Найти в Дзене
История живописи

Весенняя большая вода на картинах русских художников

Не знаю насколько в ваших широтах эта подборка картин будет актуальна в первый день апреля, но все же, за неимением других статей, решил сегодня опубликовать именно эту.

После этого коротенького вступления я, пожалуй, начну с достаточно меланхолической (если не сказать "унылой") картины Алексея Кондратьевича Саврасова, которой, однако, выдают довольно-таки восторженную оценку искусствоведы:

В картине „Ранняя весна. Половодье“ самый невыигрышный мотив — деревья с изгибистыми голыми сучьями на небольших островках талой воды — превращается под кистью Саврасова в прочувствованный образ начинающей оживать, еще полной холода природы. Восхищение художника родной природой ощущается в экспрессивной живописной манере, в том, каким разнообразием красок отличается небо, бросающее зеленоватые и розоватые отблески на воду, как деликатно переданы тающий в дымке лесок и очертания дальнего берега реки.
"Ранняя весна. Половодье", А.К. Саврасов, 1868. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Ранняя весна. Половодье", А.К. Саврасов, 1868. Русский музей, Санкт-Петербург.

Как-то особой радости от пробуждения весны в этой работе не чувствуется, а как вам показалось, уважаемые читатели?

Следующая работа Саврасова, на мой взгляд, гораздо более позитивная, опять же по моим личным ощущениям. Хотя это может показаться и странным - ведь мы видим не только сильно подтопленный поселок, но и пожар в Тверицкой слободе - когда-то отдельном поселке, но во времена Саврасова уже ставшем одним из районов города. Снова предлагаю обратиться к характеристике искусствоведов для сравнения описания представленных полотен:

Весна 1871 года была особенно счастливым и плодотворным временем для художника. Получив отпуск в Училище, где он руководил пейзажным классом, Саврасов несколько месяцев жил на берегах Волги, где и написал «Разлив Волги под Ярославлем». В картине непосредственно выражена драматическая связь жизни человека с жизнью природы. Величественно и прекрасно весеннее волжское половодье. Торжественно плывут льдины по разлившейся на версты реке. Но стихия несет людям и тревоги. И люди отважно борются с ней. На утлой лодочке они пробираются сквозь льдины к затопленному поселку.
"Разлив Волги под Ярославлем", А.К. Саврасов, 1871. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Разлив Волги под Ярославлем", А.К. Саврасов, 1871. Русский музей, Санкт-Петербург.

Следующими живописцами будут ученики Саврасова, ведь, как было упомянуто в цитате выше, он руководил пейзажным классов в Московском училище живописи и ваяния. Первым будет самый известный его ученик и мастер лирического пейзажа Исаак Ильич Левитан.

Сначала мы посмотрим на менее известную его работу на заданный сюжет, написанную сразу же после окончания Училища, когда он в апреле 1885 года поселился в "глухой деревне Максимовке" (ныне - Московская область), где мог видеть подобную картину воочию:

"Половодье", И.И. Левитан, 1885. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.
"Половодье", И.И. Левитан, 1885. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.

Следующая картина, наверное, является самой известной из работ на рассматриваемый сегодня сюжет, по крайней мере, так кажется мне. Обратимся к торжественному, но, как мне кажется, достаточно искреннему и правдивому описанию картины, выданному искусствоведами:

Легкой мелодией звучит прозрачность только что освободившейся от льда воды. Отражающиеся в ее зеркале тонкие березки, словно натянутые струны арфы, поют песню наступающей весне. День, озаренный неяркими лучами солнца, уже предвещает скорое тепло. А пока во влажном воздухе чувствуются ноты первых весенних запахов - свежести, веточек, отсыревших от недавнего льда, набухших почек. «Весна – большая вода» – один из гимнов природе, сложенный Левитаном и ставший символом времени года.
"Весна - большая вода", И.И. Левитан, 1897. Третьяковская галерея, Москва.
"Весна - большая вода", И.И. Левитан, 1897. Третьяковская галерея, Москва.

