Найти в Дзене
Флердоранж

АНАСТАСИЯ. ДОЧЬ РУССКОГО ПОСЛА ИЛИ КОЛЬЦО РОКСОЛАНЫ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

-Ох! Матерь божья! Настасьюшка, золотце ты моё! И что же ты удумала? Куда ж ты поедешь? К проклятым бусурманам? Что же это деется? -причитала пожилая женщина. Крупные слезы текли по её круглому, добродушному лицу.

-Нянюшка! Феклуша! Ну, не надо плакать. -девушка только что встала с постели и в одной сорочке подошла к женщине, усадила её на лавку и стала гладить по полным плечам.

-Твой батюшка там сгинул, а теперь и ты едешь на погибель? Там же нелюди! -Фёкла стала утирать слезы концом головного платка.

-Вот я и хочу найти папу. Три года, как он уехал, и год уже нет от него писем . Но я верю, он жив! -голубые глаза девушки блеснули.

-Ах, дитятко! Если бы он жив был, неужто не написал бы? -всхлипнула пожилая женщина.

-Няня, я заручилась поддержкой государыни Марии Григорьевны. Она лично написала Сафие-султан . И та согласилась меня принять и помочь мне в поисках батюшки. -твёрдо сказала Анастасия. -Мой отец русский , потомственный дворянин Данила Исленьев. А я его дочь! И я сделаю всё, чтобы он вернулся на родину.

Фекла покачала головой. Она знала Настю с пелёнок. И уж характер у неё! Если что втемяшит себе в голову, то не отступится.

-Настенька! А не может ли сама эта... Софья? Я понимаю так, тамошняя царица? Она бы поискала твоего батюшку, а потом сюда отправила . А? -спросила няня.

-Сафие-султан.-поправила девушка. -Да, можно сказать она царица. Сейчас она носит титул валиде-султан при своём сыне султане Мехмеде третьем.

-И чудные же у них названия. -проговорила Фёкла. -Но ты ж знаешь их язык. Бусурманский.

-Турецкий, нянюшка. Папа учил меня. -Анастасия рассмеялась.

-А всё одно. Хрен редьки не слаще. -женщина махнула рукой. -Наш барин, твой батюшка шибко умный был. Столько языков чужеземных знал. И ты в него пошла.

-Он же во многих странах послом был. Ему и положено знать.

-Ох! Вот он со всех земель возвращался целым и невредимым, а с этой проклятой Бусурмании нет. -няня снова запричитала.

-Ну, хватит, Феклуша! -девушка поднялась и подошла к зеркалу. -И где Ульяна? Мне пора одеваться.

Анастасия взяла гребень и стала расчёсывать свои густые, роскошные волосы, которые медными прядями доходили почти до тонкой, гибкой талии.

-Ах, девонька! Замуж тебе надо. Тебе скоро восемнадцать. Твои ровесницы уже люльки с ребятенками качают, а ты всех женихов своих разогнала. -женщина недовольно покачнулась полным, округлым телом. -Ты ж посмотри на себя. Красавица! Волос золотой, глаз голубой, аки вода в лесном озере. Уста сочные, сахарные, ланиты румяные. Стан стройный, как берёзка. Кожа белая, гладкая. Чего пропадать то? И добрых молодцев полно. Хошь боярина, хошь купца, а то в прошлом годе помнишь сам князь, царёв брат заезжал? Ух, смотрел на тебя! Чем ты не княгиня?

-Вот когда полюблю добра молодца, Феклуша, тогда и пойду замуж. И не важно, князь он будет али воин простой. -в тон ответила Анастасия. Она заплела одну косу и принялась за другую. В это время раздался стук и на пороге появилась высокая, статная девушка с русой косой через плечо и светло-серыми глазами. Её приятное лицо озарила широкая улыбка.

-Барышня! Простите, что задержалась. Я вам принесла голубой сарафан. А может вы зелёный с золотистой каёмочкой хотите? -проговорила девушка грудным голосом.

-Давай голубой, Ульяна! -махнула рукой Анастасия.

-Где эт ты, девка, задержалась? -Фёкла прищурила один глаз. -Опять небось с конюхом Антипом миловалась?

-Ох, больно надо! -Ульяна подошла к своей хозяйке и стала помогать ей одевать сарафан.

-А то! Видела я вас у сарая надысь. Как он тебя в свои медвежьи объятия заграбастал!

-Так и получил по сусалам! -девушка хмыкнула.

-Эх! Вот и тебе замуж надо. Третий десяток уж разменяла. -сказала пожилая женщина.

-Дак, не люб мне никто, Фёкла Степановна! -Ульяна хохотнула.

-И ты туда же. Люб не люб. Нас вот не спрашивали. Кого сосватали, тот и муж. Стерпится-слюбится. -нянька поднялась и схватилась за поясницу.

