На выставке-форуме "International Armoured Vehicles 2024" в Англии был представлен новый прототип танка "Челленджер-3". Эта машина была разработана в кооперации с немецкой фирмой Rheinmetall, в качестве проекта модернизации танков "Челленджер-2".
Как известно, танки семейства "Челленджер" состоят на вооружении ВС Великобритании с 1983 году. Танк Челленджер-2 был разработан в 1994 году - 30 лет назад, и на сегодняшний день сильно устарел.
В Челленджер-2 английских военных не устраивало:
- Устаревшее нарезное орудие и отсутствие современных боеприпасов
- Устаревший прицельный комплекс наводчика
- Отсутствие ночного канала у панорамного прицела командира
- Устаревшие системы связи и управления войсками
Ввиду этого, в 2013 году была начата программа CLEP (Challenger Mk 2 Life Extension Programme – "Программа продления жизненного цикла Челленджер-2").
Согласно требованиям программы CLEP, свои концепты модернизации танка "Челленджер-2" разработали английская компания BAE Systems, создавшая прототип Black Night, и немецкая Rheinmetall, представившая проект Челленджер-2 LEP.
Black Night
Английский подход к модернизации танка заключался в повышении боевых характеристик путём минимальной переделки машины. Компания BAE Systems представила прототип под названием "Black Night" (Чёрная Ночь).
Оригинальные корпус и башня сохранялись. Двигатель также оставался неизменным - 1200-сильный Perkins CV12-6A. А основным вооружением была всё та же нарезная 120-мм пушка L30A1, так как замена орудия требовала и замены башни.
Но модернизированный танк получал новый прицельный комплекс с тепловизорами 3 поколения и автоматом сопровождения целей. У командира наконец-то появился панорамный прицел с ночным тепловизионным каналом. Новые тепловизионные приборы получили наводчик и механик-водитель. Для орудия также предполагалось разработать и новые боеприпасы с большим бронепробитием. Но их разработку затрудняет сильно устаревшее орудие.
Защиту машины предполагалось усилить установкой комплекса оптико-электронного подавления MUSS (аналог российского комплекса "Штора"), что имеет в своём составе датчики лазерного облучения и комплект постановки дымовых завес, что создают помехи для противотанковых ракет.
А также, установкой комплекса активной защиты "Iron Fist", сбивающего вражеские ракеты на подлёте к танку.
Также, модернизированный танк получал обновлённые средства связи и управления войсками. Масса машины почти не изменилась и составила 64,5 тонны, без учёта дополнительных защитных модулей.
Челленджер-2 LEP
Свой концепт представила и немецкая компания Rheinmetall.
В отличие от прототипа Black Night, немцы предложили проект более глубокой модернизации Челленджер-2 LEP, что предусматривал замену башни и установку новейшего гладкоствольного 120-мм орудия Rh120 L55A1, как на новом немецком танке Леопард-2А8.
Эта пушка может стрелять бронебойно-подкалиберными снарядами типа DM63, что способны пробить до 750 мм брони на дистанции в 2 км. Весьма внушительное значение. Возможно использование не только немецких, но и французских и итальянских 120-мм боеприпасов.
Для установки этого орудия, была специально разработана новая башня. Компоновка боевого отделения модернизированного Челленджер-2 стала напоминать Леопард-2, также вооружённого пушками семейства Rh120. В кормовой части башни теперь появилось отделение для боекомплекта.
Как и в случае Black Night, на немецкий прототип были установлены новейший прицельный комплекс и современные системы связи. Масса танка возросла до 66 тонн.
Инженеры из Rheinmetall не забыли и про подвижность. Для 66-тонной машины, родной 1200-сильный английский двигатель был явно слабоват.
Вместо 1200-сильного мотора Perkins CV12-6A, предполагалось установить немецкий дизель MTU-883, мощностью 1500 л.с., сопряжённый с трансмиссией фирмы "Renk".
Челленджер-3
После изучения обоих прототипов, армейская комиссия более склонялась к варианту от Rheinmetall. Но работы по модернизации танков, всё равно предполагалось производить на английских предприятиях. В итоге, было создано совместное предприятие Rheinmetall BAE Systems Land (RBSL), с производственной площадкой на заводе в английском городе Телфорд.
