Найти тему
Библио Графия

«Эта трилогия стала для меня открытием творчества Георгия Данелии» — отзыв о мемуарах знаменитого кинорежиссёра

Мы продолжаем говорить о Георгии Данелии и его замечательных мемуарах. Если вам кажется, что вы знаете о них ещё недостаточно, прочитайте эту прекрасную, эмоциональную статью читательницы канала Зои Коваленко. Я читала её несколько раз. И каждый раз получала удовольствие от того, насколько точно Зоя написала об этих книгах, как тонко отметила самые главные черты характера знаменитого режиссёра, его интонации, грани таланта.

О книгах Георгия Данелии узнала из обзора Галины перед самым Новым годом и сразу же постаралась их найти. Читала в поезде, когда ехала, стараясь громко не смеяться. Продолжала читать, приехав в гости.  Дочь сказала, чтобы я не смела ей ничего рассказывать, потому что она будет читать сама. Так, продолжая хихикать и переживать, сама с собой я и прочитала все три книги.

Трудно отыскать среди людей моего поколения людей, который бы не знали это имя. Я тоже считала, что знаю. Фильмы «Мимино», «Джентльмены удачи», «Кин-Дза-Дза», потом, немного подумав, могла добавить еще парочку. Чукча, к сожалению, не зритель, а читатель. Поэтому эта трилогия во многом стала для меня открытием творчества Данелии.

К моему сожалению, большую часть фильмов Данелии я не видела, потому что много его фильмов было снято во времена, когда у меня были маленькие дети. А так как я жила в городе, в котором у меня совсем не было родных (приехала по распределению после института), то посещение кинотеатров не входило в список моих приоритетов.

Но я хорошо помню фильм «Сережа», который смотрела миллион лет назад, и оказалось, что это первый фильм начинающего тогда режиссера, который сразу принес ему мировую известность. А фраза «Дядя Петя, ты дурак» — первая из его цитат, которые стали крылатыми для многих.

Я знала, что автор сценария «Путь к причалу» — Виктор Конецкий, писатель, книги которого я читаю и люблю очень давно, но только сейчас узнала, что режиссер одноименного фильма — Данелия. Сценарий и фильм стали началом их многолетней, настоящей дружбы.

Про фильмы Георгия Данелия и истории их создания можно читать и писать много и долго, и это очень интересно, но ведь я пишу о его книгах. А книги я читала, не отрываясь.

Они очень веселые и очень грустные. Книги умного, доброго и честного человека, умеющего дружить и дорожить своими родными и друзьями.

Данелия шутит, и мы смеемся вместе с ним.

Данелия иронизирует, и мне понятна его ирония, мы жили с ним в одной стране.

Данелия грустит, и я понимаю, как тяжело прощаться с людьми, которые прошли по жизни с тобой рядом, одной дорогой.

Мне понравилось, что в книге отсутствует описание «подковерных» профессиональных разборок и он уважительно отзывается о режиссерах, которые работали с ним в одно время.

Данелия дорожит своей командой, с которой создавал фильмы, и находит теплые слова для всех участников этой нелегкой работы. Снимались в его фильмах актеры, которых знала вся страна.

Сергей Бондарчук, Фрунзик Мкртчян, Савелий Крамаров, Олег Басилашвили, Леонид Ярмольник, Марина Неёлова, Олег Янковский, Вахтанг Кикабидзе, Наталья Гундарева, Евгений Моргунов. Евгения Леонова он считал своим талисманом.

Теперь я понимаю, какой большой труд вложен в каждый кадр его необыкновенных фильмов, начиная от написания сценария и подбора актеров до монтажа и озвучивания!

С какой любовью он пишет о композиторах, написавших музыку к его фильмам, и как иронизирует над собой, рассказывая о своих требованиях к ним. Но ведь 99-ая по счету (не меньше) мелодия к его фильму всегда становилась шедевром, как и слова к песням.

