Его называли главным офицером страны и аристократом советского кино. Красавец с героической внешностью и глубокой внутренней интеллигентностью, он стал примером для целого поколения советских людей, выросших на его фильмах. А его умение сохранять внутреннее достоинство, энергичность и любовь к профессии воспитало плеяду актеров, которые стали основой нашего кинематографа.
16 января исполняется 90 лет со дня рождения легендарного российского и советского актера, театрального педагога, народного артиста СССР Василия Ланового. Более 60 лет он служил в театре имени Вахтангова, а также создал незабываемые кинообразы в культовых советских фильмах, среди которых «Алые паруса», «Офицеры», «Анна Каренина», «Война и мир» и многие другие. В память о легенде отечественного театра и кино рассказываем о жизни актера, его ролях, удивительных событиях и жизненных принципах.
«В детстве я так боялся смерти»
Василий Лановой родился 16 января 1934 года в Москве. Его родители имели крестьянское происхождение. До свадьбы они жили в деревне Стримба Одесской области и кормились тем, что давал им труд на земле. Однако в те годы, когда голодомор уносил целые семьи, многие снимались с места и ехали в города. Вот и родители будущего актера Семен и Галина Лановые перебрались в столицу.
В Москве на тот момент уже жил старший брат отца, который помог молодым родственникам найти работу. Жили небогато, но лучше, чем в деревне. Вслед за сыном Василием в семье появился второй ребенок – дочь Валентина. Позднее она, как и брат, стала актрисой, но столь же большой известности не добилась.
Самые яркие детские воспоминания Василия Ланового связаны все же не с довоенной Москвой, а с войной. В одном из своих интервью актер рассказывал: «Я – ребенок войны, три года был в оккупации, и воспоминания военного детства – самые сильные воспоминания моей жизни. В 1941 году родители отправили нас, детей, на лето, к дедушке и бабушке, и когда мы вышли с поезда, над нами летели самолеты бомбить Одессу. Это было 22 июня. Три с половиной года я не видел своих родителей. Мама и папа с начала войны работали на химическом заводе, разливали противотанковую жидкость. Это было очень вредное производство. Оба потом стали инвалидами. Мама приехала за нами только в 1944 году. Можете себе представить, каково было жить ребенку в оккупации, ничего не зная – где твои родители, что с ними? Война вошла в мой организм, в мое сердце, в мою кровь, и ничего сильнее памяти о ней, во мне нет. Я тогда столько передумал, столько испытал, я так боялся больше никогда не увидеть свою маму, боялся смерти».
Лановой рассказывал, как немцы пришли в их село: «Люди стояли у околицы и молча смотрели на приближающихся автоматчиков на мотоциклах. Немцы ехали, не опасаясь встретить здесь сопротивление, нагло, в открытую, с губными гармошками, в касках, несмотря на летнюю жару, пели, что-то кричали, ели яблоки, молочные початки кукурузы, показывали в нашу сторону и хохотали». Мало кто знает, что Василий Лановой все школьные годы боролся с заиканием. Логоневроз был наследием войны: когда он жил в оккупации, один из немцев, походя, выпустил над головой семилетнего Васи очередь из автомата – попугать мальчонку.
Неудавшийся летчик и журналист
Вернувшись после войны в Москву, Лановой пошел в школу, пытаясь наверстать упущенное – в оккупированной Украине учиться удавалось лишь урывками. Его увлечение театром началось с просмотра спектакля «Том Сойер», который поставили его ровесники – участники театральной студии при Дворце пионеров завода имени Сталина (позже этот завод стал называться ЗИЛ). После спектакля Василий немедленно упросил, чтобы его тоже приняли в театральную студию. Ее руководитель Сергей Штейн, впоследствии известный театральный режиссер и педагог, взял мальчишку только потому, что тот очень просил. Тощий, с сильным украинским акцентом и заметно заикающийся, Вася Лановой не казался перспективным.
К слову, эта театральная студия считалась одной из самых сильных самодеятельных студий столицы. Там преподавали сценическую речь, сценическое движение, даже режиссуру. Некоторое время Василий Лановой играл маленькие роли без слов, в том числе в массовке. Он много занимался, старался исправить свою речь, постепенно избавился от акцента и заикания, научился двигаться по сцене.
