Несколько недель назад я начала работать над темой преподавания литературы в школе в разные периоды нашей истории. В этой подборке можно найти все материалы об этом:
2 недели назад я начала рассказывать о том, как обстояли дела с литературой в школе в начале 1920-х, а на прошлой неделе даже предложила своим подписчикам проверить свои знания школьной программы столетней давности
Если ещё не видели эти публикации, подпишитесь, пожалуйста, и приятного Вам чтения!
Если уже всё эти видели, то самое время ворваться в 1920-30-е годы и посмотреть, что из себя представляет школьная программа по литературе в этот и последующие периоды.
Как я уже отмечала здесь, в 1920-е годы список для чтения практически совпадал с дореволюционным.
В первом посте серии я подробно рассказывала, как почти сто лет формировалась дисциплина "Словесность". Что же с ней стало в советское время? Она практически растворилась в обществоведении к 1925 году.
В тот период литературные произведения часто рассматривались как иллюстрации к изучению исторических процессов и партийных установок.
Впрочем, так продолжалось довольно немного. Уже к началу 1930-х литература вернулась в сетку предметов, программа постоянно менялась, перечень произведений выверялся, вариативность постепенно исчезала.
Существенное место в программе выпускного (на тот момент 9 класса) занимала советская литература, представленная именами Константина Федина, Леонида Леонова, Александра Неверова, Лидии Сейфуллиной, Федора Гладкова, Александра Малышкина, Дмитрия Фурманова, Александра Фадеева и др.
Кроме того, программа чётко и подробно "рекомендовала", как трактовать то или иное произведение, часто отсылая к марксистской критике.
В 1934 году школьное образование стало десятилетним, историко-литературный курс стал изучаться 3 года вместо 2.
Почти десятилетие шли попытки подготовить стабильную программу, подкрепленную стабильным учебником. Увенчались победой они лишь в 1938–1939 годах, когда наконец появилась программа, без особых изменений продержавшаяся до хрущевской оттепели, а в основном своем ядре — и до сегодняшнего времени.
Особенностью программы также явилось возвращение к системе классно-урочной деятельности, где учитель и учебник — основные источники знаний. Закрепление полученных на уроках знаний осуществлялось по единому учебнику, который предполагал чтение, конспектирование и заучивание. Особое внимание уделялось и заучиванию наизусть художественных произведений и их фрагментов. Программа жестко регламентировала и количество часов, отводимых на ту или иную тему, причем такой подход предполагал получение в готовом виде знаний, их заучивание и воспроизведение без особой рефлексии над прочитанным.
Отбор произведений для изучения определялся не только их художественными достоинствами, но и способностью отражения логики развития литературы, которая транслировалась советской наукой. Многие классические произведения XVIII, XIX веков сохранились в списке произведений, однако поменялся вектор их изучения: классике золотого и серебряного веков предписывалось рассказать о царизме и вызревании революционных настроений в обществе. О том, к чему это привело, повествовала молодая советская литература.
«Показать величие русской классической литературы, воспитавшей многие поколения революционных борцов, огромное принципиальное отличие и морально-политическую высоту советской литературы, научить учащихся разбираться в основных этапах литературного развития без упрощенства, без схематизма — такова историко-литературная задача курса VIII–X классов средней школы». Из программы средней школы по литературе за VIII–X классы 1938 года.
Итак, уже в предвоенные годы программа по литературе постепенно принимала тот вид, который у неё есть сейчас: сходный перечень произведений, регламентированное количество часов (в том числе и на определённые темы), "прописные истины", изложенные в учебнике/ учителем о том, как нужно понимать прочитанное.
К счастью, многие мои коллеги дают сейчас ученикам "больше воздуха" при изучении литературы, но некоторые лелеют этот довоенный подход до сих пор.
Что читали?
• Устная народная поэзия (фольклор)
• Русские былины
• «Слово о полку Игореве»
• Лирика М. Ломоносова
• Лирика Г. Державина
• Денис Фонвизин. «Недоросль»
• Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывки)
• Николай Карамзин. «Бедная Лиза»
• Лирика В. Жуковского
• Лирика К. Рылеева
• Александр Грибоедов. «Горе от ума»
• Александр Пушкин. Лирика, оды, «Цыганы», «Евгений Онегин»
• Михаил Лермонтов. Лирика, «Герой нашего времени»
• Николай Гоголь. «Мертвые души», т. 1
• Критика В. Белинского.
• Александр Герцен. «Былое и думы»
• Иван Гончаров. «Обломов»
• Александр Островский. «Гроза»
• Иван Тургенев. «Отцы и дети»
• Николай Чернышевский. «Что делать?»
• Николай Некрасов. Лирика, «Кому на Руси жить хорошо»
• Михаил Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»
• Лев Толстой. «Анна Каренина»
Владимир Ленин. «Лев Толстой как зеркало русской революции», «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение», «Л. Н. Толстой и его эпоха»
• Антон Чехов. «Крыжовник», «Вишневый сад»
• Максим Горький. «Старуха Изергиль», «Коновалов», «На дне», «Дело Артамоновых»
Владимир Ленин о Максиме Горьком
Вячеслав Молотов. «Памяти А. М. Горького»
• Александр Серафимович. «Железный поток»
• Александр Фадеев. «Разгром»
• Владимир Маяковский. Cтихи, поэмы
• Николай Островский. «Как закалялась сталь»
• Михаил Шолохов. «Поднятая целина»
• Песни народов СССР
Что можем отметить?
Отбор классики обусловлен "революционностью" писателя или произведения, обличением пороков царизма, крепостничества, мещанства. В программу включается изучение наследия В. Белинского.
У Льва Толстого читали "Анну Каренину", а не "Войну и мир".
Широко представлено творчество Максима Горького и статьи о нем. Нельзя не отметить работы В.И. Ленина.
Литература серебряного века сведена к минимуму в связи с политическими и эстетическими несоответствиями.
Советская литература представлена произведениями, которые в современной школе не изучаются (или изучаются обзорно, как "Разгром") из-за их тенденциозности.
Спасибо, что дочитали!
С творчеством каких упомянутых в статье авторов Вы знакомы? Когда Вы учились в школе, как Вам преподавали литературу - жёстко с готовыми выводами или свободно с возможностью составлять собственное мнение? Любите советскую литературу - партийную, "революционную", "колхозную", "производственную"?