Найти тему
Лахта Центр

АРХИТЕКТОРЫ ПЕТЕРБУРГА. АНДРЕЙ ОЛЬ

Архитектору Андрею Андреевичу Олю посчастливилось построить в Ленинграде-Петербурге десятки зданий, многие из них стали знаковыми и любимы горожанами. «Рассказать о себе — это значит рассказать о сменах архитектурных течений, и обратно: рассказать о них — это значит рассказать о себе», — говорил Оль. Андрей Оль одинаково успешно проявил свой вкус и талант в череде сменяющих друг друга архитектурных направлений первой половины ХХ века. Он проектировал общественные и жилые здания в модерне и неоклассике, в конструктивизме и сталинском ампире, а также успешно преодолевал рамки стиля.

Андрей Оль. Фото: Леонид Андреев
Андрей Оль. Фото: Леонид Андреев

Первые работы

Андрей Оль родился в 1883 году в Петербурге. В 1901 году поступил в Институт гражданских инженеров. В 1905-м он отправился в Гельсингфорс (Хельсинки) на стажировку в архитектурное бюро Элиеля Сааринена (автор вокзала в Хельсинки) и Армаса Линдгрена, мастеров северного модерна, или, как называют это течение, финского национального романтизма. Затем, в Петербурге, в 1906–1907 годах Андрей Андреевич работал в мастерской входившего в моду Федора Лидваля.

Жилой дом на улице Зенитчиков. Архитекторы: Андрей Оль, Сергей Бровцев, 1936–1937 гг. https://www.citywalls.ru/photo244511.html
Жилой дом на улице Зенитчиков. Архитекторы: Андрей Оль, Сергей Бровцев, 1936–1937 гг. https://www.citywalls.ru/photo244511.html

Первая самостоятельная работа Андрея Оля — «Вилла Аванс» (1907–1909) в Ваммельсу (поселок Серово). Оль построил ее по заказу писателя Леонида Андреева. Андреев, вернувшийся из Италии на пике популярности, мечтал о замке в нордическом духе на берегу Финского залива и исполнение мечты доверил молодому архитектору, с которым его познакомила сестра Римма, вскоре ставшая женой Андрея Оля. Над проектом Оль и Андреев работали вместе. В результате получилась мощная, экспрессивная постройка из цельных бревен с окнами-бойницами, разбросанными по фасаду, и 15-метровой смотровой, как у крепости, башней. Чешуйчатая красная черепица на скатах крыши контрастировала с фактурой брутальных бревен. В замке насчитывалось около 40 помещений, они соединялись лесенками и коридорами, и попадавшие внутрь гости чувствовали, что оказались в лабиринте. На вилле «Аванс» Леонид Андреев устраивал литературные вечера и концерты, сюда съезжался «весь Петербург», и гости оставались ночевать. Описывая интерьер замка, Корней Чуковский удивлялся: «Камин… был величиной с ворота, а самый кабинет точно площадь».
Через пару лет бревна почернели, здание обрело загадочный и мистический вид. Вилла «Аванс» принесла известность молодому Андрею Олю.

Вилла «Аванс», архитектор Андрей Оль. Фото: Леонид Андреев, https://vk.cc/ctWIyU
Вилла «Аванс», архитектор Андрей Оль. Фото: Леонид Андреев, https://vk.cc/ctWIyU

Дипломным заданием Андрея Оля был проект художественного музея для провинциального города. Музей архитектор представил в виде романтичного средневекового замка с высокой башней, зубчатой крепостной стеной и декоративными бойницами. Работа была выполнена с присущей северному модерну выразительностью и свидетельствовала об увлечении автора английской архитектурой. В 1910 году Андрей Оль наконец защитил диплом в Институте гражданских инженеров. В 1911-м получил заказ на строительство жилого дома на Аптекарском проспекте и использовал в проекте идеи диплома. Фасад многоэтажного дома он украсил гранеными эркерами с зубчатыми парапетами поверху, как у крепостных башен, использовал красный кирпич и облицевал гранитом первый этаж, благодаря чему здание напоминает Хэмптон-Корт — загородный дворец английских королей, построенный в XVI веке.