-Вот холера его подери этот недуг! Ох!

-Феклуша! Может лекаря позвать? -взволнованно спросила Анастасия.

-А, ну их к бесу ! Шарлатаны! У меня есть хорошая настойка. Пойду натрусь. -женщина махнула и вышла за дверь.

-Барышня, Настасья Даниловна! Возьмите меня с собой. В эту, как её? Орсманию! -просительно вымолвила Ульяна.

-Османию. -поправила Анастасия. -И ты же знаешь, Уленька, я не на ярмарку в другой город еду. Еду в чужую страну. И дело у меня важное.

-Вы же берете с собой воеводу и ратников. А почему меня нельзя? Вы же знаете, я девка хоть куда.Справная.И щи сварганить, и бельё постирать, а надо и меч в руки возьму. -гордо сказала девушка.

-Я знаю. Но ты язык не знаешь. И законы там другие. Я хоть и знаю турецкий, но честно признаться боюсь. Но ради отца я готова на всё! -проговорила Анастасия.

-А вот вы меня и научите. Пока ехать будем. Я постараюсь выучить их турчанский язык. -сказала Ульяна.

-Турецкий! -Анастасия рассмеялась. -Ну, хорошо. Я тебя возьму с собой. Только смотри, без меня ни на шаг.

-Хорошо, барышня. -девушка кивнула.

-Кстати, а что этот конюх Антип? Он тебя сильно донимает или...

-Ой, да он всех девок уже перелапал. Некуда ему девать свою силушку. В голове -то ума нет, чем думать? Если его только интересует, что под женскими юбками. -Ульяна состроила такую недовольную, но вместе с тем смешную мину, что её хозяйка расхохоталась.

-Может женить его? -предложила она, вытирая слезы.

-Ой, барышня! Такие кобелины никогда не остепенятся. Уж, поверьте. Мой папашка такой был , царствие ему небесное, за каждым подолом волочился. Ох, матери нервы потрепал. Она из-за него только и слегла. -возмущённо говорила Ульяна. Затем она вдруг понизила голос и спросила:

-Барышня, я слышала там у них в Орсмании такие мужчины есть, но не мужчины. Им напрочь их кочерыжку отчикивают. Это правда?

-Это евнухи, Ульяна. Они служат в гареме. -ответила Анастасия.

-Вот надо этим кобелям отчикивать. -Ульяна рубанула рукой в воздухе. -А то ишь ты!

-Ладно, Уля! Что-то мы не в то русло зашли. Пошли завтракать. А потом у меня ещё уйма дел. Перед отъездом надо многое успеть. -сказала Анастасия, накидывая на плечи цветастый платок.

***************************

Анастасия вошла в церковь. Она подошла к иконам и перекрестилась.

-Господи! Помоги мне в моём святом деле! Ты же видишь я решилась на это, чтобы совсем не отчаяться.Чтобы спасти батюшку. -девушка склонила голову в белом платке.

-Ты всё таки поедешь, дочь моя? -раздался тихий, но отчётливый голос. Старый священник в рясе подошёл к прихожанке.

-Да, святой отец! -Анастасия преклонила колени . Служитель церкви дотронулся до головы девушки, затем сказал:

-Встань, Настенька! Я вижу ты полна решимости и намеренно идти до конца!

-Да, дядя! -ответила Анастасия, поднимаясь с колен. Отец Серафим был родственником девушки. Он был дядя её покойной матери Пелагеи. Старый священник , года которого подходили к восьмидесяти лет, был ещё бодр, но годы давали своё. Сколько раз преподобный Серафим думал оставить службу и уединиться в келье, чтобы остаток жизни провести в молитвах. Но он не делал этого. И в частности из-за своей внучатой племянницы Анастасии. На смертном одре её матери, когда та умерла от чахотки он поклялся оберегать малышку, которой исполнилось только три года. Да, у девочки был отец. Но Данила Исленьев почти всегда был в разъездах, служил царю, часто уезжал из страны . Он так не оправился от горя и не женился, вторично.И вот теперь его дочь отправляется за ним на поиски.

-Настенька. Османская Империя дело нешуточное. А султан Мехмед очень свирепый и кровожадный человек. -сказал священник. -Ты ведь знаешь, что когда он взошёл на престол, то казнил девятнадцать своих братьев, даже беременных наложниц утопили. К тому же султан не очень любит христиан, это ещё мягко сказано. Нет-нет, он подвергает их гонению.

-Я знаю, дядя. Я очень много читала про империю, да и папа рассказывал. Но Сафие-султан мне не откажет. Всё же они состоят в дружественной переписке с нашей царицей Марией Григорьевной. И у меня есть её поддержка.

-Так то оно так. Но я очень прошу, будь осторожна. Ты берёшь с собой охрану?

