Норман Джуиссон (21.08.1926 – 20.01.2024)
Говорят, постановщик одного из самых «культовых» американских фильмов 1970-х «Исус Христос – суперстар» (1972) Норман Джуиссон очень не любил, когда его называли американским режиссером и всякий раз подчеркивал, что он канадец.
Он родился в 1926 году (Торонто, Онтарио), там его дом, лаборатория звукозаписи и монтажная. Окончив школу, Джуиссон в 1944 году пошел служить на военно-морской флот. После окончания второй мировой войны он поступил в колледж при Торонтском университете, где вскоре увлекся любительским театром, проявив при этом феноменальные организаторские способности. Благодаря его энергии и напору удалось собрать несколько десятков студентов с различными эстрадными и артистическими номерами, выступавших в так называемом университетском ревю на стадионах перед гигантской, доходящей до двух тысяч аудиторией. Зрители приходили даже на ночные концерты. Вскоре после окончания колледжа Джуиссон нашел новое применение своим талантам, отважно бросившись в пучину телешоу. На канадском и английском ТВ Джуиссон выступал в различных амплуа - от актерского до сценарного, продюсерского и режиссерского. Словом, когда в начале 1960-х Джуиссон решил дебютировать в большом кинематографе, он был уже достаточно опытным мастером своего дела, работавшим с такими звездами как, например, Джуди Гарланд.
Возможно, именно на телевидении Джуиссон обрел уверенность в работе с любыми жанрами - от психологической драмы до комедии и мюзикла. Уже через четыре года после его голливудского кинодебюта комедия «Русские идут! Русские идут!» (1966) вывела его в число наиболее известных режиссеров американского континента. Остроумно и весело рассказанная история о приключениях наших военных моряков, случайно попавших на американский берег, к несчастью, была с подозрением воспринята в тогдашней Москве, хотя весь её пафос был направлен на мирное сосуществование и взаимопонимание между США и СССР.
Во всех без исключения фильмах Джуиссона ощущается его умение работать с актерами (здесь обнаруживается отсвет его театрального прошлого: Норман был в 1950-х и актером, и драматургом), внимательное отношение к мимике, жесту, пластике. Своего рода эталоном «актерской режиссуры» Джуиссона стала картина «Душной ночью» (1967) с Сиднеем Пуатье и Родом Стайгером. В этом фильме особое внимание уделялось психологической разработке характеров, наиболее ярко проявлявшейся в острых конфликтных ситуациях этой криминальной драмы.
В последовавшем за «Душной ночью» «Деле Томаса Крауна» мне лично больше всего понравилась музыка Жителя Леграна, однако, сюжету нельзя было отказать в занимательности, а исполнившему заглавную роль Стиву Мак-Куину - в обаянии...
В 1970-х Норман Джуиссон поставил два нашумевших мюзикла. «Скрипач на крыше» был экранизацией прозы Шолом-Алейхема. «Исус Христос – суперстар» - бродвейской рок-оперы Л.Уэббера и Т.Райса. Осенью 1994 года российский канал НТВ впервые представил массовому зрителю возможность увидеть фильм, о котором в течение двадцати с лишним лет успели написать свои отзывы чуть ли не все московские киноведы-зарубежники, фонограмма которого (вместе с иными музыкальными интерпретациями) разошлась миллионными тиражами дисков и кассет. «Исус Христос...» вопреки распространенным суждениям о быстром старении «модных» киносюжетов показался мне не утратившим былой притягательности. Бесспорно, на телеэкране отчасти терялось ощущение масштабности изображения, великолепная фотография пустынных пейзажей и контрастная насыщенность цветов, памятные мне по давнему просмотру на большом экране, выглядели скромнее, но по-прежнему покоряла уникальная способность режиссера создавать кинематографический синтез экспрессивного, динамичного изображения и соул-рока, сохраняя при этом философский смысл истории Христа, актуализированной намеками на политические реалии XX века.
- Я не политик. Я не очень разбираюсь в политике, - говорил в связи с этим режиссер в одном из интервью. - Я только чувствую что-то важное в жизни людей и стараюсь об этом рассказать... Я верю в искусство. Вы не можете сделать настоящий фильм, если делаете его для денег. Вы сфальшивите...
Практически каждый фильм Джуиссона 1970-х становился событием. В мрачноватой фантастической антиутопии «Роллербол» Джуиссон, не раз заявлявший, что не доверяет людям, находящимся на вершине пирамиды власти, в орвелловском духе рассказал о неких гладиаторах на мотоциклах, уничтожающих друг друга на спортивных аренах недалекого будущего. Актерское соло Дкеймса Каана, исполнившего главную роль в «Роллерболе», надолго запоминается не слишком характерным для кинофантастики психологическим наполнением характера персонала, отважно, один на один сражающегося с бесчеловечным режимом.
После социально острой картины о профсоюзном движении F.I.S.T (1978) Джуиссон снял судебную драму «... И правосудие для всех» (1979), где еще один знаменитый американский актер Эл Пачино сыграл одну из лучших своих ролей.
В 1980-х Джуиссон по-прежнему делал ставку на звезд. Берт Рейнолде и Голди Хоун веселили зрителей в комедии «Лучшие друзья», Джейн Фонда была примой в «Божьей Агнессе», а Шер - в «Безумии под луной».
На мой взгляд, «Безумие под луной» - лучшая рабта режиссера этого десятилетия. Изящная комедийная мелодрама покоряет своим романтизмом, замечательным любовным дуэтом Шор и Николаса Кейджа, изысканностью изобразительного решения (в цветовой гамме есть таинственность, сказочные отблески ярких красок, откровенная условность театрального освещения) и музыкальностью.
Что же касается поклонников социальной темы в творчестве режиссера, то им была предназначена психологическая драма «Солдатская история» (1984), обращенная к острым проблемам расизма в армии.
В 1990-х годах Джуиссон снова вернулся к комедии - «Чужие деньги» с Денни Де Вито и Грегори Пеком поставлены, как обычно, мастеровито, уверенно. Сатирические стрелы картины, направленные в сторону беспринципных нуворишей, акульей хваткой пожирающих благородных бизнесменов, быть может, не больнее комариного укуса, однако в фильме есть немало смешных эпизодов.
В традициях старого доброго Голливуда сделана комедия «Только ты» (1994) с Робертом Дауни-мл.
Норман Джуиссон был «всеяден»: для него не существовало трудных жанров...
Киновед Александр Федоров