иногда примерять на себя личину пророка, что лишь веселило его белых товарищей.
Утром одного из дней рандеву Бакай был особенно мрачен, и когда трапперы спросили в чем причина его плохого настроения, делавар ответил, что слышал незадолго до рассвета особый лай и вой койота, который предвещает появление чужаков и грядущие неприятности:
Вокруг нас таится опасность и до заката произойдет несколько боев.
Делавара высмеяли как лжепророка и объяснили, что надо меньше жрать на ночь, тогда к нему не будут являться дурные сны и он не будет просыпаться от любого воя койота.
После завтрака весёлая группа конных охотников отправилась в погоню за небольшим стадом бизонов, взяв с собой вьючного мула, чтобы привезти добытое мясо в лагерь. Они отсутствовали несколько часов, когда вдруг вернулись галопом и влетели в лагерь с криками: «Черноногие! Черноногие!» Все схватились за оружие и побежали узнать причину тревоги. Оказалось, что, когда трапперы неторопливо возвращались с удачной охоты, ведя на поводу мула с грузом мяса, в 2 милях от лагеря на берегу ручья, заросшего густыми кустами, их ждала засада.
Большой отряд черноногих показался из кустов, и после ужасного боевого вопля выпустил тучу стрел по охотникам. Последние тут же пришпорили лошадей и гнали их не оглядываясь, пока не оказались в лагере. К счастью, никто из трапперов не был ранен, однако они оставили мула со всем грузом мяса в руках врага. Это была не столько потеря, сколько несмываемое оскорбление, за которое требовалось срочно отомстить.
Все вскочили на коней и с винтовками в руках галопом помчались карать черноногих и спасать мула с бизонятиной. Они приехали слишком поздно: индейские налетчики скрылись, а от мула остались только отпечатки копыт на траве. Трапперы в мрачном настроении вернулись в лагерь, где их ждал Бакай.
Делавар спокойно сидел у костра и курил свою трубку. Пока охотники рассказывали о неудачной погоне, он молча слушал с невозмутимым видом, а затем указал на запад:
Солнце еще не зашло. Бакай не дурак, предсказание сбылось!
Источник - The Adventures of Captain Bonneville, U. S. A., in the Rocky Mountains and the Far West, 1837, by Benjamin Louis Eulalie de Bonneville.
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.