Впрочем, о том, чтобы стать профессиональным актером, подросток тогда еще не думал. Он хотел стать летчиком. Как-то в их школе побывали два бравых летчика, которые рассказали мальчишкам о романтике летного дела. После седьмого класса Василий Лановой, не долго думая, отнес документы в летное училище. Узнав об этом, руководитель театральной студии Сергей Штейн неожиданно воспротивился планам Василия. Да так решительно, что лично пошел в училище и забрал оттуда документы мальчика. Этим он, несомненно, спас для отечественного театра выдающегося актера, которым Лановой мог никогда и не стать.
В 1951 году Василию дали главную роль в спектакле «Аттестат зрелости», которая принесла ему первый успех. Старшеклассник получил за нее победу на Всесоюзном конкурсе самодеятельных театров и даже денежную премию – 500 рублей, которые он с гордостью отдал маме. С этого момента юноша всерьез задумался о том, чтобы связать свою судьбу со сценой. После окончания школы он отправился в Щукинское училище. Конкурс там был огромный – из 150 претендентов отобрали всего двух, кого рекомендовали для зачисления в училище без экзаменов. И одним из счастливчиков был юный Лановой. Однако Василий вдруг засомневался в своем выборе, и вместо того, чтобы воспользоваться выпавшей удачей, отнес документы в МГУ, на факультет журналистики.
Впрочем, там он учился недолго. Уже на первом курсе его пригласили сняться в фильме «Аттестат зрелости», который снимали по той же пьесе, по которой до этого ставили спектакль. Когда Лановой пришел в деканат отпрашиваться на съемки, то там его приняли холодно и посоветовали забрать документы. Молодой человек последовал этому совету – все равно все его мысли были о кино и театре, а совсем не о журналистике. Вот когда он пожалел о своем решении уйти из «Щуки». Без всякой надежды на успех он пришел в театральное училище, повинился и попросил снова зачислить его на первый курс. Как ни странно, ему пошли навстречу.
Правда, предупредили, что в «Щуке» не приветствуют съемки студентов в кино и считают, что это вредный опыт для театральных актеров. Поэтому, после выхода на экраны своего первого фильма, Лановой несколько лет подряд отказывался от предложений сняться в кино.
Первая любовь и первый успех
В Щуке Василия Ланового ждала и его первая любовь. Ею стала актриса, а тогда еще студентка театрального училища Татьяна Самойлова, звезда фильма «Летят журавли». Некоторое время они скрывали свой роман и встречались только вне стен учебного заведения: в метро, на бульварах, на старом Арбате.
Они поженились, будучи еще студентами, летом 1955 года. «Мы жили у нас дома на Песчаной улице, в моей 18-метровой комнате, – вспоминала Татьяна Самойлова. – Вообще в тот период я жила совершенно безотчетно и беззаботно, под крылышком у мамы. Она нас с Васей кормила, поила и одевала». В какой-то момент Татьяне Самойловой пришлось уйти из Щукинского училища, поскольку она нарушила запрет строгих педагогов и снялась в двух фильмах, в том числе в том самом, культовом фильме «Летят журавли», который сделал ее знаменитостью.
А вот Василию Лановому удалось благополучно окончить учебное заведение, несмотря на то, что он тоже нарушил запрет и снялся в кино. Речь шла о фильме «Как закалялась сталь». Ленту снимали к юбилею советской власти, в роли Павки Корчагина создатели фильма видели только Ланового. Поэтому преподаватели не решились препятствовать этим планам: все же это кино было практически госзаказом. Когда фильм вышел на экраны, он собрал свыше 25 млн зрителей. Несмотря на то, что реакция на этот фильм была неоднозначной, он был отмечен призами на Московском кинофестивале в 1957 году и на Всесоюзном кинофестивале в 1958 году.
В дни, когда фильм «Как закалялась сталь» вышел на экраны, Лановой как раз получал диплом «Щуки». После окончания училища его пригласили в труппу Театра имени Вахтангова, где он прослужил впоследствии всю свою жизнь.
