Друзья, поделюсь с вами письмом одной учительницы, которое получила не сейчас, но именно сейчас оно к месту. От себя добавлю, что это пишет учитель по технологии, детей видит раз в неделю и не является у них классной. Сейчас я уже близко знакома с Татьяной, она не раз у меня училась, а вот с этого письма всё начиналось. Приводится с орфографией и пунктуацией автора.
«…Хочу поделиться тем, как смогла вскрыть травлю. Это седьмой класс. Больше половины учеников – мальчишки. Я встречаюсь с ними буквально в четвёртый раз, они ко мне пришли только 1-го сентября. Раньше этого класса у меня не было. Я была на вашем последнем вебинаре по групповой работе. И записала один приём. Решила его попробовать. Хотела дать детям проект изделия, в котором используется кулачковый механизм. Ну и решила разбить детей на группы, а перед практикой чтобы они в этих группах проговорили друг другу, что они знают о механизмах. Был у вас такой приём, название, конечно, не вспомню.
Всё вроде бы сначала шло хорошо. Было заметно, что им всё это непривычно. Но им зашло. Потом слышу, что-то происходит в одной из групп. Нерабочее. Подошла ближе, не стала встревать, наблюдаю. Весь стол обходит одного мальчика. Ну то есть все участники группы делают вид, что его нет. Он сидит ни жив ни мёртв. Раньше он всегда сидел один, а так как у меня уроки довольно живо проходят, не скучно, отвлекаться всем некогда, никто его особо не дёргал. И только в группе стало понятно, что динамика какая-то нездоровая.
Приём, конечно, не очень удался. В остальных группах ничего, именно в этой не удался, но я - максималист, значит, не удался совсем. Всех-то не смогла вовлечь и скооперировать не смогла. Но это стало лакмусовой бумагой. Возможно, иначе я бы и не заметила ничего. Я пошла к классной. Та сказала, что ничего такого не происходит. Я спросила других учителей, тоже никто ничего не видел. Но через пару дней мне физрук сказал, что действительно ребята мальчика не принимают, толкают, обзывают, в командной игре его команда проиграла, его сделали козлом отпущения.
Хорошо, что у нас очень вменяемая завуч по воспитательной работе. Я этого физрука беру и мы вместе к ней идём. Поделились наблюдениями. Она о чём-то говорила с классной, в это нас не посвящали. Потом было ещё совместное совещание именно по этому классу и этому мальчику. Собрали всех предметников, классную и психолога. Всем дали инструкцию внимательно наблюдать и пресекать. Знаю, что в классе провели социометрию. Она выявила, что мальчику в классе плохо и он изгой.
Пока мы в самом начале пути. Буквально на прошлой неделе было второе совещание, все делились наблюдениями, кто-то так ничего и не заметил, кто-то увидел в его сторону тычки. Думаю, это уже полдела. Знаю, что сейчас завуч с психологом и с классной готовят какой-то план по ребёнку. Надеюсь, нас всех посветят. Я бы тоже хотела знать, что они там напланируют.
Так что и так бывает. Задуманное мной на уроке тогда не получилось, зато проблему удалось выявить. Ещё раз большое вам спасибо».
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.