Найти тему

Что изучали на уроках литературы в 1940-1950-е: школьное преподавание литературы в военные и послевоенные годы

Оглавление

На 2 с небольшим месяца тема преподавания литературы в школе канула в небытие. Я решила исправить эту несправедливость и вернуть её в сетку публикации.

Если Вы со мной недавно, рекомендую посмотреть публикации о более ранних периодах формирования литературы как школьного предмета:

литература в школе | Дочитаем до понедельника | Дзен

А сегодня предлагаю кратко обсудить 1940-1950-е годы и посмотреть, как обстояли дела с литературой в этот непростой период.

Вот здесь

я уже писала, что в конце 1930-х годов школьные уроки литературы были близкие к тому формату, который привычен нам: регламентированный перечень произведений (ещё отличный от современного, но всё же серьёзно повлиявший на него), строго отведённое количество часов на урок и на отдельные темы, "готовые истины" о том, как следует понимать то или иное произведение.

Что же потом?

Именно в военное время и в первые послевоенные годы происходили значительные перемены в перечне произведений для изучения в школе. Из программы изъяли модернизм и авангард (т.е. фактически весь цвет серебряного века русской литературы), делая акцент на классической реалистической литературе, которая "закономерно" перетекала в литературу соцреализма. Разумеется, "подчищались" и несовместимые с идеологией тексты.

Например, в послевоенное время из программы убрали Достоевского в силу "реакционности" его литературы, Есенина в силу его "сомнительного" поведения.

Кого исключили из школьной программы в 1940-е?
Кого исключили из школьной программы в 1940-е?

"Анну Каренину" в этот период заменяют на "Войну и мир", т.к. патриотизм, народность должны преобладать над "семейными проблемами".

Творчество Блока и Маяковского было представлено только текстами о революции в объеме 6 часов на весь период серебряного века.

Десятый, выпускной, класс был полно­стью посвящен советской литературе.

При этом после войны в программе по литературе стали появляться идеологически выверенные тексты о Великой Отечественной войне, среди которых, например, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого или «Молодая гвардия» Александра Фадеева.

В этих условиях учитель в большей или меньшей степени превращался в проводника официальной линии в образовании, а шко­ла — в место, где ученик подвергается идеологическому воспитанию.

В 1950-е годы сложился "литературный квартет" - творчество четырёх классиков русской литературы, на изучение которых отдавали максимум урочных часов: два великих поэта — русский дореволюционный гений Пушкин и советский Маяковский — и два великих прозаика — Лев Толстой и  Горь­кий.

Четыре "столпа" школьной литературы послевоенного времени: Толстой, Пушкин, Горький и Маяковский. Изображение сделано шутки ради😅
Четыре "столпа" школьной литературы послевоенного времени: Толстой, Пушкин, Горький и Маяковский. Изображение сделано шутки ради😅

Особенно много времени составители программы отводили изучению Пушкина: например, в 1938 году на уроки по творчеству Пушкина предусматривали 25 часов, в 1949-м — уже 37. Остальным класси­кам часы пришлось подрезать, так как они попросту не умещались в школьный канон, который заметно рос за счет расширения перечня советской классики.

После смерти Сталина ситуация изменилась незначительно. Культурная "оттепель" мало отразилась на школьном курсе литературы: исключили произведения, восхваляющие Сталина, немного сократили часы. Литературе как школьному предмету отвели роль фундамента, обеспечивающего стабильность строя, невзирая на некоторую либерализацию культуры.

Что читали в 1940-1950-е годы?

8 класс

  • «Слово о полку Игореве»
  • Денис Фонвизин. «Недоросль»
  • Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (избранные главы)
  • Александр Грибоедов. «Горе от ума"
  • Александр Пушкин. Лирика, «Цыганы», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • Михаил Лермонтов. Лирика, «Мцыри», «Герой нашего времени»
  • Николай Гоголь. «Ревизор», «Мертвые души»

9 класс

  • Иван Гончаров. «Обломов» (избранные главы)
  • Александр Островский. «Гроза»
  • Иван Тургенев. «Отцы и дети»
  • Николай Чернышевский. «Что делать?» (избранные главы)
  • Николай Некрасов. Гражданская лирика, «Кому на Руси жить хорошо»
  • Лев Толстой. «Война и мир»

10 класс

  • Максим Горький. «Старуха Изергиль», «На дне», «Мать», «В. И. Ленин» (в сокращении)
  • Владимир Маяковский. «Левый марш», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «Стихи о советском паспорте», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», «Во весь голос»
  • Николай Островский. «Как закалялась сталь»
  • Михаил Шолохов. «Поднятая целина»
  • Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • Александр Фадеев. «Молодая гвардия»
Спасибо, что дочитали!
Спасибо, что дочитали!

С творчеством каких упомянутых в статье авторов Вы знакомы? Когда Вы учились в школе, какие произведения Вам преподавали больше всего?