Найти тему
Газета 「Солипсист」

О роли сотворчества в разработке сеттинга (и в готовом сеттинге тоже)

В данной статье разбирается сотворчество в сеттинге и его положительные качества для Разработчика и Участника. Необходимым основанием для сотворчества являются персонажи сеттинга и их типичные черты, через которые Участник сможет отожествлять себя с ними и на основе которых сможет создавать подобных, фанатских персонажей. Основное внимание уделяется принципу "Наличия подобий" (авторский неологизм) и его разбор на основе известных сеттингов (Doom, Postal, Homestuck и т.д.).

__________________________________________________________________________________________

В начале было слово, и этим словом был Сеттинг
В начале было слово, и этим словом был Сеттинг

__________________________________________________________________________________________

В ходе размышлений о сеттинге как таковом нельзя не прийти к следующему выводу — немалая роль в привлечении "вовлечённых" (или "фанатов") играет возможность сотворчества, то есть создание качественно новых текстов, изобразительных работ и музыки, посвящённым событиям или персоналиям лора. Сотворчеством также признаётся создание фанатских персонажей или даже альтернативных вселенных (AU, Alternative Universe) на основе исходных данных сеттинга.

Это очень ценное качество, развитие которого разработчик вселенной должен брать во внимание, поскольку это повышает приток людей в сеттинг, способствует увеличению популярности и возникновению новых идей для его развития (Эндрю Хасси таким образом и писал Jailbreak и первые главы Homestuck — советовался с читателями на форуме и на основе их предложений создавал свои варианты); фанаты, в свою очередь, получат от этого больше удовольствия, понимания сеттинга и возможность самовыражения.

Важность самовыражения Вашего фаната имеет особое значение, тем более если Ваша целевая аудитория — подростки. Они будут использовать исконно Ваших и своих персонажей для познания социальных взаимодействий и ролевой между собой и сравнивать с реальным миром. Я могу подкрепить эти слова собственным опытом и опытом моих друзей в подростковые годы, когда мы создавали свою Alternative Universe по компьютерной игре Spore и когда читали, обсуждали и играли в текстовые ролёвки по веб-комиксу Homestuck.

Чтобы сеттинг имел хорошие возможности для сотворчества, в нём должны быть должным образом проработаны персонажи и взаимоотношения между ними (возможно даже создание целой системы отношений, как в сеттингах Homestuck и визуальной новеллы "Жизнь и страдания господина Бранте", где есть касты и сословия с соответствующими каждому правилами поведения). Действительно, сюжет в Вашем мире имеет большое значение, однако, потенциальный фанат должен иметь возможность примерки масок, то есть отожествления себя с героями и злодеями. Если сюжет прекрасен, а самоотожествление затруднено, то у фанатов мало инструментов для сотворчества. Именно персонажи обеспечивают коммуникацию между "вовлечённым" (читателем, зрителем, игроком, слушателем) и миром.

Чтобы обеспечить фанатов хорошими инструментами, то при создании важного, ключевого персонажа соблюдайте принцип "Наличия подобий".

Подобия — персонажи, которые имеют сходства с важным, ключевым героем или злодеем, которые имеют типичные черты и стереотипы поведения.

Важно помнить о том, что нужно смотреть на обстоятельства и думать, подходит ли к конкретной ситуации создание подобий или нет.

Соблюдение и отступление от данного принципа лучше показать на примерах.

Каждое литературное произведение, в том числе классическое, имеет сеттинг, как минимум исторический. В произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" мы видим протагониста Родиона Раскольникова. Классический бунтарь. Данный персонаж обыкновенно вызывает отожествление с собой у молодых читателей. Это прекрасно! Родион, как персонаж, привёл новых почитателей произведению. Представьте, что такая личность присутствует в Вашей вселенной. Всё отлично, вот только у Раскольникова нет подобий. Он единственный в своём роде, следовательно, Ваш герой — тоже. Возможно, с его участием напишут фанфик или нарисуют фанарт. А было бы в лоре, скажем, целое сословие таких Родионов, то почитатели могли бы на основании их типичных черт создавать собственных персонажей, т.е. осуществлять акт сотворчества. Но поразмыслите сами, если в Вашем лоре присутствует герой наподобие Раскольникова, то точно ли необходимо соблюдение принципа "Наличия подобий" и осуществимо ли это? Лично я в данном контексте не стал бы его соблюдать, ибо абсурдно.