Вторым учеником Саврасова и товарищем Левитана по Училищу был Сергей Иванович Светославский, рожденный в Киеве и несмотря на долгое пребывание (как во время обучения, так и после) в Москве в итоге вернувшийся в родной город. Поэтому неудивительно, что многие его картины находятся в музеях страны, о которой лучше сейчас не упоминать в статьях, дабы не попасть под еще большие ограничения площадки, на которой вы читаете мои публикации.

"Половодье", С.И. Светославский, 1902. Одесский художественный музей.
"Половодье", С.И. Светославский, 1902. Одесский художественный музей.
"Половодье", С.И. Светославкий, 1900-е. Запорожский художественный музей.
"Половодье", С.И. Светославкий, 1900-е. Запорожский художественный музей.

Далее мы вместе с вами посмотрим на работу Станислава Юлиановича Жуковского, которая покажет нам как художник мог творить до того, как "проникся" импрессионистской манерой написания картин, ведь данное живописное произведение явно написано в реалистическом жанре:

"Весенняя вода", С.Ю. Жуковский, 1898. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Весенняя вода", С.Ю. Жуковский, 1898. Русский музей, Санкт-Петербург.

Это объяснимо, ведь художник в то время еще обучался все в том же Московском училище, что и все предыдущие живописцы. И здесь я не удержусь от того, чтобы не привести вам описания картины, изданное к каталогу музея:

Неожиданный ракурс, фрагментирующий пространство, живая игра бликов света и отражений, колеблющиеся серолиловые тени на оттаявшей земле и на снегу усиливают эффект непосредственности и свежести увиденной картины. Снег передан мазками белил, серо-лиловых и серо-желтых тонов, а в живописи ярко освещенных мест сочетание белил и серо-лиловых нюансов вызывает эффект мерцания розовых и желтоватых рефлексов.

Следующим живописцем будет, пожалуй, самый неизвестный из сегодняшней подборки художник - Павел Петрович Винокуров (1887-1920-е), о котором в источниках крайне мало информации. Но одно известно достоверно: в отличие от всех предыдущих мастеров, он обучался в Академии художеств (после реформы учебная часть которой стала училищем).

"Вешние воды", П.П. Винокуров, начало 1900-х. Приморская картинная галерея, Владивосток.
"Вешние воды", П.П. Винокуров, начало 1900-х. Приморская картинная галерея, Владивосток.

Несколько ранее в том же училище при Академии художеств, обучался художник, которому впоследствии суждено было стать основоположником латвийской живописи и звали его Вильгельм Карлис Пурвитис. Причем обучался он у Архипа Куинджи, и исследователи отмечали влияние учителя на художественный стиль Пурвитиса. Впрочем, сегодня не об этом речь, посмотрим на его вариант весеннего разлива:

"Весенние воды", В.К. Пурвит, ок. 1910. Национальный художественный музей Латвии, Рига.
"Весенние воды", В.К. Пурвит, ок. 1910. Национальный художественный музей Латвии, Рига.

Завершающим на сегодня у нас будет художник, которого называют и русским, и советским, и белорусским, но одно могу сказать точно: начинал Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля свой художественный путь в Московском училище живописи и ваяния, а также работал в мастерской Левитана. Но конкретно эта работа относится уже к советскому периоду его творчества, когда он продолжал "развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века".

"Вешние воды", В.К. Бялыницкий-Бируля, 1930. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вешние воды", В.К. Бялыницкий-Бируля, 1930. Русский музей, Санкт-Петербург.

Искусствоведы отметят, что "художник уступал ряду своих современников в значительности художественных замыслов, но в небольшом кругу любимых сюжетов достигал высоких результатов". Так это или нет - не берусь судить, но призываю вас высказываться в комментариях как на этот счет, так и вообще по поводу всех представленных сегодня полотен.

Спасибо за прочтение, ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), чтобы не пропустить новые публикации на канале "История живописи".