Найти тему

Ювелирные украшения времен СССР. История. Свердловский ювелирный завод. После распада СССР

Начало истории свердловского ювелирного завода здесь

В 1987 году на завод пришел новый директор. Благодаря Юрию Бырдину, завод стал известен во всем мире. В 1992 году государственное предприятие было преобразовано в акционерное общество «Ювелиры Урала».

Времена были очень непростые: перестройка, нищета и гиперинфляция.

Для повышения зарплаты сотрудникам Юрию Бырдину неоднократно предлагали расстаться с частью персонала для того, чтобы оставшиеся получили зарплату побольше, но он не пошел на это. В то время на предприятии работали такие высококлассные мастера, что выбрать, кого уволить, а кого оставить, было простоневозможно.

Трудности не могли не коснуться и работников предприятия. Порою зарплату выдавали серебряными цепочками, а иногда и мылом и носками.

Но директор смог получить кредиты на развитие производства благодаря связям с правительством.

Деньги тратились не только на модернизацию производства, но и на повышение профессионального уровня сотрудников. Стало возможно отправлять их заграницу для посещения выставок, творческих поездок и курсов повышения квалификации.

Появилась свобода творчества, а вместе с нею и возможность изготавливать очень дорогие высокохудожественные украшения.

Колье "Сон Деметры" 1992. Елена Лаврёнова. Фото: из архива
Колье "Сон Деметры" 1992. Елена Лаврёнова. Фото: из архива

Авторы украшений вместе со своими изделиями выезжали на выставки в Италию, Японию, США и Израиль.

Началось сотрудничество в Всемирным золотым советом и алмазодобывающей компанией «Де Бирс».

В 1996 году художница Елена Опалева прошла в финал крупного конкурса компании «Де Бирс» «Алмазные премии мира».

Ее работа колье «Гизехский сфинкс» получило место в тридцатке победителей этого престижного конкурса.

Колье «Гизехский сфинкс», 1996 год. Художница Елена Опалева. Золото. бриллианты, эмаль. Фото из открытых источников
Колье «Гизехский сфинкс», 1996 год. Художница Елена Опалева. Золото. бриллианты, эмаль. Фото из открытых источников

Идея сделать колье «Гизехский сфинкс» появилась так. Художница во время командировки в Швецию случайно попала на выставку украшений последнего ювелирного конкурса «Де Бирс». Там были самые разнообразные изделия, и они были яркие, необычные, многие – с эмалью. Елена поняла, что организаторы конкурса хотят видеть у себя на выставке. Это должна быть запоминающаяся работа, что-то знакомое и понятное, и обязательно с вставками бриллиантов необычной формы. Ибо сам конкурс и проводился «Де Бирс» для популяризации необычной огранки бриллиантов.

В подготовке бриллиантов приняли участие сотрудники ПО Кристалл в Смоленске.

В настоящее время точное местонахождение колье неизвестно. Какое-то время колье «Гизехский сфинкс» демонстрировалось на разных выставках. По идее, его должны были забрать на хранение в Гохран, ведь оно стоило не менее миллиона долларов.

Всего на тот конкурс было заявлено более двух тысяч украшений. На конкурсе «Алмазные премии мира» никто из российских ювелиров никогда больше не побеждал.

В то время, согласно действующему законодательству, действовал запрет продажи изделий из драгоценных металлов за рубеж.

Украшения вывозились на выставки и возвращались в Россию. Изделиями интересовался даже аукционный дом «Сотбис», но продавать украшения не было никакой возможности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Большое спасибо за интерес! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ!

Еще больше интересного на моем канале -

Мифы и легенды советских украшений. Часть 1

Мифы и легенды советских украшений. Часть 2

Мифы и легенды советских украшений. Часть 3. Александрит

Ювелирные украшения времен СССР. История. Харьковский ювелирный завод