У меня много статей о произведениях Чехова, но именно об этом рассказе я писать как-то никогда не собиралась. Надо же благодаря безмерному таланту создать такой странный, неоднозначный и пугающий (меня точно пугает) образ! Да еще и с таким издевательски сладким "обозванием"... Душечка... Вроде бы нормальное для той эпохи слово, но именно в контексте рассказа оно выпукло отсвечивает неприятными смыслами, то ли приторными духами, то ли духотой невыносимой, то ли недоросшей душой... Или наоборот, слишком вместительной? Слово "слишком" точно будет присутствовать в любой оценке.
Чехову, как мне кажется, в жизни совершенно точно повезло только с сестрой, остальное женское окружение ближайшее и дальнее (включая "антоновок"), видимо, ощутимого восторга не вызывало. Брак, на мой взгляд, несмотря на романтику бесчисленных писем, был довольно печальным. Помню, читала воспоминания И.Бунина,о последних годах Чехова, стоически- терпеливом несении всех тягот болезни и отсутствии жалоб на постоянное отсутствие жены рядом. А ведь Антон Павлович страдал, страдал глубоко, но внешне, кроме легкой печали, это ничем не проявлялось. И еще, какая ирония, Чехов явно недолюбливал имя Ольга, которое выбрал и для героинь остро-сатирических рассказов " Попрыгунья" и " Душечка", а потом судьба соединила его брачными узами именно с Ольгой. Тексты иногда странно влияют на жизнь автора...
Рассказ "Душечка" написан под влиянием активно обсуждаемого в те времена "женского вопроса". Чехов этой темой очень интересовался (как и почти все значительные русские авторы того времени), писал об этом, размышлял. И его размышления сводятся в итоге к тому, что женщине, как раз таки, надо давать и воспитание и образование ничем не отличное от мужского, чтобы она имела возможность умственно развиваться и реализовываться. Чехов (как и Достоевский) помогал начинающим писательницам, охотно отвечал на их письма, правил рукописи, давал профессиональные советы (абсолютно, на мой взгляд, актуальные и сейчас). При этом женские образы, в которых собраны наиболее отвратительные для Чехова черты характера, отдают чуть ли не ощутимым женоненавистничеством, тут он не стеснялся (хотя и понимал корни проблем).
Героиня рассказа "Душечка" -- Оленька Племянникова, без всяких сомнений, образ сатирический, и образ вполне удавшийся. Женщина, которая не может жить без привязанности и любви даже года, не имеющая собственного суждения ни о чем, словно эхо, отзывающаяся словами и мнениями своих мужей, может ли это не быть сатирой? При этом у Чехова как всегда подано всё так мило и остроумно, так точно и достоверно, что искренняя, румяная и заботливая Оленька, которая холит и лелеет всех своих избранников (имеющих обыкновение неожиданно умирать), вызывает не только недоумение, но иногда даже искреннее сочувствие.
К тому же Чехов ушел от совсем уж ядовитой сатиры в неразбавленном виде, когда поместил в череду искренне обожаемых Оленькой мужчин и "гимназистика в большой фуражке", сына ветеринара Сашеньку. Даже совсем усложнил задачу критикам, добавив, что ни одна из прежних привязанностей Оленьки не была такой глубокой, как любовь к мальчику. Именно этот один единственный абзац рассказа (еще, пожалуй, радостная встреча Оленькой блудного ветеринара с семейством) несколько меняет остро-сатирический дух произведения, позволяя некоторым критикам предположить, что основная беда Оленьки, не полная внутренняя пустота, а нереализованное материнское чувство.
"Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней всё более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?"
Но стоит заметить, что полнейшее отсутсвие у Оленьки какого-либо внутреннего наполнения, по сути, отсутствие нормально развившейся личности взрослого человека, не позволяет ей нормально реализовываться даже по отношению к ребенку. Она не в состоянии воспитывать его, влиять на него, формировать его взгляды, по той простой причине, что она тоже фактически ребенок. Просто в виде высокой и полной дамы. Их совместное с маленьким гимназистом бытие во флигеле Чехов описывает гениально, не знаешь уже сатира это или глубочайший психологический этюд (скорее всего, то и другое разом): "В третьем часу вместе обедают, вечером вместе готовят уроки и плачут." Вместе плачут! Они плачут вместе над тяжелым уроком! Нет, я тоже помнится плакала вместе со старшей дочерью, но ей тогда было три месяца, и она орала оглушающе громко и почти непрерывно. К вечеру я, качая её, тоже плакала. А когда я помогала с уроками, то в основном сдерживала ругательства на некоторые особенности программы прогимназии, где учитись дочки.
Да, Оленька совершенно растворяется во всех по очереди любимых людях, полностью меняя свой образ мыслей в зависимости от их мнений и интересов, но это даже жертвенностью назвать сложно, потому что ей, по сути, жертвовать нечем. Она от чего-то важного для себя отказывается? Нет, напротив, получает как пустой сосуд наполнение, цель жизни. Как мог образоваться такой вот совершенно пустой сосуд, представить очень сложно. Страшно читать о периоде вынужденного одиночества Оленьки, когда она сидела с абсолютно пустой головой у окна, не в силах даже срефлексировать своими личными мыслями на происходящее вокруг. "А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить. А как это ужасно не иметь никакого мнения! Видишь, например, как стоит бутылка, или идет дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь и даже за тысячу рублей ничего не сказал бы."
Это, кстати, несвойственно даже для детей, у которых мир фантазии и конструирование "вторичных" детских смысловых миров бывает просто феерическим. Понятно, что такой женский образ утрирован, но все равно страшно.
