Найти тему
Digital Economist

Функционал системы управления знаниями

В статье приводятся функции характерные для систем управления знаниями, разделенные на блоки по назначению. Каждая функция описывается кратко и если она является в больше степени рекомендованной с точки зрения целостной KMS, то указывается курсивом. Для каждого блока функций обозначается тип системы, для которой он наиболее характерен и для которой качественная реализация такого функционала наиболее значима: система управления контентом – CMS, система управления знаниями – KMS, платформа сервисов управления знаниями – KSP.

Пример разбивки функционала в логике двустороннего платформенного решения
Пример разбивки функционала в логике двустороннего платформенного решения

Базовый функционал [CMS]

  1. Функции низкоуровневой работы с системой хранения информации (данных) в рамках текущего контекста (база данных, файловое хранилище, кэш)
  2. Управление конфигурированием на уровне системного администратора
  3. Обработка ссылок и параметрических запросов на получение информации (данных)
  4. Кэширование (вывода, значений, сеансов клиентов, запросов, элементов интерфейса)
  5. Инфраструктура подключения сторонних библиотек кода
  6. Управление потоком системных задач (при необходимости распределения вычислительной нагрузки)
  7. Функции импорта/экспорта данных в типовые или целевые форматы
  8. Управление ресурсными файлами системы (загружаемые скрипты, изображения, шрифты, стили, строки)
  9. Управление системными и пользовательскими сообщениями (о событиях, действиях)
  10. Поддержка электронной почты (подтверждение почтового адреса, уведомления на почту, рассылки)
  11. Получение метаданных о системе, об информации в системе
  12. Поддержка совместимости с актуальными ИТ-стандартами по выводу через UI (для web – XHTML, HTML5, UTF-8) и API (REST, JSON, XML, CSV, RSS)
  13. Набор сервисных программных инструментов для контроля целостности и работоспособности системы, для выполнения задач системного администратора
  14. Программные инструменты развертывания экземпляра системы и поддержки его актуальной версии из репозитория кода (при необходимости)

Безопасность [CMS]

  1. Защита от спама (включая «черные» списки)
  2. Защита от вандализма (включая авторизацию клиента системы и ограничения по количеству и объему изменений)
  3. Блокировка доступа по учетным записям или по IP
  4. Модерация до и/или после публикации

Управление ролями и учетными записями [CMS]

  1. Политика, процедуры и инструменты идентификации, аутентификации, авторизации пользователей (включая правила паролей, входа, сеансов)
  2. Администрирование учетных записей (выделение, приглашение, объединение, удаление, проверка активности)
  3. Различные типовые и настраиваемые уровни разрешений по работе с информацией (данными) и функционалом
  4. Назначение постоянных или временных разрешений пользователям

Интерфейс пользователя [CMS]

  1. Гибкие настройки макета и формата интерфейса пользователя: персонализация стилей (CSS), форматирование в зависимости от содержания, изменение макета, переключение между обложками
  2. Персональные настройки для интерфейса пользователя: применение персональных стилей (CSS), переключатели поведения, настройка шрифтов и языка интерфейса
  3. Персонализированный вывод сводной информации пользователю (панель инструментов) по задачам, контенту, взаимодействию, отслеживаемым индикатором
  4. Настраиваемое меню пользователя и персонализация основного и дополнительных меню и панелей инструментов
  5. Многоязыковая поддержка
  6. Настройка правил приватности пользователя (согласие, уведомление)
  7. Справочная подсистема с описанием возможностей функционала и правил работы, с подсказками по работе c UI для пользователей и с API для разработчиков

Редактирование контента [CMS]

  1. Форматирование контента (шрифт, начертание, цвет) с помощью визуального редактора и/или разметкой (например, HTML-теги или markdown-разметка)
  2. Возможность редактировать единицу контента целиком и по фрагментам (с функцией предпросмотра)
  3. Комментирование вносимых изменений
  4. Поддержка управляющих инструкций (разметки) для включения динамических данных и переменных
  5. Поддержка управляющих инструкций (разметки) для изменения способа и формата ввода, хранения и вывода контента
  6. Поддержка цитирований и ссылок на источники (внешние ресурсы)
  7. Управление предыдущими версиями контента и маркировка версий
  8. Маркировка несуществующей единицы контента

Структурирование контента [CMS]

  1. Возможность создавать и управлять разделами знаний
  2. Возможность создавать и управлять типовыми и служебными разделами
  3. Включение одних элементов контента в другие
  4. Подчинение одних элементов контента другим
  5. Специальная разметка ссылок на единицы контента и их фрагменты с параметрами или без (внутри системы и на внешние ресурсы)
  6. Автоматическая сборка содержания (единиц контента для вывода)
  7. Иерархические и фасетные классификации единиц контента и их фрагментов (распределение по категориям и назначение содержательных тегов)
  8. Списки и заголовки с автоматической нумерацией и с несколькими уровнями вложения
  9. Автоматическое построение указателей, перечней, структур и схем связей единиц контента и их фрагментов

Управление семантической моделью [KMS]

