Фундаментальная наука стоит в основе многих сугубо прикладных процессов человеческой деятельности и прогресса. Дело это сложное, дорогое и требующее государственного участия. Многие годы новейшей истории страны Российская академия наук (РАН) была местом... что называется с душком.
События на внешних контурах захватывают внимание не давая заострить его на том, что происходит вокруг. И всё же иногда стоит менять "фокусное расстояние" своего внутреннего объектива. В этот раз о нам.
В сентябре 2022 Геннадий Красников возглавил РАН. Это стало отправной точкой нового этапа отношений государства и научного мира. Вызовы времени требуют ответы. В том числе и от фундаментальной науки. И здесь важно держать всё под контролем. В момент его назначения я уже рассказывал о своём опыте "общения с РАН" в те лихие времена первой половины 00-х. Когда отголоски 90-х ещё вовсю качали страну, в стенах футуристичного здания академии мутили славные схемы.
С одной из которых столкнулся и я в ту пору, когда развивал новое для нашей страны направление рыболовного туризма.
На выделенные из казны средства предприимчивые помощники академиков построили несколько баз отдыха. По легенде: для проведения конференций, семинаров и встреч научных сотрудников в неформальной, приятной обстановке. Прекрасная идея, согласитесь?
Одну из таких "баз" реально построили (на самом деле их было несколько) в финском городке Порву. Почему там? Одним из объяснений было: для удобства коллег, близость инфраструктуры и вообще наши цари-императоры любили те места.
Помимо комфортабельных коттеджей были там и поля для гольфа. Чтобы объект не простаивал между симпозиумами учредили контору, которой поставили задачу обеспечить туристами. Офис на каком-то из верхних этажей того самого здания РАН. Вот в этой точки наши пути и пересеклись.
В типично "научной атмосфере" со скрипучим паркетом совсем не современного офиса мы обсудили и договорились о взаимодействии. Ведь направление мы было хорошо знакомо и в Порву я на тот момент бывал не единожды. Коллеги попросили помочь с продвижением. А когда всё почти уже завертелось проект быстро свернули, а базу неожиданно продали. Как оказалось, схема проста и банальна: получить деньги на строительство, освоить, отчитаться, а дальше... непрофильный актив. И всё это за короткий период.
С тех пор моё отношение к РАН оставалось... как бы сказать, неоднозначным. Пару дней назад президент России В. Путин ввёл главу РАН в состав Совета Безопасности РФ. Новость хотя и не вызвала большого внимания в СМИ, на самом деле весьма показательна с учётом "вызовов времени".
Наука уходит под крыло государства, а за вольнодумцами из числа академиков будут внимательно наблюдать люди в чёрных костюмах и со строгими лицами. Почти наверняка это связано и с какими-то конкретными задачами, которые уже поставлены. Важными для суверенитета и безопасности страны.
Помните это от Сергея Кожугетыча: новые виды вооружений на новых физических принципах. Могу даже предположить одно из наиболее вероятных и первостепенных направлений. Пора задействовать научный потенциал в полной мере. Не только в оборонке. Впрочем, когда страна находится в состоянии конфликта нет никакого разделения на "оборонку" и "гражданку". Стабильность гражданского сектора - такой же важный вклад в обороноспособность страны.
Производство гражданских самолётов тоже результат научной работы. Однако многие детали и решения итог мозгового штурма больших учёных. Когда важно не только придумать решение, но и как создать необходимые для него материалы.
Обновление лётного парка - одна из ключевых задач поставленных правительством. Заявлено о 600 самолётах, которые до 2030 года должны выйти на пассажирские линии в ливрее отечественных авиакомпаний. Прежде всего "Аэрофлот" и "Россия".
Самая сложная часть этого большого дела уже сделана. В России сформирован парк гражданских самолётов перекрывающий все ниши. От компактных "Ладога" и "Байкал" поставки которых намечены на 2025, а портфель заказов уже насчитывает несколько сотен единиц. До широкофюзеляжного исполина Ил-96-300/400.
С целью реализации амбициозного инвестпроекта было принято решение использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Деньги пойдут не только на финансирование непосредственной постройки лайнеров, в большей степени это касается вопросов модернизации и увеличения производственных мощностей. С тем, чтобы иметь возможность серийно производить необходимое количество самолётов. Именно это сейчас тормозит качественный рывок.
