ВРАЖДА ПОРОЙ – ОБОЮДНА
Становится обидно, когда некоторые финские СМИ пытаются представить нас тупыми и необразованными варварами. Так, в одном из заблокированных из финских изданий автор обратил усиленное внимание на то, что монумент в честь «финских героев» был разрушен сразу после приезда Владимира Путина в Петербург в день 80-летия прорыва блокады Ленинграда. На встрече с ветеранами он отметил, что Ленинград удерживали в кольце военные из многих стран Европы, однако Россия «в силу толерантности» никогда не указывала на это европейским партнерам. По версии финской газеты, после этих слов в трёх часах езды от Петербурга начался стремительный снос мемориала в память о финнах, воевавших против СССР у кирхи Святой Марии Магдалины в Приморске — бывшем финском городе Койвисто.
А то мы не знали о роли финнов в блокаду, не ведали, что войска Маннергейма дошли до бывшей финской границы и стояли намертво!
Либеральный “Ъ” в заметке с броским названием «Не знай не наших» правдиво обнаружил, что прокуратура запустила процесс сноса мемориала еще в 2020 году, до всякого выступления Путина! Не вдаваясь в подробности, сразу скажу, что ещё в 1992 году финское общество «Койвисто» — потомки бывших жителей города — с разрешения местных властей установило возле кирхи памятник «Крест и парус». Крест означал память всем погибшим, а парус — «надежду на хорошие отношения между Россией и Финляндией». Да, тогда администрации ЛО за ответную поездку в Финляндию разрешение на что хочешь давали. Но уже в тот западнический период отношение местного населения к нему «было неоднозначным», отметили в краеведческом музее. Тем не менее ветераны Советско-финляндской и Великой Отечественной войн дружно дали добро на его установку.
Шло время, менялись законы и отношения между странами. В 2019 году общество «Койвисто» решило четко обозначить границы захоронения финских солдат. На месте, где когда-то стояли 102 креста (!), установили семь небольших стел с именами военных. На главном камне был выбит текст «Павшим героям Койвисто». Позже его изменили на «Павшим жителям Койвисто» в связи с российским законом о запрете на героизацию солдат нацистской армии и ее союзников.
Потом – новые изменения и настроения, неизвестные осквернили мемориал — закрасили имена на гранитных плитах и нарисовали красную звезду. Краску с мемориала тогда отмывали по распоряжению муниципальной администрации. А прокуратура провела проверку и обнаружила, что мемориал возведён – незаконно, без разрешения комитета по культуре Ленобласти. Прокуратура направляла обращения с требованием устранить нарушения, однако местная администрация не отреагировала, после чего ведомство обратилось в Выборгский районный суд. Ответчиком выступило ООО «Корисстрой», которое было подрядчиком работ по установке мемориала. На заседании выяснилось, что у него не было необходимой лицензии. Суд признал мемориал незаконной постройкой и постановил демонтировать его в течение двух месяцев.
Да, вот представьте себе! – множество таких мемориалов было возведено в честь дружественных отношений, которые теперь – лопнули. Дело не в мести, а в более строгом соблюдении законности. И проблема ещё в том, что финны, ветераны и потомки бывших насельников не могут приехать из-за разрыва всяких отношений. Вот – успели поменять надпись, а потом – ничего не сделали: надо ведь приезжать, согласовывать, вкладывать средства. А граница-то закрыта!
Я сам столкнулся с такими трудностями. Памятник героическому экипажу брата близ станции Лемболово – мемориал республиканского значения – там без федерального министерства – вообще ничего не тронь. Но могила с останками героев, которых захоронили через 76 лет благодаря усилиям отряда Безымянный и моим, с помощью финских архивов – горячее спасибо! – как бы мемориальный знак областного значения. Добились. Но надгробие должны были делать местные власти – мы с сыном не могли вмешаться. Ну, законы такие. И я лично много раз ездил, пробивал, торопил – к 80-летию подвига не успели, а вот 9 мая 2023 годы мы всей семьей приехали на открытие надгробия, установленного администрацией Куйвази..
А финны смогут так ездить на свои бывшие земли? Нет!
Почему они не протестуют? – совершенно неясно. Кругом – могилы предков, семейные предания, воспоминания, родные корни. Да, мы об этом старались мало вспоминать и писать, чтобы не бередить старые раны и не портить дружеские отношения с Финляндией. Но молчать – не значит забыть. Что ни говори, как ни объясняй, а Карельский перешеек – до сих пор боль огромного числа финнов. Здесь до войны жило очень много населения, на фотоснимках довоенного Карельского перешейка бросается в глаза преобладание типично сельских пейзажей. Знакомые нынешним петербуржцам леса на этих фотографиях, как правило, занимают скромное место — как дальний план либо обрамление массивов тщательно обработанных полей. К концу 30-х годов леса на перешейке (включая его советскую часть) занимали менее половины территории – это была житница Финляндии.
По итогам кровопролитной Финской войны 1939—1940 гг. государственная граница с Финляндией была отодвинута более чем на 100 км от Ленинграда; ее провели почти по прямой линии от берега Финского залива на северо-восток. Ладожское озеро стало внутренним водоемом СССР. Почти одновременно все финны-суоми были переселены в Финляндию, в том числе с Карельского перешейка — около 300 тыс. человек. После наступления Маннергейма – снова возвращение, а возвращающееся население еще не знало, что им придется оставить Карельский перешеек - Родину еще раз и навсегда. Через два года и десять месяцев, в июне 1944 года в ходе военной операции «Карельский вал», разработанной Ставкой Верховного Главнокомандования, советская армия начала наступление на Карельском перешейке и отвоевала его буквально за десять дней. Как известно, уже 20 июня 1944 года был взят Выборг.
Так на Карельском перешейке началась вторая изнурительная эвакуация финского населения. Более 400 тысяч коренного населения юго-восточной Финляндии, из них 293 тысячи финских карел Карельского перешейка вынужденно оставили свою родину, а советские переселенцы, переживая трудности социальной и биологической адаптации, переселившиеся на присоединенные территории из разных регионов Советского Союза, стали их новыми жителями.
Кстати, финны со своим полумиллионом переселенцев и потомков – не единственные жертвы второй мировой и гитлеризма. Достаточно вспомнить, что 14 миллионов немцев были выгнаны из своих домов в Польше, Чехии, Венгрии и других странах Восточной Европы после окончания войны. Лишь 12 миллионов сумели добраться до Германии живыми.
Но их потомки по Европе - все ездят свободно, а финнам теперь – дудки! И они смирились, предали родное. Так какой сохранности ВСЕХ монументов и памятников вы хотите?
Да и вражда порой – обоюдна!