-Да. -Анастасия кивнула. -Воевода Григорий и десять ратников поедут со мной.

-Маловато. -покачал головой священник.

-В Стамбуле много наших соотечественников. Отец рассказывал про них. Я знаю, если что к кому обратиться.

-Ах, девочка моя! Если только султан не устроил на них гонения. Дай бог, чтобы это было не так! -Серафим перекрестился. -Я дам тебе письмо. Там есть церковь и наш служитель отец Порфирий. Можешь быть уверенна, он тебе всегда поможет.

-Спасибо тебе, дядюшка! А теперь, благослови меня! -девушка опять упала на колени. Священник осенил крестом и прочитал молитву.

-Но это ещё не всё, дорогая моя! -сказал Серафим. -Настало время и я должен передать тебе подарок и послание из прошлого.

-Как это? -удивилась Анастасия.

-Ты же знаешь, что мы состоим в родстве с Лисовскими. Гаврила Лисовский тоже был священник.

-А! Ты про Роксолану? То есть её звали тоже, как меня Анастасия. -воскликнула девушка. -Она была женой великого султана Сулеймана. Хюррем-султан.

-Да. Здесь и в Европе её все называют Роксолана. Так вот почти полвека назад она мне прислала подарок. Для тебя.

-Для меня? Дядя, но меня тогда ещё не было на свете. -Анастасия округлила глаза.

-Да. Но она мне написала, что вроде видела тебя во сне. Ты ведь знаешь, что очень похожа на неё? Хоть я её при жизни и не видел, но ещё тогда, кто помнил о ней здесь говорили, что она рыжеволосая и голубоглазая красавица. Немудрено, что султан Сулейман обратил на нее внимание и сделал любимой женой .

-Дядя, а разве мужчина любит женщину только за красоту? -спросила Анастасия.

-Нет, конечно. Человека любят за его душу , характер, поступки и добрые дела. Всё это сполна было в Роксолане. И в тебе тоже. -Серафим улыбнулся. Затем он спохватился и поманил девушку за собой:

-Пойдём. Я должен отдать тебе подарок.

Они вошли в маленькую светелку, и святой отец открыл в стене потайную дверцу. Он вытащил из ниши небольшую деревянную коробочку, протёр её тряпицей и передал в руки, застывшей на месте девушки.

Анастасия смотрела на шкатулку и не решалась открыть.

-Я не буду тебе мешать. -сказал священник, легонько похлопал девушку по плечу и вышел. Анастасия села на лавку и приподняла крышку. Внутри она увидела на красной, бархатной поверхности кольцо и свёрнутый пергамент. Тонкие пальчики потянулись к ювелирному изделию. С величайшей осторожностью девушка взяла кольцо и стала его рассматривать.

-Какое красивое! -вздох восхищения вырвался из её груди. Яркий, зелёный изумруд напоминал большую каплю, а обрамляли его маленькие бриллианты, словно прозрачные , чистые слезы. Анастасия подняла кольцо на свет и увидела, как камень заиграл всеми оттенками зелёного и даже голубого. Девушке показалось, что изумруд хранит некую неведомую силу и обладает магическим волшебством. Анастасия положила кольцо и взяла пергамент, пожелтевший от времени. Развернула и стала читать:

"Здравствуй, дорогая Анастасия! Когда ты будешь читать это письмо, то меня уже давно не будет в живых. И тебе, наверное, всё покажется, странным и непонятным. Но это пишу тебе я, Анастасия Лисовская -Хюррем -султан. И мы с тобой родственники и очень похожи. Я увидела тебя во сне задолго до твоего рождения. Ты приедешь в Стамбул по очень важному делу , и на моём месте будет другая женщина. Очень могущественная и великая. Я знаю, что это дело -дело всей твоей жизни. И в этом тебе нужна большая помощь. Я отправляю тебе своё кольцо. Его подарил мне мой возлюбленный султан Сулейман. И оно мне принесло счастье, любовь и удачу. А так же всегда оберегало меня . За ним охотились очень многие плохие люди, но ничего не вышло. Теперь моё кольцо будет у тебя . И принесёт тебе всё то, что принесло мне. Помни, Анастасия, мы с тобой единое целое. Я живу в тебе, а ты во мне. Береги кольцо! И, да поможет тебе Бог! Будь счастлива, как когда то была счастлива я! Твоя Анастасия-Хюррем-Роксолана.

Девушка опустила письмо и не заметила, как слезы льются по её щекам.

-О, господи! Сама Роксолана отдала мне частицу своего сердца. Ведь кольцо от любимого это очень дорогая вещь. Как же она решилась на такое?

Анастасия взяла кольцо и ещё раз его рассмотрела. Затем она осторожно надела его на безымянный палец. Чуть-чуть великовато. Но, если за кольцом охотились, значит оно действительно помогает? Так его надо беречь, как зеницу око.

-