Теперь обратимся к сеттингам компьютерных игр "Doom" и "Postal". В каждом есть один главный герой: Чувак из Дума (Doomgue) и просто Чувак (Postal Dude). Соблюдён ли в данных сеттингах принцип "Наличия подобий"? В чистом виде — нет. Однако, в этих играх возможность самоотожествления игрока с героями выше, поскольку разработчики применили такой приём, как "обезличивание". У этих персонажей, грубо говоря, нет личных имён. У них нет строго прописанных характеров и ролей поведения. Особенно это касается Чувака, ибо игры этой серии подразумевают вариативность его поведения: в Postal 1 мы можем убивать только вооружённых противников, а можем пойти дорогой прирождённого убийцы и мочить всех и вся; в Postal 2 у нас даже есть возможность пройти игру без единого убийства. Postal III предоставляет нам право пройти игру добрым Чуваком.

Короче говоря, в зависимости от условий и формата сеттинга можно применять приём "обезличивание" для персонажей, если нет возможности соблюдать принцип "Наличия подобий".

Так где же реализован принцип «Наличия подобий»?

Как уже говорилось выше, этот принцип лучше всего соблюдён в тех вселенных, где существуют классы, сословия, расы или другие подобные категории. Немалую роль играют характер и способы взаимоотношений между ними (власть-подчинение, союз-вражда и т.д.).

Сеттинги, которые содержат эти компоненты, обычно относятся к мирам RPG-игр (Fallout, The Elder Scrolls, The Vampire Masquerade), но также встречается в других произведениях (веб-комикс Homestuck, мультсериал My Little Pony).

Разберём реализацию принципа «Наличия подобий» в веб-комиксе Homestuck.

На примере Homestuck мы видим мир троллей, которые живут в кастовом обществе. Гемоспектр (кастовая система, основанная на цвете крови) определяет положение тролля и его характер взаимоотношений с остальными. За каждым цветом крови также закреплён свой знак зодиака (это не может не вызвать интереса у той части аудитории, которая увлекается астрологией). Помимо каст, Эндрю Хасси разработал сложную и уникальную систему отношений, и персонажи могут находиться в разных квадрантах в зависимости от своих взаимодействий и эмоциональных связей. Эта система отношений добавляет глубину и интерес к развитию персонажей в комиксе. Речь прежде всего идёт про кисмесис, мойреил, мейтсприт, оспистис. Но есть и градации.

Квадранты отношений в сеттинге Homestuck
Квадранты отношений в сеттинге Homestuck

Помимо этого, существуют ещё категории, которые позволяют детально проработать персонажей: речь идёт про боевой способус и метод капчалогирования.

Боевой способус - это система, которая определяет, какие виды оружия может использовать персонаж в бою. Каждый персонаж в Homestuck имеет свой собственный боевой способус, который определяется его уникальными интересами и предпочтениями. Боевой способус является важным элементом боевых сцен в Homestuck и добавляет разнообразие и индивидуальность в битвы между персонажами.

Метод капчалогирования - это особая система хранения и извлечения предметов в Homestuck. В комиксе метод капчалогирования позволяет показать внутренний мир персонажа. Например, Дейв Страйдер использует продвинутую среди остальных детей систему, потому что он позиционирует себя как разбирающегося в трендах и крутого парня. А вот тролль Гамзи Макара, который является клоуном и «идейным шизом», имеем настолько запутанную систему, что сам с трудом ею пользуется.

Помимо троллей в комиксе существуют разные персонажи, например, дети, херувимы и т.д. Все они являются носителями разных архетипов и индивидуальностей. Каждый читатель найдёт может на основе этих свойств сеттинга создать персонажа под стать собственной личности.

Данный сеттинг соблюдает принцип "Наличия подобий", потому что у основных персонажей "за спиной" стоят представители их каст и они имеют множество черт, которые предоставляют гибкие инструменты для сотворчества.

Возможность сотворчества – важное качество сеттинга, потому что, во-первых, оно обеспечивает появление новых фанатов. Во-вторых, через него фанат способен лучше познавать мир сеттинга, а в идеале – сравнивать его с реальным миром, собой и окружением, извлекать из этого индивидуальный опыт. В-третьих, фанаты своим творчеством будут бесплатно заниматься созданием контента по-Вашему сеттингу, привлекать новых участников и развивать мир.

Для этого дайте им возможность отожествлять себя с персонажами сеттинга и на их основе создавать собственных. Помните также про интересные и необычные детали при разработке сеттинга.