«Голос эпохи» и ведущий актер Вахтанговского театра
Правда, ведущие роли в театре он получил не скоро. Главный режиссер Рубен Николаевич Симонов долгое время не давал Лановому достойных ролей – это был своего рода воспитательный процесс и проверка на преданность театру, которую актер выдержал. И это – несмотря на то, что предложения работы ему приходили и из театра имени Моссовета, и из театра «Современник».
За шесть десятков лет карьеры «вахтанговца» он сыграл в 60 спектаклях. Среди них – Фортинбрас в «Гамлете», Дон Гуан в «Маленьких трагедиях», Принц Калаф в «Принцессе Турандот», Маяковский в «Конармии», Цезарь в «Антонии и Клеопатре», Троцкий в «Брестском мире», Бернард Шоу в «Милом лжеце» и многие другие.
Лановой принимал участие и в проектах других театров, в частности, в театре под руководством Александра Калягина. Примечательно, что многие театральные роли впоследствии повторялись и в кино: например, Ковьель из «Мещанина во дворянстве», Самсонов из «Человека с ружьем» или Владимир Маяковский в «Конармии».
Характерный низкий, неторопливый голос Василия Ланового – результат его усилий по преодолению заикания. Столь необычный и выразительный голос оказался находкой для документальных фильмов и радиопостановок. В какой-то момент Лановой стал одним из самых знаменитых художественных чтецов в СССР. Всего же на его счету более 70 радиопостановок. Вершиной этой карьеры можно считать участие в озвучивании многосерийного документального фильма «Великая Отечественная», созданного в 1978 году. Поскольку фильм был совместной работой с американскими кинематографистами и предназначался прежде всего для западной аудитории, ведущим англоязычным диктором стал американский актер Берт Ланкастер, а русский текст доверили читать Василию Лановому. За эту работу он получил одну из самых высоких советских наград – Ленинскую премию.
От легендарного Грея до генерала Карла Вольфа
Кинокарьера Василия Ланового сложилась, пожалуй, еще удачнее, чем театральная: число кинофильмов и телесериалов, в которых он снялся, превышает даже число его театральных ролей. После роли Павки Корчагина за актером закрепилось амплуа героико-романтического плана. Он сыграл главные роли в таких знаменитых фильмах, как «Алые паруса», «Иду на грозу», «Анна Каренина». В киноэпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука Лановой исполнил роль Анатоля Курагина.
Особняком в его карьере стоит роль Карла Вольфа в фильме «Семнадцать мгновений весны». Сам актер вспоминал о двух эпизодах, связанных с этой ролью. Во-первых, режиссер Татьяна Лиознова лично ездила в театр Вахтангова уговаривать Ланового сняться в ее фильме. Он был занят в театре и в другой картине, поэтому упорно отказывался. Актер рассказывал: «Я сдался, услышав ее поразительную фразу о моем герое Вольфе: Он не враг, он противник – мощный и умный». А второй эпизод касался настоящего Вольфа. По воспоминаниям Василия Ланового, однажды автор романа и сценария Юлиан Семенов признался ему, что, встретившись в Кельне с реальным Карлом Вольфом, спросил его, видел ли он фильм и как оценивает работу актера, исполнявшего его роль. «Абсолютно не похож!» – якобы буркнул не страдавший худобой отставной генерал СС.
Всего на счету Василия Ланового целых 77 ролей в кино. Но все же настоящую всенародную любовь актеру принесла роль Ивана Вараввы в культовом фильме режиссера Владимира Рогова «Офицеры». Через всю жизнь Василий Лановой пронес этот образ – честного, принципиального и верного человека. Иначе было нельзя, ведь после этой роли за ним закрепилась слава «главного офицера страны», которая обязывала Ланового соответствовать своей репутации.
Был женат три раза: удары судьбы и личная жизнь актера
Несмотря на всенародную любовь зрителей, нельзя сказать, что жизнь Василия Ланового была безоблачной. Наоборот, судьба не баловала артиста. В его жизни было много потерь, испытаний, ударов. Совсем не безоблачной была его семейная жизнь, хотя Лановой считался одним из самых красивых актеров советского экрана. В его героев были влюблены миллионы зрительниц. И в жизни артист тоже пользовался успехом у женщин.
