В новом фильме Бернар Палисси, керамист XVI века, играет едва заметную, но важную роль.
Можно быть уверенным, что еще несколько недель назад большая часть мира не знала слова "Палисси" — названия многовековой традиции французской керамики, известной своими дико красочными палитрами, вдохновленными растениями и цветами, часто украшенными трехмерными слепками крабов, змей, рыб, лягушек, ящериц и других существ.
Но вирусный успех недавно вышедшего на экраны фильма "Солтберн", готической, интригующей сказки в стиле "Талантливого мистера Рипли", действие которой происходит в английской сельской местности, быстро меняет эту ситуацию. В фильме рассказывается о богатом студенте Оксфорда Феликсе Кэттоне, которого играет Джейкоб Элорди, который жалеет менее удачливого студента с диккенсовским именем Оливер Квик, сыгранного Барри Кеоганом, и приглашает его на лето в Солтберн, свое родовое поместье.
Каково же значение Палисси в фильме? Тарелка Палисси, которую мы видим только в быстром кадре, оказывается в центре небольшого, но важного подсюжета, в котором Квик использует ее, чтобы похвастаться, что знает Палисси.
"Вы имеете в виду Бернара Палисси? Керамиста-гугенота XVI века?" — спросил Квик, когда тарелка была поднята.
"Вы его знаете?" — недоверчиво спросил патриарх семьи, сэр Джеймс Кэттон.
"Да", — ответил Квик. "Мне всегда нравились его работы, но я никогда не видел их вживую".
Так кто же или что же такое Палисси?
Это имя действительно является отсылкой к талантливому французу Бернару Палисси (ок. 1510-90 гг.), который, помимо замечательных керамических работ, имел обширные интересы, не ограничиваясь геологией, религиозной реформой, стеклодувством, философией, живописью и писательством.
Палисси был известен как откровенный гугенот, и за свои религиозные убеждения и участие в протестантских беспорядках первой Религиозной войны был заключен в тюрьму. Только благодаря помощи Анны де Монморанси, влиятельной католической покровительницы, он получил амнистию. Позже французская королева Екатерина Медичи не только защитила его, но и поручила ему построить для нее личный грот в саду дворца Тюильри.
В Солтберне ценная тарелка Палисси снова всплывает, и все чаще ее используют для того, чтобы обвинить Фарлея, высокомерного родственника семьи Кэттон, который также проводит лето в поместье. В какой-то момент Фарли обвиняют в попытке украсить что-то, в частности Палисси.
"Он отправил письмо в Sotheby's, чтобы сообщить, что "нашел" несколько тарелок Палисси", — объясняет Феликс. "Я имею в виду, идиот! Он должен был знать, что папа ходил в одну школу с председателем аукционной дома!"
Настоящие изделия Палисси настолько редки, что вокруг "последователей" и ремесленников, на которых вдохновила и повлияла его практика прикрепления слепков мертвых животных к традиционным керамическим формам, таким как тазики, лохани и тарелки, сформировалась целая индустрия и рынок. В коллекции Метрополитен-музея, например, есть фирменное блюдо XVI века, на котором художник четко обозначен как "последователь Палисси". Существует также одноименный музей Бернара Палисси в Лакапель-Бироне, Франция.
Похоже, Солтберн вызвал новый интерес к Палисси — имени, которое гораздо более непонятно, чем некоторые другие, упоминаемые в фильме (Феликс случайно указывает на "плохого Рубенса" во время экскурсии по семейному особняку).
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• Hello darkness, my old friend: о фильме “Выпускник” 1967 года
• “Малхолланд Драйв”: реальность — настоящий кошмар
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