Неоклассика в исполнении архитектора

В 1913 году Андрею Олю заказывают перестройку особняка врача Обуховской больницы Белозерского на Малой Дворянской (ул. Куйбышева, 25). Одноэтажное, приземистое здание первоначально имело вид боярского терема, и архитектор искал источники вдохновения для новой постройки в прошлых эпохах, делал эскизы в духе барокко и рококо, но в результате пришел к классике. Симметричный фасад акцентирован портиком, над барабаном возведен пологий купол. По сторонам от портика расположены глубокие лоджии с изящными колоннами. Здание получилось палладианское — прекрасный образец входящей в моду строгой неоклассики.

Особняк Белозерского на улице Куйбышева, архитектор Андрей Оль, 1913–1914 гг. https://www.citywalls.ru/photo583305.html
Особняк Белозерского на улице Куйбышева, архитектор Андрей Оль, 1913–1914 гг. https://www.citywalls.ru/photo583305.html

Другая неоклассическая постройка Андрея Оля — здание, известное под названием «Дом с обелисками» в Мучном переулке. Осенью 1914 года, после поездки в Италию и под впечатлением от нее, 31-летний Андрей Оль приступил к постройке «Дома с обелисками». Здание с аркадами, мощным рустом, крупными наличниками и обелисками, выполнено в стиле палаццо, одной из вариаций неоклассики, которую для придания солидности использовали при строительстве коммерческих учреждений. В здании с большими полукруглыми витринами в Мучном переулке разместился «Торговый дом В. П. Липин и наследники».

Здание торгового дома «В. П. Липин и наследники» в Мучном переулке, архитектор Андрей Оль, 1915 г. https://www.citywalls.ru/photo636333.html
Здание торгового дома «В. П. Липин и наследники» в Мучном переулке, архитектор Андрей Оль, 1915 г. https://www.citywalls.ru/photo636333.html

Дом как манифест коллективизма

Одна из самых заметных построек Андрея Оля — Дом-коммуна на улице Рубинштейна. Здание начали строить в 1927 году, строили на паях — дом был кооперативным и предназначался для творческой молодежи, литераторов и инженеров. Квартиры в доме по количеству комнат были разные, даже четырехкомнатные. Трехкомнатные располагались на двух этажах. Всего — 52 квартиры. Первый этаж отдали под столовую, библиотеку, детские комнаты. На пятом этаже находился солярий, оранжерея, игровая площадка. Были предусмотрены и помещения для домработниц.
В проекте Дома-коммуны Андрей Оль следовал принципам конструктивизма, и здание призвано было стать материальным воплощением идеи «коллективистического» будущего. Фасад, выходящий на эклектичную улицу Рубинштейна, имеет строгое, аскетичное решение. В геометрическом порядке расставленные балконы. За счет типичных для конструктивизма угловых балконов создан объем: со стороны Графского обнаруживается, что дом имеет шесть этажей — и крыша скошена в сторону двора. Здание представляет собой образец чистой формы, внедренной в плотную историческую среду и выглядит как манифест.
Об ощущениях от жизни в «коллективистическом будущем» писала в дневнике поэт Ольга Берггольц. Она жила на пятом этаже в тридцатой квартире. «Даже архинепривлекательный внешний вид “под Корбюзье” с массой высоких крохотных клеток-балкончиков не смущал нас: крайняя убогость его архитектуры казалась нам какой-то особой строгостью, соответствующей времени... Это был самый нелепый дом в Ленинграде, — жаловалась Берггольц. — Звукопроницаемость в доме была такая идеальная, что, если внизу, в третьем этаже… играли в блошки или читали стихи, у меня на пятом уже было все слышно, вплоть до плохих рифм». В народе дом прозвали «слезой социализма» из-за частых протечек.
Дом-манифест был плохо принят требовательными современниками, впрочем большинство конструктивистских зданий не отличались качеством строительных работ.