Непростым был брак с первой женой Татьяной Самойловой. Она была прекрасной актрисой, но страдала психическим заболеванием. У нее были эмоциональные срывы, она страдала маниями. В частности, она подозревала мужа, что он собирается ее бросить. А иногда замыкалась в себе. «И тогда я говорил с ней, как со стеною», – признавался Лановой спустя годы. Крушение семьи произошло после аборта, который молодая актриса сделала, когда получила предложение сняться в фильме «Летят журавли». Она ждала двойню, Лановой мечтал о детях, и эта история оказалась последним ударом, разрушившим их брак.
Второй женой Василия Ланового стала актриса Тамара Зяблова, которая была на пять лет старше актера и у нее была 7-летняя дочь от первого брака. Это беспокоило Зяблову, но не Ланового: он был готов ее носить на руках.
О безумствах, на которые был готов актер ради жены, говорит такая история. Вскоре после свадьбы Лановой снимался в «Алых парусах», а Тамара отдыхала в санатории неподалеку, в Ялте. Чтобы поразить жену, актер подговорил капитана корабля, участвовавшего в съемках, отрепетировать сцену встречи с Ассоль, пришвартовавшись около санатория. Слух об этой романтической истории облетел все побережье. Лановой вспоминал: «Когда я сошел на берег у санатория «Актер», жена сказала: Василий, вы разбудили Ялту. Это действительно непередаваемо здорово, и я думаю, время от времени всем женщинам такие паруса нужны».
Их счастье оборвала гибель Тамары в автокатастрофе. В тот момент женщина была беременна, так что Лановой в одно мгновение лишился и любимой женщины, и нерожденного ребенка. По словам коллег, в таком страшном горе они не видели его больше никогда.
После смерти второй супруги актер погрузился в работу с головой. Ему не скоро удалось выбраться из подавленного состояния. Тем не менее жизнь брала свое. В 1972 году Лановой женился в третий раз. Его женой стала молодая актриса Театра Вахтангова Ирина Купченко. С ней он обрел настоящее семейное счастье. Она стала ему заботливой женой. В браке родились два сына: старший – Александр, а затем младший – Сергей. Правда, и тут не обошлось без трагедий. Мало кто знал, что во второй раз в семье актеров родилась двойня, и Сергей имел брата-близнеца. Но малыш был слабее и вскоре после рождения умер.
Родители очень старались сделать жизнь оставшихся двоих сыновей счастливой, чтобы они ни в чем не нуждались. Александр и Сергей выросли, получили отменное образование. Родители не сразу заметили, что младший, став взрослым, пристрастился к алкоголю. Потом оказалось, что алкоголь – это еще не самое страшное. Когда стало понятно, что Сергей не может справится с собой, его определили в медицинский центр, который помогает избавиться от таких зависимостей. Родители вложили очень много сил и средств в его лечение. Казалось, что оно помогло. Но спустя какое-то время, когда Василий Лановой и Ирина Купченко были на гастролях, пришло страшное известие: их младший сын умер из-за сердечной недостаточности. Это было невероятным горем для обоих.
Но и тут Василий Лановой смог стать опорой для жены, помог ей перенести страшный удар судьбы. Эта пара была неразлучна до самого конца. Ирина Купченко была рядом с мужем даже в больнице, где Василий Лановой умирал от коронавируса. Она ухаживала за ним, несмотря на диагноз и опасность заразиться. Она рассказывала, что Лановой продолжал работать, даже умирая. Он знал, что скоро должен был состояться концерт по случаю 50-летия фильма «Офицеры». Он должен был петь там песню «О героях былых времен». И вот актер все время пытался ее репетировать. С каждым днем он пел все тише и тише. Так и умер, повторяя слова этой песни – как настоящий офицер и герой.
Персонажу фильма «Офицеры», образ которого воплотил Василий Лановой, поставлен памятник. Скульптурная композиция возле одного из зданий Минобороны России на Фрунзенской набережной, изображает один из финальных эпизодов киноленты.