«Усталость от надежды»
В самый холодный день зимы, в день когда провожают Старый Новый Год, во время изнуряющей но уходящей болезни, я наконец-то получил доступ к самому ожидаемому фильму 2023-го года, моего самого почитаемого и по моему мнению лучшего режиссера современности - Нури Бильге Джейлана.
И вот перед нами девятый полнометражный фильм «О сухих травах». В этом трехчасовом полотне сюжет повествует о Самете (Дениз Джелилоглу), учителе рисования для школьников 6-классов, живущем в далекой заснеженной Южно-Анатолийской деревне. Существование Самета наполнено тоской и надеждой перевестись работать в Стамбул для новой жизни, но его мечта под угрозой из-за фейкового обвинения в домогательстве до школьницы Севим (Ece Bagci). Лучший друг и коллега Кенан (Musab Ekici) влюбляется в ту же женщину что и он. Пострадавшую от взрыва террориста лишившей ноги активистку за социальные права Нурай (Мэрвэ Диздар).
И пожалуй две этой темы в сюжете являются основным каркасом нарратива фильма но не являются главными темами. Так же как мы видели в прошлых трех крайних работах режиссера так и в «О Сухих Травах», сценарий является скорее основой повествования на которую наслаивается огромная масса смыслов, философии, диалогов, рандомных ситуаций и мыслей самого автора. Стоит отметить что это одна из самых личных картин художника. Далеко не каждому настолько искренне, практически на своем примере удается отразить всю мерзость, подлость и мрак человеческой природы, но так же с этим и передать великий опыт и мудрость для потомков.
Кино по духу напоминающее романы Достоевского и Чехова а визуально порой зимне-весенние пейзажи Саврасова. Вечно падающий снег, вьюга, белые зимние просторы деревенской хтони душат в объятья рутины и не дают вырваться. Все это так напоминает мою родную Сибирь, в которой я прожил так долго до отъезда в Турцию. Напоминает ту страшную мысль в голове что ты никогда от сюда не выберешься. То самое чувство «усталости от надежды» из самого сильного диалога в фильме. Кстати в той сцене ужина, спор героев Самета и Нурай об определении себя в политической жизни, активизме и философском вопрос «кто если не ты?» поставлен достаточно просто но в то же время не оторвать взгляда как круто сыгран Мэрвэ Диздар.
«О сухих травах» можно назвать кульминационной картиной всего творчества 64-летнего режиссера, а возможно и последней, учитывая возраст и время производства. Фильм включает в себя все темы его лучших работ: отчуждение, фотография и творчество, сельская местность и вечный побег из нее, место в обществе, эгоизм как бремя образованного человека и т.д. Это не про самоповтор а скорее про дистиллиризацию и подчеркивание своего стиля, уход от частого сравнения с Тарковским. Вся эта сборка из внутреннего мира режиссера сложена и расставлена гармонично, нет путаницы или чего-то лишнего. Мы будто плывем этом очень спокойном корабле сознания на протяжении трех с лишнем часов, что подчеркивает очень сдержанный и продуманный монтаж, пейзажи и долгие планы.
Все актеры отработали на все 200%, Мэрвэ Диздар абсолютно заслуженно получила в Каннах награду за лучшую женскую роль, хоть и роль ее невелика по хронометражу. К сожалению Дениз Джелилоглу не был как-то отмечен наградами, но его роль Самета невероятно мощно прописана и сыграна, получился самый глубокий и сложный герой из всех фильмов турецкого режиссера. Диалоги невероятно живо сыгранны, забываешь что на экране актеры а не реальные люди, то самое чувство погружения в пространство фильма. Операторская работа на высоком уровне, хоть и вовсе не сказать что это самый красивый фильм Нури Бильге Джейлана, бывало и симпатичнее но картинка все так же радует глаз, все стилистические особенности в визуальном плане на месте. Напоследок режиссер решает «тряхнуть» зрителя сценой которую наверняка останется в памяти на долго, буквально выходящую за рамки всего что делал режиссер всю карьеру.
Подытоживая хочется предупредить читающих это ревью, что фильм очень требовательный, это ни разу не развлекательное кино, это почти работа к которой нужно готовиться, тяжелое долгое, массивное полотно.
Фильм который может стать пыткой из-за своего темпа. Для него требуется вдумчивая долгая концентрация. После просмотра остается чувство опустошения, долгого переосмысления и ошеломления как это бывает после прочтения крупного романа русской классики. Оглушающий по силе финал с посланием к следующему поколению, пугающий, мудрый и самое главное честный.
P.S. Станет ли это последней работой мастера или нет, увидим, но это абсолютный шедевр, кульминационный фильм всего творчества Нури Бильге Джейлана, одного из величайших поэтов нашего времени.
ссылка на телеграм канал с другими моими рецензиями https://t.me/+JDz-CI7WHpc5NGU6