Я немного знала о творчестве Геннадия Шпаликова, но только из книги узнала о причинах его загубленной судьбы и прочитала много незнакомых стихов этого замечательного поэта.

Книги написал человек, знающий себе цену.

Даже в самое непростое время Данелия всегда отстаивал свою точку зрения в переговорах и разговорах, невзирая на должности и звания оппонента.

«Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьёт до дна» и «Кот ушёл, а улыбка осталась» — книги человека, умеющего посмеяться над собой.

Это книги человека, трепетно любившего свою мать, семью и несчетное количество грузинских родственников.

Однажды моя дочь поехала в Японию и спросила меня: что тебе привезти оттуда? Я подумала и сказала: привези мне крючки для вязания №2, 2,5 и 3,5. Дочь привезла и с возмущением сказала: «Думаешь, это было легко?».

Я хохотала, когда прочитала у Данелии:

-2

Дочь сказала мне, что это был 17-этажный универмаг. Не помню, на каком этаже она нашла мне крючки.

В последнее время я с удовольствием читаю статьи Захара Прилепина о поэтах и писателях прошлого века. Данелия же в своей книге рассказывает о великих актерах, режиссерах и их фильмах того же периода.  И не скупится на хорошие слова в адрес как отечественных, так и зарубежных персонажей. Много пишет он о совместных проектах с зарубежными продюсерами.

Особенно поразила меня встреча автора с актрисой Харри Андерссон. Узнав в разговоре, что Данелия автор фильма с участием Серго Закариадзе, который ей очень нравился, она встала перед ним на колени. Дело было на международном фестивале и эту сцену сразу стали снимать фотографы.

-3

Но потом Данелии показалось, что она видела фильм «Отец солдата». Он сразу же подошел к актрисе:

-4

Актриса ответила, что это не беда и что его фильм с этим актером, наверно, тоже очень хороший!

Но Данелия так был этим расстроен, что решил уехать с фестиваля.  Рассказал об этом случае другу и уехал в аэропорт. Прошел регистрацию и вдруг по громкоговорителю услышал свою фамилию. Друг выяснил, что актриса видела все-таки фильм «Не горюй» Данелия.

Болгарский кинокритик Борис Дмитров объяснил ему: если в фильме, который Харри смотрела, погибает сын старика — это «Отец солдата», а если умирает сам старик — это «Не горюй!».

Харри смотрела фильм, где умирает сам старик.

Я не могу сказать, какая книга из трёх интереснее — «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьёт до дна» или «Кот ушёл, а улыбка осталась».  Они описывают разные периоды жизни автора вперемежку с воспоминаниями о детстве. Мне было интересно читать все три.

  • Первая — «Безбилетный пассажир» — о начале пути в кинематографе.
  • Вторая — «Тостуемый пьёт до дна» — это взлет, «Я шагаю по Москве» и международное признание.
  • Третья — «Кот ушёл, а улыбка осталась» — это перестройка, но не выживание, а полет на далекую планету Кин –дза-дза, хотя ракета, построенная специалистами-авиаконструкторами, взорвалась в песках пустыни Кара-кум. Пришлось ракету строить самим из подручных материалов. И все-таки взлетели и улетели! А я, когда увидела ракету Маска, сказала: это он у Данелии идею слизал!

Георгий Данелия прожил долгую жизнь, прожив и пережив вместе со страной войну, эвакуацию, смерть Сталина, оттепель 60-х годов и перестройку 90-х. Но это была очень достойная и, я думаю, счастливая жизнь. Была любимая работа, друзья, соратники и страна, которую он любил.

-5

Данелия ушел от нас совсем недавно, и о своей жизни сказал коротко и емко:

-6

Коротко и достойно.

***

Огромное спасибо Зое за развёрнутый и очень эмоциональный рассказ!

Обзор написан в рамках Рождественских чтений, которые проходили на канале с 25 декабря по 8 января.

А вам отзыв Зои понравился?

Телеграм | ОК | Поддержать канал