Любимые украшения наших мам и бабушек. Ростовская финифть. История и технология

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом».

Расцвет финифти в России пришелся на XVI–XVII века, тогда же сложились основные жанры цветной эмали: на декоративных предметах мастера изображали сказочные и исторические сюжеты, пейзажи и православные храмы. А на ювелирных изделиях — цветочные орнаменты.

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла.

Ученый Михаил Ломоносов внес весомый вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод, стекло использовали как основу для красок. В Академии художеств в Петербурге был основан класс «живописи по финифти», в котором учились будущие художники.

Главным заказчиком в течение долгого времени оставалась церковь: долговечные, яркие и изящные миниатюры украшали оклады икон и одежду священнослужителей.

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла.-2
Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла.-3

Ростов издавна славился своими иконописцами, первые же мастерские эмальеров появились в городе в 1760-е годы.

Ростов, как духовный центр, привлекал к себе паломников, среди которых были и простые люди, и знатные. Каждый паломник решал, что же ему увезти на память со святой земли.

Спросом пользовались иконы и образки с изображением святых и святынь Ростова Великого (Успенского собора, Ростовского кремля, Спасо-Яковлевского монастыря).

Небольшие и яркие финифтевые иконки стоили недорого и быстро раскупались в церковных лавках.

Параллельно развивалась и «светская» финифть, мастера изготавливали подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы носили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки.

Технология

В XVII веке французский ювелир Жан Тутен открыл секрет полупрозрачных огнеупорных красок.

С тех пор процесс состоял из трех этапов: сначала мастер готовил белую эмалевую основу, затем наносил рисунок и потом вставлял изделие в оправу.

Пластина для основы вырезалась из листа металла. Это были медь, бронза, латунь, серебро или золото.

Затем ей придавали нужную форму, добиваясь идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» — нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка.

Заготовка отправлялась в печь, на выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону тоже покрывали стеклянным составом, чтобы при обжиге пластина не деформировалась.

В таком виде заготовка попадала к художнику. На выпуклой стеклянной части он изображал огнеупорными эмалевыми красками, разведенными на лавандовом масле или скипидаре, миниатюры и орнаменты.

Техника была схожа с росписью фарфора: художник работал небольшой кистью и мазок за мазком наносил рисунок.

Мастер намечал общий план изображения, отправлял изделие в печь, охлаждал, а затем выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета.

Материалы для ремесла стоили дорого. В состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта — синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета.

После второго обжига эмалевые краски прочно прилипали к фону и на нем лежали плотно или прозрачно - как задумал мастер.

Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые сюжеты требовали до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.

Технология требовала мастерства: исправить нанесенный на эмаль рисунок нельзя, одно неверное движение кисти могло испортить всю работу. А сами пигменты в печи меняли цвет — если ошибиться с температурой и временем обжига, замысел художника мог не воплотиться.

Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла. Часто ею служила филигрань — тонкий кружевной узор из проволоки.

Финифть не меняла цвет с годами, ей была не страшна влажность и высокая температура. Единственный недостаток изделия — хрупкость. Крупные украшения нуждались в бережном обращении, хотя небольшие предметы оставались довольно прочными и легко переносили удары.

Ростовская финифть к началу ХХ века пользовалась все меньшим спросом. Новые технологии штамповки и печати делали производство эмалей экономически невыгодным, мастера вынуждены были в день изготавливать сотни небольших образков.

Художники писали иконки и вставки для декоративных предметов по шаблону, художественная сторона отходила на второй план.

Снова интерес к ростовской финифти появился уже при советской власти.

В 1920–30-е основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа. Рядом с традиционными цветочными орнаментами появились пятиконечная звезда, ленты, колосья с серпом и молотом, лозунги нового советского государства.

Финифть на религиозные темы стала неактуальной: вместо икон мастера писали портреты Ленина и Сталина, а также представителей советской номенклатуры разного уровня.

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла.-4

В промысле наметились два основных направления: цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись. По-прежнему был велик спрос на копии картин, художники повторяли фотографии, открытки и картинки из журналов, к юбилейным датам выпускали предметы с портретами поэтов и писателей.

В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они объединялись в артели, расписывали в основном пользовавшиеся спросом броши и шкатулки.

В конце 1960-х в СССР активно поддерживалось возрождение традиционного народного искусства. Со стороны населения спрос на финифть был небольшой, но государственные заказы были постоянными.

Художники изображали исторических деятелей и знаменитых ученых, героев и космонавтов, например в 1960-е годы появились финифти с изображением космонавта Юрия Гагарина.

Вот примеры украшений разных лет.

Сегодня промысел финифти в Ростове Ярославской области по-прежнему развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова.

Многие из мастериц происходят из династий эмальеров, они, как и прежде, вручную расписывают изделия.

В наши дни фабрика «Ростовская финифть» идет в ногу со временем и выпускает украшения согласно требованиям современной моды. Благодаря такому разнообразию, ювелирными изделиями с финифтью можно дополнить любой образ.

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла.-6

Финифть можно встретить не только на прилавках ювелирных магазинов, но и в коллекциях ценителей и в музеях.

Большое спасибо за интерес!

Еще больше интересного об украшениях и историях ювелирных заводов времен СССР уже на моем канале -

Ваша коллекция. История известной броши "Паук" Калининградского янтарного комбината

Предаукционная выставка украшения Зыкиной

Ювелирные украшения времен СССР. История. Харьковский ювелирный завод

Ювелирные украшения времен СССР. История. Свердловский ювелирный завод. Начало

Ювелирные украшения времен СССР. История. Свердловский ювелирный завод. После распада СССР

Ювелирные украшения времен СССР. История. Свердловский ювелирный завод. Ушел в историю

Любимые украшения времен СССР. История. Рижский ювелирный завод. Именники

Всего доброго и Удачи!