Найти в Дзене
Дневник кота нотариуса

Равнозначность и уподобление

Иногда посетители смотрят на меня и сравнивают с тигром. Так оригинально, не правда ли? Должен признаться, эти сравнения и уподобления мне совершенно не льстят. По моему глубокому убеждению, все эти тигры, львы и прочие мускулистые дикари – существа, мягко говоря, неумные. Ну подумайте сами: мог бы какой-нибудь амурский тигр жить в нотариальной конторе? Нет, конечно! На это ему ни ума, ни характера не хватит. А кот, он и в конторе, и в тайге с одинаковым комфортом проживать может. Поэтому, дорогие мои, не следует нас ровнять с дикими представителями отряда кошачьих. Усы, лапы и хвост – еще не признак равнозначности.

На эти размышления меня сегодняшняя наша посетительница навела. Пришла женщина и говорит:

– У меня вопрос срочный. Помогите, пожалуйста.

– Слушаю вас, уважаемая, – нотариус отвечает.

А я слышу, в голосе у женщины тревога.

– Дело в том, что у меня муж – полярник. Он в экспедицию ушел на полгода. Вчера на связь вышел. Говорит, его команде предстоит какой-то выход далеко от базы. Подробностей он мне не рассказывает, но сказал, что хочет завещание составить, потому что дело предстоит рискованное. 

– Он уже где-то далеко от населенных пунктов? – нотариус уточнят.

– В том-то и дело, что да. Сами понимаете, нотариальных контор там нет, как и возможности съездить или вызвать нотариуса к себе. Собственно, он и на связь со мной вряд ли сможет еще раз выйти. Так вот, он мне сказал, что завещание его может подписать начальник станции и в таком случае оно будет все равно что у нотариуса составленное. Мне как-то не верится. Да и потом, ну вот если в конторе завещание составлено, то понятно, куда идти, если... Словом, если оно в силу вступит. А тут? В общем, я чего-то не понимаю...

– Во-первых, супруг ваш совершенно прав, – нотариус мой отвечает. – В ряде случаев завещания, удостоверенные без участия нотариуса, приравниваются по юридической силе к удостоверенным нотариально. Например, удостоверить завещание может главврач медицинского учреждения или начальник колонии. Ну или как в вашем случае - начальник полярной станции. Во-вторых, если настанет момент, когда потребуется открыть наследственное дело, с этим завещанием нужно будет обратиться в нотариальную контору по месту жительства наследодателя, тут тоже никаких сложностей.

– То есть так можно? И это абсолютно законно?

– Да, само действие законно. Есть, конечно, и нюансы...

– Какие?

– Завещание – важный юридический документ. Собственно, поэтому оно и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Следовательно, при его составлении важна точность формулировок и понимание законов, во избежание двояких трактовок и возможных споров наследников. Понимаете, если завещание составлено в нотариальной конторе, то оспорить его практически невозможно. В случае же, подобном вашему, недовольные наследники, если таковые найдутся, могут подвергнуть сомнению содержание документа, обратиться в суд, тогда завещание может быть отменено. Вы ведь не единственная наследница?

– Нет. У нас много родственников и по линии мужа, и по моей... 

– Вот видите. Если кто-то из них сочтет, что завещание ущемляет его законные права, может начаться тяжба. 

– Тогда я не понимаю, в чем его равнозначность?

– Я вас просто предупреждаю о рисках. Ведь даже нотариально удостоверенное завещание, составленное с ошибками и нарушениями, будет признано недействительным. В этом, кстати, тоже заключается равнозначность. Я лишь о том, что при нотариальной форме вероятность появления ошибок в завещании практически равняется нулю, чего нельзя гарантировать при самостоятельном составлении и удостоверении уполномоченным лицом. Но юридическую силу оно иметь будет. 

– Ну хоть что-то... 

Лучше и не скажешь. Конечно, иногда обстоятельства вынуждают, и тогда «хоть что-то» – лучше, чем ничего. Однако же такие вот документы, составленные в «диких условиях», могут потом больно покусать своих хозяев, не хуже диких кошачьих.