Найти в Дзене

Василий Лановой: «Семнадцать мгновений весны» был первый, великий русский сериал

В запрещённой соцсети увидел сейчас эти фото. Мой добрый знакомый, знаменитый продюсер Анатолий Сивушов опубликовал снимки из своего личного фотоархива: И напомнил, что сегодня, 16 января 2024 года Василию Лановому – 90. Одна из подписчиц прокомментировала: «Дай Бог здоровья». Для тех, кто в танке ©, напомню всё же, что народный артист ушёл от нас три года назад, 28 января 2021 года. Но отрадно, что его числят живым. Банально, конечно, журналистский штамп, но, тем не менее, Василий Семёнович действительно жив в памяти и сердцах нескольких поколений. «Земля стекловатой» – злобствовали год назад южные «небратья» © всё в той же соцсети. Господь им судья, приспешникам Зла. В одном из газетных интервью легендарный актёр. Отвечая на вопрос «Как, по-вашему, театр очень изменился по сравнению с тем, в котором прошла ваша молодость?», говорил: «Изменился, конечно. Он стал другим... Более модным, менее классическим. Жизнь поменялась. Вы посмотрите, что делается на телевидении. Для меня до сих п
Оглавление

В запрещённой соцсети увидел сейчас эти фото. Мой добрый знакомый, знаменитый продюсер Анатолий Сивушов опубликовал снимки из своего личного фотоархива:

-2
-3
-4

И напомнил, что сегодня, 16 января 2024 года Василию Лановому – 90.

Одна из подписчиц прокомментировала: «Дай Бог здоровья». Для тех, кто в танке ©, напомню всё же, что народный артист ушёл от нас три года назад, 28 января 2021 года. Но отрадно, что его числят живым. Банально, конечно, журналистский штамп, но, тем не менее, Василий Семёнович действительно жив в памяти и сердцах нескольких поколений.

«Земля стекловатой»

– злобствовали год назад южные «небратья» © всё в той же соцсети.

Господь им судья, приспешникам Зла.

В одном из газетных интервью легендарный актёр. Отвечая на вопрос «Как, по-вашему, театр очень изменился по сравнению с тем, в котором прошла ваша молодость?», говорил:

«Изменился, конечно. Он стал другим... Более модным, менее классическим. Жизнь поменялась. Вы посмотрите, что делается на телевидении. Для меня до сих пор существуют несравнимые ценности того театра и тех прошлых выступлений на телевидении. Я уж не говорю о кинематографе. Какие актёры были!
Сейчас много говорят о патриотизме. Но ведь и тогда был патриотизм, любовь к Родине побеждала. Ведь не зря же
Александр Сергеевич одну из своих лучших фраз сказал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Это всегда было на Руси. Поэтому тут и говорить нечего…

Кинематограф раньше был совсем другим. Да и театр тоже. И сочетание этих искусств составляет мою жизнь, хотя для меня всегда театр был главным.
Театр Вахтангова – не фабрика по производству спектаклей, это уж точно. Он долгие годы являлся в каком-то смысле «семейным театром», потому что была великая семья из великих актеров.
Гриценко, Плотников, Астангов, Лукьянов, Борисова, Мансурова, Алексеева… Вы понимаете, какие имена были? Невероятные!».

-5
-6
-7

Я, беседуя с ним в эфире федерального канала, спросил:

— Почему вы практически перестали сниматься?

Ответ был лаконичный:

«Потому что я, как правило, снимался в хорошей драматургии. А сейчас — сериалы».

Я уточнил:

— Но вы же снимались в сериале «Семнадцать мгновений весны»?

Лановой парировал:

«Это был первый, великий русский сериал. А дальше пошли такие, что не дай бог. Я же привык к тому, что обязательно должна быть драматургия. Иначе актёр ничего не может сделать. Какие мозги надо иметь, чтобы на триста серий написать настоящую плотную драматургию? А потом... У меня концерты, поэтические вечера, масса других занятий... Знаете, на мой 80-летний юбилей мне из Тбилиси позвонил старый друг. И говорит: «Вася, извини, не могу сегодня прилететь, мой директор-гад назначил спектакль на сегодня. Но вот на 160 лет обязательно прилечу». Я ответил: «Прилетай, буду ждать»…».

Увы, не суждено.

Фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» стал прорывом для своего времени. 11 августа 1973 года началась киносага, где зрители впервые увидели совсем других «немцев» — умных и местами даже обаятельных. И при том это были реальные исторические персонажи, в то же время хорошо известные своими злодействами. Режиссер сумела не только выбрать актеров, которые смогли придать им свою харизму, некоторых артистов пришлось сильно уговаривать.
Когда Лиознова в первый раз предложила Лановому роль обергруппенфюрера СС Карла Вольфа, тот категорически отказался стать «эсэсовцем». Она несколько раз приезжала к нему в театр, но артист упорно отказывался — не хотел играть врага. Татьяна Михайловна же настаивала, что «Вольф — не враг, он ваш противник — мощный и умный», при этом настойчиво повторяя, что Вольф должен быть умным и обаятельным. И таки-заполучила Василия Семеновича в свой 12-серийный художественный телефильм, снятый по одноименному роману Юлиана Семёнова.
-8
-9
-10
По количеству артистов, удостоенных звания народного артиста СССР (до или после выхода картины), этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино. Из тех, кто снимался в фильме, этого звания были удостоены: Леонид Броневой (1987), Николай Гриценко (1964), Лев Дуров (1990), Евгений Евстигнеев (1983), Владимир Кенигсон (1982), Василий Лановой (1985), Ростислав Плятт (1961), Вячеслав Тихонов (1974), Олег Табаков (1988), Ефим Копелян (1973, голос за кадром).