Исторические изыскания - это совсем как в сказке про дудочку и кувшинчик:
- Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Пока искала фотографии Ильича, наткнулась на интереснейшие снимки советской повседневности 20-х. И это такое прекрасное, что не поделиться я не в состоянии!
Двадцатые годы - время исканий. Тем более, ещё можно. Молодая Советская республика, выбрав цель - коммунизм, пока очень приблизительно представляла, как до этой цели добраться.
А при чем тут фотография?
Она, как особое изобразительное искусство, должна была призывать и освещать, воспитывать и увлекать, а главное - фиксировать подлинную жизнь! Только вот с подлинностью получалось плохо.
И все же выдающиеся фотографы снимают эпоху мощно, ярко, порой грубо, но несомненно весомо и зримо. С 22 апреля по 3 мая в Москве, в Доме печати, прошла выставка 25 лучших фотографов. Было представлено более 900 снимков! Многие удостоились наград - а лучшие увидим и мы с вами. От них веет подлинностью живой жизни - но в массе фоторепортажи новоявленных фотографов вызывали у редакторов ярость... Многие старались снимать "красиво", а правда была порой неприглядна.
Зато "фотографу Н. Скрябину удалось найти наиболее, пожалуй, убедительный образ беспризорника":
Ефим Зозуля, ехидный, энергичный, вместе с Михаилом Кольцовым редактирующий "Огонек", выпускающий журнал "Прожектор", сотрудничающий с газетами "Правда" и "Красноармеец", метко охарактеризовал этапы развития советской фотографии "Про труд".
Сначала снимали "восстанавливающие" фотографии. Снимали фабрики, восстанавливающиеся заводы, мосты, сравнивали новое и старое. 1923 год, когда после Гражданской снова началась мирная жизнь и журналистика вдруг оказалась нужной, важной, газеты и журналы были полны таких снимков. Все это чередовалось с парадами, шествиями, портретами вождей.
Коллективные фотографии представляли собой группу, глазеющую в объектив фотоаппарата. На переднем плане, на земле, поперек по двое, симметрично опершись на локти, возлежат депутаты, делегаты, рабочие, комсомольцы...
Впрочем, и парады физкультурников можно было снять отлично!
И вожди могли предстать совершенно не в парадном виде - вот идут себе по Кремлю товарищи Сталин, Рыков, Каменев и Зиновьев. Отличный хроникерский снимок!:
Редакции дружно возглавили борьбу против групповых фотографий. Зато пришло время плакатных героев:
"...с молотом, наковальней, соколиным взором, шеей Шаляпина, могучими мускулами и т.д."
Ефим Зозуля. Фотография с точки зрения редактора. 1926г.
Все были при этом ужасающе серьезны. Но Максу Альперту даже статичное фото рабочего удается - журнал "Советское фото" относит его, несомненно, к художественным:
На следующем этапе неизбежно настала пора белозубых улыбок... Белозубая улыбающаяся комсомолка (делегатка, работница - нужное подчеркнуть) заняла прочное место на обложках советских журналов.
"...если дают рабочего у станка, с мускулами и т.д., то во всех журналах - он же, в мало отличающихся друг от друга вариациях. И то же самое с белозубой комсомолкой: появилась в одном-двух журналах, и - готово: пошла, как вобла, по всем журналам".
Ефим Зозуля. Фотография с точки зрения редактора. 1926г.
И вот теперь настало время увидеть рабочего без всяких прикрас, как есть. Потому что именно этот живой рабочий в рваных портках может победить, а не плакатный герой-сокол. Но и эта документальная съемка должна быть художественной...
Трудно!
Но возможно. Вот ещё одна из отличных фотографий - она заняла 1 место на Первом фотографическом конкурсе журнала "Советское фото". Она хороша не только теплым сюжетом, здесь нет никакого натужного позирования, герои увлечены делом и фотографа как бы не существует. При этом как хорошо боковой скользящий свет подчеркивает лепку лиц, освещены инструменты мастера, размытый фон не отвлекает зрителя от действа.
Остроумная фотография, где нет как таковых рабочих, зато есть забавные "шашки" говорит нам о досуге трудящихся в перерыве:
Интересна и фотография "Заслуженный отдых" - Крым или Кавказ, санаторий, где государство предоставляет своим гражданам отдых и лечение. Разве в царской России возможно было такое? - словно говорит нам снимок:
Чудесные фотографии!
На сегодня всё... Ах да! Реклама! Требуйте всюду фото-изделия марки "Сатрап"!
Вот теперь всё.
С культуртрегерским приветом - как всегда, ваша - Умная Эльза!