И еще страшнее в свете этого реплика Немировича- Данченко, который заметил, что все женщины делятся на два вида, такие как Душечка и всех остальных. Причем первых 95%. Я надеюсь, что сейчас эта пропорция серьезно изменилась, прежние пять процентов превратились в подавляющее большинство. И думаю, наш великий драматург все же ошибался, таких как "душечка" в чистом виде мало во все времена. Отдельные черты героини, да, присущи многим женщинам, но в целом, такие удивительные люди с полным отсутствием своего мнения встречаются довольно редко.
Был на рассказ и ответ от женщин, вполне ожидаемый. Читательница Е.Ломакина, обратившаяся к Чехову от целого «кружка», писала 4 января 1899 г.: «Должна Вам сознаться, что во мне и в большей части моего кружка тип, выведенный Вами, вызвал не столько сочувствие, сколько вполне отрицательное отношение, а во многих даже насмешку и недоумение — почему Вы сочли нужным обращать свое внимание на подобных женщин». Думаю, Чехов "счел нужным" ровно потому, что всегда считал нужным писать об искажениях человеческой психики. Просто некоторые искажения иногда более свойственны именно женщинам.
Восхищение же Л.Толстого образом Оленьки вполне понятно, в его картине мира, женщина была злом в любом проявлении, кроме " вдохновляющего" и материнского, с безусловной любовью, которая должна каким-то образом (без иных составляющих) формировать личность. Толстой превозносит (буквально превозносит) образ этой героини в своем "Послесловии", еще и с аллюзиями на библейские тексты и с глубокой мыслью, что, подобно пророку Валааму по воле Божьей не проклявшему, а прославившему народ Израиля, художник хотел "свалить" образ Душечки в угоду "смешному и глупому женскому движению", а вышло наоборот, героиня прославила всему миру безусловную и жертвенную женскую любовь. Толстой резюмирует:
"Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее,— без таких женщин плохо было бы жить на свете."
Кроме того Толстой замечает, что: "дело женщины по самому ее назначению другое, чем дело мужчины."
Мне кажется, что это глубокие проблемы самого Толстого, которые привели к краху его собственной семьи, потому что Софья Андреевна была женщина, конечно, искренне любящая, но при этом с нормально сформированной личностью и имеющая здоровое критическое мышление. До какого-то момента она терпела все жестокие поступки вознесенного почитатателями на Олимп (это его и сгубило) мужа, потом стала обороняться. Закончилось все крайне печально, и одна из самых ужасных картин из истории русской литературы (и судеб русских писателей), это стоящая зимой у окна домика станционного начальника Софья Андреевна, которая пытается хотя бы увидеть сквозь мутное стекло своего умирающего мужа. Как известно, ей, которая жила в браке с одним любимым человеком сорок восемь лет, не позволили быть рядом с мужем последние минуты его жизни.
Наверное, ни в чем мир (я имею в виду развитый мир) не продвинулся в сфере общественных изменений так далеко, как в изменении положения женщин. Слава Богу, женщины в нормально развитых странах имеют все возможности для развития и профессионального совершенствования. У моего мужа в мастерской будущих архитекторов (Академия Художеств) два юноши и пятнадцать девушек. О чем-то это говорит. При этом, конечно, женщины более уязвимы именно в динамике профессиональной карьеры, потому что очень сложно все гармонично совместить с материнством. Многие ломаются на этом этапе, прерывают или бросают любимую профессию (потом это может вызывать страшную фрустрацию). У меня, например, ничего не вышло с нормальной профессиональной реализацией, потому что я поменяла профессию (изначально занималась изобразительным искусством и иконописью), нянчилась с детьми года четыре , а потом еще и училась в очередном вузе семь лет! Все лучше делать в нужное время.
Мне кажется, говорить о полной "одинаковости" женщин и мужчин неправильно, мы никуда не убежим от физиологии, от того труда, физических сил, которые женщины тратят на роды и воспитание детей. И все законы принятые в защиту материнства, защиту уходящих в декрет, совершенно справедливы (хотя так раздражают многих работодателей). В конце концов, женщины выполняют двойную нагрузку -- производят на свет новых граждан (хотя рожает каждый вроде как для себя), жертвуя своим здоровьем (как ни крути, это так), и одновременно активно работают на благо государства.
"Женщина может делать все, что может мужчина, но хорошо, если она делает это по-женски, а не по-мужски." -- вот с этой мыслью Чехова я вполне согласна. У женщин и мужчин одинаковые способности и таланты, но как правило, есть нечто неуловимое, что отличает результаты женского творческого созидательного труда. Что именно, пока сложно сказать, слишком короткое по историческам меркам время женщина может получать любое образование и реализовывать себя в любой профессии. Но, безусловно, некая специфика есть, по крайней мере, по феномену "женской прозы" бодро пишутся диссертации. В науке тоже иногда особым образом помогает женское интуитивное мышление.
Так что, мечты и чаяния Антона Павловича сбылись в полной мере, он был бы доволен. И это радует, потому что идеи графа Толстого, при всей их гениальной словеснй "упаковке" обрекают женщин не на "естественный" путь, а просто на отсутствие свободы и выбора этого самого пути.
И все же многие вспомнят женщин, так похожих на Оленьку Племянникову... И задумаются.
А в доме погасили свет, легли и спят. Спит Душечка и грезит о будущем Саши, по щекам её текут слезы. Маленькая ли у неё душа? Нет, большая. Она не завидует, не тщеславится, искренне радуется успехам других людей, готова им служить и помогать Просто очень уж душа невзрослая да привязчивая, выживающая только и исключительно рядом с объектом любви.
Кошка Брыска свернулась калачиком около хозяйки и мурлычет.
Друзья, пишите свои мысли комментарии, буду рада! Это очень поможет продвижению канала.