Также, военных заинтересовала возможность установки более мощного двигателя. Но переделка машины под другой мотор достаточно трудоёмка и сложна. Поэтому, было решено ставить не немецкий двигатель MTU-883, а английский Perkins CV12-9A, также форсированный до 1500 л.с., вкупе с доработанной под большую мощность двигателя трансмиссией и обновлённой ходовой частью.
Кроме того, модернизированный танк должен быть штатно оснащён комплексом активной защиты. Более прогрессивному комплексу Iron Fist, английские военные предпочли проверенный в боевых условиях "Трофи", который установлен на танках Меркава IV, Абрамс М1А2С и Леопард-2А8.
Требования к машине также включают в себя и установку средств обнаружения лазерного облучения и постановки дымовых завес.
Кроме установки новой башни, предполагается заменить и пакеты броневого наполнителя в лобовой брони корпуса на более современные, что несколько повысит её стойкость.
В итоге, объём изменений по сравнению с модификацией "Челленджер-2" получился довольно большим. Это позволяет по полному праву присвоить модернизированной машине уже новый индекс - Челленджер-3.
Насколько он хорош?
Модернизированный Челленджер-3 далеко ушёл от своего 30-летнего предшественника.
При массе танка в 66 тонн (без учёта навесных защитных модулей), за счёт установки нового 1500-сильного английского двигателя, он будет иметь подвижность на уровне 22,7 л.с. на тонну - на уровне лучших мировых образцов.
У наводчика появился довольно современный прицельный комплекс с тепловизорами 3 поколения и автоматом сопровождения целей. Командир наконец-то получил ночной тепловизионный панорамный прибор наблюдения. Новое орудие теперь способно стрелять современными боеприпасами типа DM63 с пробитием в 750 мм брони.
Эффективность боевого применения также будет повышена установкой более современных систем связи и управления войсками.
Челленджер-3 получил новую башню и усиленную броню лба корпуса. Но несмотря на применение нового броневого наполнителя, габарит бронирования башни и лба корпуса почти не изменился по сравнению с "Челленджер-2". Вследствие чего, говорить о резком росте защищённости не приходиться.
Из-за меньшего габарита бронирования, чем у современных модификаций танков Леопард-2 и Абрамс, танк Челленджер-3 будет уступать им по бронезащите в лобовой проекции.
Правда, сейчас уровень пробиваемости противотанковых боеприпасов уже достиг такого уровня, что броня любого танка этого поколения не выдержит попадания современных противотанковых ракет. К примеру, российский ПТРК "Корнет" способен пробить до 1250 мм брони, что делает её наращивание практически бессмысленным.
Поэтому, основной упор а повышении защищённости Челленджер-3 сделан на комплексы активной защиты и системы постановки помех.
Защита танка вполне может быть усилена и дополнительными навесными модулями с динамической защитой на бортах и нижней лобовой детали корпуса (где нет специального бронирования). Они должны защищать от гранат РПГ. Правда, масса танка с таким защитным комплектом возрастает до 75 тонн.
В итоге, танки Челленджер-3 будут находиться на уровне, сравнимом с последними модификациями танков Абрамс и Леопард-2.
Но при этом, на западе явно проигнорирован опыт последних конфликтов, убедительно доказавших, что танкам необходима защита крыши от беспилотников.
Беспилотники - довольно низкоскоростные цели, вследствие чего их не могут перехватить комплексы активной защиты, рассчитанные на перехват гораздо более скоростных ракет и снарядов.
Челленджер-3, согласно плану, должны начать поступать в войска с 2027 года, а полное перевооружение танковых войск Англии должно завершиться к 2030 году.
Но танки Челленджер-2 серийно не производились с 2002 года, многие машины находятся сейчас в довольно плохом техническом состоянии и годятся разве что на списание. Поэтому, планируется модернизация всего 148 танков Челленджер-2 до уровня Челленджер-3.
И скорее всего, Челленджер-3 станет последней итерацией в развитии семейства танков "Челленджер".
Другие статьи на канале:
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!
Рекомендую подписаться и на канал "Броня Урала" с обзорами вооружения и бронетехники: