Найти тему

Литература в школе: 1920-1930-е годы

Оглавление

Несколько недель назад я начала работать над темой преподавания литературы в школе в разные периоды нашей истории. В этой подборке можно найти все материалы об этом:

литература в школе | Lenny reads | Дзен

2 недели назад я начала рассказывать о том, как обстояли дела с литературой в школе в начале 1920-х, а на прошлой неделе даже предложила своим подписчикам проверить свои знания школьной программы столетней давности

Если ещё не видели эти публикации, подпишитесь, пожалуйста, и приятного Вам чтения!

Если уже всё эти видели, то самое время ворваться в 1920-30-е годы и посмотреть, что из себя представляет школьная программа по литературе в этот и последующие периоды.

Фото автора канала
Фото автора канала

Как я уже отмечала здесь, в 1920-е годы список для чтения практически совпадал с дореволюционным.

В первом посте серии я подробно рассказывала, как почти сто лет формировалась дисциплина "Словесность". Что же с ней стало в советское время? Она практически растворилась в обществоведении к 1925 году.

В тот период литературные произведения часто рассматривались как иллюстрации к изучению исторических процес­сов и партийных установок.

Впрочем, так продолжалось довольно немного. Уже к началу 1930-х литература вернулась в сетку предметов, программа постоянно менялась, перечень произведений выверялся, вариативность постепенно исчезала.

Существенное место в программе выпускного (на тот момент 9 класса) занимала советская литература, представленная именами Константина Федина, Леонида Леонова, Александра Неверова, Лидии Сейфуллиной, Федора Гладкова, Александра Малышкина, Дмитрия Фурманова, Александра Фадеева и др.

Я очень давно занимаюсь советской литературой 1920-1930-х годов
Я очень давно занимаюсь советской литературой 1920-1930-х годов

Кроме того, про­грамма чётко и подробно "рекомендовала", как трактовать то или иное произведение, часто отсылая к марксист­ской критике. 

В 1934 году школь­ное образование стало десятилетним, историко-литературный курс стал изучаться 3 года вместо 2.

Почти десятилетие шли попытки подготовить стабильную программу, подкрепленную стабильным учебником. Увенчались победой они лишь в 1938–1939 годах, когда наконец появилась программа, без особых изменений продержавшаяся до хру­щевской оттепели, а в основном своем ядре — и до сегодняшнего времени.

Особенностью программы также явилось возвращение к системе классно-урочной деятельности, где учитель и учебник — основные источники знаний. Закре­пление полученных на уроках знаний осуществлялось по единому учебнику, который предполагал чтение, конспектирование и заучивание. Особое внимание уделялось и заучиванию наизусть художественных произведений и их фрагментов. Программа жестко регламенти­ровала и количество часов, отводи­мых на ту или иную тему, причем такой подход предполагал получение в готовом виде знаний, их заучивание и воспроизведение без особой рефлексии над прочи­танным

Отбор произведений для изучения определялся не только их художественными достоинствами, но и способностью отражения логики развития литературы, которая транслировалась советской наукой. Многие классические произведения XVIII, XIX веков сохранились в списке произведений, однако поменялся вектор их изучения: классике золотого и серебряного веков предписыва­лось рассказать о царизме и вызревании революционных настроений в обществе. О том, к чему это привело, повествовала молодая советская литература.

«Показать величие русской классической литературы, воспитавшей многие поколения революционных борцов, огромное принципиальное отличие и морально-политическую высоту советской литературы, научить учащихся разбираться в основных этапах литературного разви­тия без упрощенства, без схематизма — такова историко-литературная задача курса VIII–X классов средней школы».  Из программы средней школы по литературе за VIII–X классы 1938 года.

Итак, уже в предвоенные годы программа по литературе постепенно принимала тот вид, который у неё есть сейчас: сходный перечень произведений, регламентированное количество часов (в том числе и на определённые темы), "прописные истины", изложенные в учебнике/ учителем о том, как нужно понимать прочитанное.

К счастью, многие мои коллеги дают сейчас ученикам "больше воздуха" при изучении литературы, но некоторые лелеют этот довоенный подход до сих пор.

Что читали?

• Устная народная поэзия (фольклор)

• Русские былины

• «Слово о полку Игореве»

• Лирика М. Ломоносова

• Лирика Г. Державина

• Денис Фонвизин. «Недоросль»

• Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывки)

• Николай Карамзин. «Бедная Лиза»

• Лирика В. Жуковского

• Лирика К. Рылеева

• Александр Грибоедов. «Горе от ума»

• Александр Пушкин. Лирика, оды, «Цыганы», «Евгений Онегин»

• Михаил Лермонтов. Лирика, «Герой нашего времени»

• Николай Гоголь. «Мертвые души», т. 1

• Критика В. Белинского.

• Александр Герцен. «Былое и думы»

• Иван Гончаров. «Обломов»

• Александр Островский. «Гроза»

• Иван Тургенев. «Отцы и дети»

• Николай Чернышевский. «Что делать?»

• Николай Некрасов. Лирика, «Кому на Руси жить хорошо»

• Михаил Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»

• Лев Толстой. «Анна Каренина»

Фото автора канала
Фото автора канала

Владимир Ленин. «Лев Толстой как зеркало русской революции», «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение», «Л. Н. Толстой и его эпоха»

• Антон Чехов. «Крыжовник», «Вишневый сад»

• Максим Горький. «Старуха Изергиль», «Коновалов», «На дне», «Дело Артамоновых»

Владимир Ленин о Максиме Горьком

Вячеслав Молотов. «Памяти А. М. Горького»

• Александр Серафимович. «Железный поток»

Фото автора канала
Фото автора канала

• Александр Фадеев. «Разгром»

• Владимир Маяковский. Cтихи, поэмы

• Николай Островский. «Как закалялась сталь»

• Михаил Шолохов. «Поднятая целина»

Научное издание "Поднятой целины" мне подарил год назад научный руководитель. Пока в этом издании не перечитывала, т.к. незадолго до подарка освежила роман в памяти
Научное издание "Поднятой целины" мне подарил год назад научный руководитель. Пока в этом издании не перечитывала, т.к. незадолго до подарка освежила роман в памяти

• Песни народов СССР

Что можем отметить?

Отбор классики обусловлен "революционностью" писателя или произведения, обличением пороков царизма, крепостничества, мещанства. В программу включается изучение наследия В. Белинского.

У Льва Толстого читали "Анну Каренину", а не "Войну и мир".

Широко представлено творчество Максима Горького и статьи о нем. Нельзя не отметить работы В.И. Ленина.

Литература серебряного века сведена к минимуму в связи с политическими и эстетическими несоответствиями.

Советская литература представлена произведениями, которые в современной школе не изучаются (или изучаются обзорно, как "Разгром") из-за их тенденциозности.

Фото автора канала
Фото автора канала

Спасибо, что дочитали!

С творчеством каких упомянутых в статье авторов Вы знакомы? Когда Вы учились в школе, как Вам преподавали литературу - жёстко с готовыми выводами или свободно с возможностью составлять собственное мнение? Любите советскую литературу - партийную, "революционную", "колхозную", "производственную"?