Реализация данного инвестпроекта позволит обеспечить производство и выпуск более 600 самолетов для российских авиакомпаний в ближайшие шесть лет. Первые поставки должны начаться уже в ближайшие месяцы с постепенным наращиванием объёмов производства.
В частности, отечественным авиаперевозчикам планируется передать 142 самолета SSJ-New, 270 лайнеров МС-21-310, 70 самолетов Ил-114-300, 115 машин Ту-214 и 12 самолетов Ил-96-300.
Стоит добавить, что помимо конечного результата - обновление воздушного флота - сам процесс производства и даже строительство производственных мощностей даёт свой весомый вклад в развитие смежных секторов. Т.е. вложенные деньги будут работать не после 2030, а сразу.
Современный технологичный гражданский флот - это тоже результат научной деятельности. И здесь есть чем похвастать не в перспективе, а уже сейчас. К примеру, за 2023 год один только ОСК передал заказчикам 25 гражданских судов. Среди них есть и рыболовные, и пассажирские, и даже научные. Кстати, о научных. Сейчас разрабатывается проект строительство всей линейки НИС и НЭС для изучения мирового океана.
В наступившем 2024 году в планах компании передать заказчикам 36 судов. Стоит так же отметить, что помимо строительства и обновления флота ведётся работа по модернизации производства. Внедрения новых технологий, позволяющих строить быстрее и качественней.
Ведутся разработки и новых судов. В том числе и рыболовных. Один из таких проектов – большой морозильный траулер-минтаелов проекта 00730 КБ "Вымпел". Судно предназначено для вылова минтая, сельди тихоокеанской, лемонемы и производства из них мороженной рыбопродукции: филе, фарша сурими, икры ястычной, муки рыбной кормовой. Также предусматривается приём кальмара с других судов и выпуск из него мороженой продукции.
Его длина составит 119,9 метра. Ширина 23 метра. Высота борта 14,8. Осадка 8 метров. На борту будут трудится 53 члена экипажа и 197 производственный персонал.
Воздух, вода... самое время переходить на сушу. Где научные решения широко применяются не только в части производства, но и организации движения.
Странные дела творятся с отечественным автопромом. С одной стороны: большая часть заводов на простое, АвтоВАЗ мечется между реализацией собственных проектов и поиска успешных коллабораций. На этой неделе стало известно о закрытии проекта X-Cross. Что-то там не договорились с FAW на тему локализации. Правда, уже поговаривают о перезапуске нового с другим "донором".
И не смотря на всё это суммарный выпуск произведённых в России авто достиг рекордных 730 тыс. автомобилей. Впрочем, в их числе определённую долю занимает спецтехника и пассажирский транспорт. А порядка 65 000 реализованы благодаря различным программам госсубсидирования.
Ещё немного статистики для понимания скептикам!
Минэкономразвития, Минтранс и «Автодор» обсуждают возможность продления эксперимента по бесплатному проезду электромобилей по платным трассам. Он проводился с 1 марта по 31 декабря 2023 года на автодорогах М-1, М-3, М-4, М-11, М-12 и ЦКАД.
За этот период бесплатным проездом воспользовались более 306 тыс. раз. Свой скромный вклад в эту цифру внёс и я.
Наиболее популярными участками стали «Москва—Солнечногорск» на М-11 и обход Одинцово. К вопросу о будущем и настоящем электромобилей в нашей стране. Если уж быть откровенным, то на мой взгляд будущее в наших мегаполисах и крупных городах видится мне куда более ясным, нежели в большинстве европейских. Другое дело, что у нас пока не ясна сама роль автомобиля в обществе. Есть определённые противоречия, которые (как мне кажется) сильно тормозят процесс развития. И дело тут не в "электричах", а автомобилях в целом. Ближайшие 10-15 ДВС точно останутся с нами и будут популярны.
И в завершении. Российские фильмы собрали в прокате рекордную за всю историю отечественного кинопроката сумму. Разделив на троих почти 5,5 млрд. рублей, которые в новогодние праздники оставили мы с вами в российских кинотеатрах.
Хейтерам мой пламенный привет!
Спасибо за внимание к публикации.
Жмите "палец вверх", если время прошло не зря!
Делитесь своими мыслями в комментариях!
Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812