  1. Описание семантических элементов и их отношений (семантическая аннотация в формате RDF/SPARQL или аналогичном)
  2. Контроль семантической модели (корректность описания, целостность, связанность)
  3. Специальный режим приема информации в систему с автоматической разметкой элементов семантической модели (UI-формы, API-функции)
  4. Поддержка семантической модели для подсистемы поиска и запросов
  5. Обзор семантической модели (метаданные, семантические единицы, связи, типы, параметры, правила вывода, обработки)
  6. Поддержка параметризированных типов и форматов вывода данных на основе обработки семантической модели

Мультимедиа [CMS]

  1. Управление загрузкой файлов (загрузка одного и множества файлов, просмотр/прослушивание и добавление описания, управление размером и форматом, журнал загрузки, проверка прав пользователя для загрузки)
  2. Организация хранения файлов и управление хранилищем (поиск, обновление, дубликаты, версии, контроль размера)
  3. Встраивание мультимедиа в контент с возможностью привязки управляющих инструкций (разметки)
  4. Поддержка форматированного вывода графиков, схем, математических формул, специальных символов, иероглифов, иконок и других элементов визуализации

Контроль контента [CMS]

  1. Отслеживание пользователем сделанных изменений другими клиентами системы (управление списком отслеживаемых единиц контента)
  2. Отслеживание действий пользователя с контентом (вносимых изменений), журнал изменений контента
  3. Поэлементное сравнение изменений, внесенных в единицу контент (в интерфейсе пользователя или выгрузкой изменений через API)
  4. Поэлементное сравнение нескольких единиц контента (с учетом их версий)
  5. Автоматические списки добавленных и измененных единиц контента
  6. Автоматические списки устаревших единиц контента или фрагментов (по сроку давности изменений, пользовательские установки)
  7. Автоматические списки типовых ошибок контента
  8. Контроль ссылок между единицами контента и их фрагментами
  9. Контроль обработки информации на различных этапах модели сборки, поиск ошибок обработки
  10. Управление журналами событий системы и действий пользователей по отдельным видам и по группам

Поиск и запросы [CMS]

  1. Полнотекстовый поиск
  2. Поиск по заголовкам элементов контента
  3. Поиск единиц контента, ссылающихся на заданную единицу контента или её фрагмент
  4. Поиск информации о пользователе
  5. Поиск мультимедиа
  6. Форма поиска и запросов с указанием параметров и с использованием формального языка запросов (UI)
  7. Возможность получение результатов поиска и обработки запросов через API
  8. Поддержка разных уровней доступа к результатам поиска
  9. Статистическая информация о контенте и пользователях

Обратная связь [CMS]

  1. Контроль и журналирование исключительных ситуаций
  2. Инструменты предварительного тестирования и отладки контента и функционала
  3. Мониторинг использования (метрики и инструменты наблюдения за поведением пользователя на веб-ресурсе или в приложении, метрики по API-запросам)
  4. Сбор отзывов пользователей (например, для веб-ресурса такие функции как «была ли страница полезной» или «сообщить об ошибке на странице»)
  5. Система контекстных опросов пользователей или подключающихся по API систем
  6. Анализ рекомендаций, рейтингования и обсуждения единиц контента

Поддержка совместной работы (комьюнити) [KMS]

  1. Система межпользовательских сообщений, уведомлений и напоминаний
  2. Разрешение конфликтов совместного редактирования (блокировка, синхронизация, сравнение)
  3. Ведение обсуждений и комментирование содержания (с возможностью уведомления о ходе обсуждения и комментирования)
  4. Мониторинг и отображение действий пользователей в системе, включая список пользователей, читающих и изменяющих единицу контента
  5. Мониторинг (оценка) вклада пользователя (редактирование, комментирование, участие в опросах, рейтингование контента)
  6. Стандартные и пользовательские процедуры совместной работы с единицей описания знаний или её фрагментами
  7. Передача задачи по редактированию единицы описания знаний назначенному пользователю
  8. Управление потоком задач совместной работы со знаниями
  9. Возможность итеративной проверки (модерирования) и утверждения информации с контролем версии и времени публикации
  10. Автоматическое подписание (указание авторства) вносимых правок, сообщений и комментариев
  11. Возможность ведения личного или совместного блога
  12. Рейтингование единиц описания знаний
  13. Взаимное оценивание пользователей
  14. Система рекомендаций автоматическая и пользовательская

Инфраструктура расширения функционала [KSP]

  1. Программируемые элементы, встраиваемые в единицы описания знаний (на одном из скриптовых языков или с помощью управляющих инструкций)
  2. Определение пользовательских переменных и вычисляемых выражений
  3. Добавление пользовательских управляющих инструкций (разметки) и настройка предустановленных в системе
  4. Возможность расширения API
  5. Возможность перехвата программных событий системы
  6. Правила и программная инфраструктура подключения специализированных дополнительных программных модулей (плагинов, библиотек, расширений), расширяющих функционал (включая управление, конфигурирование, связывание, извлечение метаданных, контроль версий)
  7. Инструменты эффективной локализации
-2

Автор: Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации.

Примечание:

Определения некоторых используемых понятий приведены в статье: «40 понятий менеджмента знаний и компетенций».

Рекомендуются также для ознакомления статьи: «Знания, управление знаниями и системы управления знаниями» и «Модель сборки знаний».