Дом-коммуна инженеров и писателей на улице Рубинштейна. Архитектор Андрей Оль, 1929–1931 гг. https://www.citywalls.ru/photo524144.html
Дом-коммуна инженеров и писателей на улице Рубинштейна. Архитектор Андрей Оль, 1929–1931 гг. https://www.citywalls.ru/photo524144.html
Дом-коммуна инженеров и писателей на улице Рубинштейна. Архитектор Андрей Оль, 1929–1931 гг. https://www.citywalls.ru/photo524144.html
Дом-коммуна инженеров и писателей на улице Рубинштейна. Архитектор Андрей Оль, 1929–1931 гг. https://www.citywalls.ru/photo524144.html

«ГОТические» работы

После окончания строительства Дома-коммуны Андрей Оль становится соавтором группы архитекторов (Ной Троцкий, Александр Гегелло, Лев Шишко) и работает над проектом административного здания на Литейном, известным как «Большой дом». Архитекторы сначала выполняли три самостоятельных проекта, но затем объединились, и коллектив получил почти официальное именование — «ГОТы» (Гегелло, Оль, Троцкий).
Ной Троцкий назвал Большой дом одним из первых памятников нового направления, основанного на классических формах. Монументальная и симметричная композиция с лаконичным силуэтом стала доминантой Литейного проспекта и прекрасно видна даже с противоположных берегов Невы. Центральный фасад с пилонами утяжелен мощным порталом и облицовкой гранитом. Контраст задают застекленные угловые башни. В отличие от большинства конструктивистских построек функциональное назначение внутренних помещений — библиотеки, актового зала, столовой и т. д. — не вычленено из общего объема, и такой подход к целостности означал отход от конструктивистских идей. Это здание стало примером проектирования административных сооружений для всей страны.

Административное здание на Литейном проспекте, так называемый Большой дом. Архитекторы Андрей Оль, Александр Гегелло, Ной Троцкий, 1931–1932 гг. Фото: https://www.citywalls.ru/house14755.html
Административное здание на Литейном проспекте, так называемый Большой дом. Архитекторы Андрей Оль, Александр Гегелло, Ной Троцкий, 1931–1932 гг. Фото: https://www.citywalls.ru/house14755.html

В послевоенные 1946–1950 годы получила одобрение и распространилась идея малоэтажных и комфортных жилых комплексов. Андрей Андреевич спроектировал коттеджный поселок в Сосновой Поляне. Интересно, что здания застройки он решил в стилистике архитектуры, которую любил с юности, — дома украшают эркеры, цепочки рустов. Андрей Оль сочетает элементы модерна и неоклассики с «конструктивистскими» окнами и декором сталинского ампира. Дома получились нарядные, уютные и «человечные».

Талант во всем

Андрей Андреевич Оль был одарен разносторонне. Он любил рисовать виды Павловска, Царского села, Петергофа, его графика и акварели напоминают по манере «мирискусников». Он проявил себя и как живописец, и как художник театра — выполнял эскизы декорации к постановке по Бернарду Шоу. Андрею Андреевичу довелось работать с фарфором — он создал формы для сервиза «Евгений Онегин», который хранится в музее Императорского фарфора.
Андрей Оль был эрудитом, педагогом (с 1921 года преподавал в ИГИ-ЛИИКС), и его любили студенты. Путь Андрея Андреевича Оля — редкий пример, когда автору удалось сохранить цельность при сменах эпох и главенствующих стилей.

Жилой дом Управления Октябрьской железной дороги на Суворовском проспекте. Архитекторы: Андрей Оль, Дмитрий Навалихин, Егор Холмогоров, 1938 г. https://www.citywalls.ru/photo304571.html
Жилой дом Управления Октябрьской железной дороги на Суворовском проспекте. Архитекторы: Андрей Оль, Дмитрий Навалихин, Егор Холмогоров, 1938 г. https://www.citywalls.ru/photo304571.html

#архитипы