Найти тему
История weekly

Акинак. Обоюдоострый коготь кочевых земель.

Оглавление

Самый быстрый способ приобрести материальные блага – это отобрать чужое. Можно конечно купить что-то, но там больше переменных: посредничество, обменный курс, торг опять же.

В случае с силовым воздействием сильно проще. Взаимосвязь линейна. Кто сильнее тот и прав.

Такой не хитрой схемой пользовались буквально все. От последних бомжей, до знатных благородных людей, чьи одухотворённые лики красовались на статуях центральных площадей крупных городов. Причём масштабы вовлечения в экспроприацию были (да и остаются до сих пор) колоссальными. Целые народы, а иногда и даже государства буквально существовали за счёт грабежа.

Естественно, чтобы гоняться друг за другом по полю боя, нужно оружие. Желательно достаточно простое и надёжное. Ещё эффективное, но это по обстоятельствам.

Перефразируя знаменитое высказывание, «с добрым словом и копьём (в оригинале «кольтом») можно добиться намного большего чем просто с добрым словом».

Со временем оружие для владеющего им становилось предметом почтения и трепетного отношения. Для народов чья жизнь была напрямую связана с войной – предметом культа. Спустя столетия – предметом культурного кода, по которому археологи будут различать целые цивилизации.

Отличным примером такого явления может выступить его величество акинак.

-2

Что это за зверь такой. Акинак.

Короткий увесистый меч с двусторонней заточкой и сужающимся к острию клинком. Длина разнилась, но в среднем составляла от 40 до 60 см. Весил прилично, до двух килограммов. Благодаря таким характеристикам мог как колоть оппонентов, так и рубить.

Территориально акинак был распространён на огромных пространствах. Фактически от земель современного Китая, до Северного Причерноморья. Не в последнюю очередь благодаря тому, что стал неотъемлемой частью комплекса вооружения кочевых народов раннего железного века. Собственно меч входит в состав так называемой «скифской триады».

Скифская триада – это специфические археологические признаки, характерные для культур скифо-сибирского мира. Помимо акинака туда входят конское снаряжение и звериный стиль в изобразительном искусстве и орнаменте. По ним в том числе и определяют принадлежит артефакт к скифской культуре или нет.

Изготавливался чаще всего из железа, хотя встречались и биметаллические образцы. Это когда клинок изготавливался из железа, а рукоять из бронзы.

Наибольшее распространение оружие получило в период с VII до II веков до нашей эры.

Помимо формы и веса, важными отличительными чертами акинака выступают также перекрестия и навершия.

❗Вот это очень важное изображение❗ Текст ниже с обозначением будет опираться на него
❗Вот это очень важное изображение❗ Текст ниже с обозначением будет опираться на него

Перекрестия были небольшими. За границы клинка сильно не выходящими. Формы в зависимости от времени и территорий менялись, но были приблизительно схожи.

Примерная хронология развития: двусторонняя большая форма запятой (А), при объединении становится круглой (В), затем разделяется на почкообразные (С), сердцевидные (D) и крыловидные формы (E). Из крыловидных наверший вероятнее всего развилась «форма бабочки» (F) с чётким контуром, который в последствии сглаживался и ретушировался (G, H, I), превращаясь постепенно в серповидную (J), треугольную (K) и прямоугольную (L) формы. Отдельно можно выделить навершия в виде головы птицы (Y, Z).

Навершия глобально можно поделить на 2 категории: в виде птицы с клювом и… все остальные.

Их эволюция предполагается в следующем порядке. Полукруглая форма (101) разрушается (102, 103) и формируется в брусковидную (104). После этого брусок становится либо увеличенным (105), либо дуговидным (106).

Отдельно можно выделить формы антенн, грифонов и птиц. Эволюция их форм оценивается от простой формы антенны (201) к форме грифона (202). После чего голова грифона вырождается как орнамент (203, 205), оканчиваясь обычным кольцевым навершием (205).

Что касается птиц с клювом, то основная идея этих эволюций также выражается в деградации узора. От чётко выделяющейся головы (301) к смазанным контурам птицы (302, 303) и в конце к самым обобщённым формам.

С рукоятями та же история, от ажурных с чётко прорисованными узорами (а) к простым прямоугольным сечения без каких-либо украшений (d).

-4

Место первоначального происхождения акинака сегодня доподлинно не известно. Хотя версий целых три:

💢 Первая. Акинаки, как и предшествующие им бронзовые мечи и кинжалы сформировались в восточной части Евразийской или Великой степи.

💢 Вторая. Первые мечи этот типа появились на территориях Персии (Ирана) и оттуда распространились как на запад в Причерноморье, так и на восток к Алтаю.

💢 Третья версия говорит от том, что первые акинаки в рассматриваемом виде сформировалась где-то на севере Урало-Казахских степей и уже оттуда получили развития по сторонам света (от автора: эта версия мне встречалась реже всего).

Акинак – это ещё и предмет культа.

Меч – это честное оружие. Лук со стрелами, метательные дротики и даже копье – это всё не то. Эффективно? Да, безусловно. Но когда у тебя есть только вытянутая рука и пол метра железа, собственная жизнь зависит в основном от мастерства и небольшого количества удачи.

Не удивительно, что акинак в культуре воинов почитался и выступал как предмет статуса. Мечи почитали, их богато украшали, забирали с собой в потусторонний мир и им поклонялись.

Отец истории Геродот о скифах и их обрядах писал примерно следующее:

«У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса. Ему они строят такие сооружения… …горы хвороста взгромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду…»

❗❗❗Если кому интересен обряд, то идея там в том, что закалывают над сосудом. Кровь несут наверх и окропляют ею меч. Внизу же у святилища заколотой жертве отрубают правое плечо с рукой и бросают в воздух. После приносят в жертву животных. Но это так… Отступление.

-5

Представляется конечно жутковато, но захватывающе. Однако идея крупного холма сплошь состоявшего из хвороста сильно сомнительна. Да и сама масштабность происходящего может вызвать вопросы.

Вероятнее всего Геродот записал рассказ какого-то конкретного представителя скифской культуры и переложил обряд на всю народность, описав события в столь эпическом ключе.

Сами по себе сухие ветки – очень неудачный материал для сооружения холма, на который можно без проблем взойти. Тем более совершать непростые ритуалы. Да и для чего это надо?

Скорее всего либо алтари были не очень высокими, либо выполнялись всё-таки в качестве земляных насыпей и хворостом покрывались только сверху.

Важным также остаётся вопрос: являлся ли культ Ареса изначально связан с акинаком или появление бога было ещё более древним? И вот тут описываемые злополучные ветки могут помочь разобраться в вопросе.

Для этого стоить обратиться к более ранним культурам бронзового века.

Некоторые исследователи не без оснований предполагают что культурные традиции скифского мира тесно связаны с более древними культами, которые может и в изменённом виде но сохранились у кочевников раннего железного века. Но все они похоже так или иначе были завязаны на оружии (это уже домыслы автора)

К примеру курганы-святилища были характерны синташтинской культуре, в которой идеи формирования ступенчатых пирамид существовали достаточно давно. Да и сухим веткам также нашлось объяснение в этой идее. Единственное бесспорное их свойство в том, что они хорошо горят, а это позволяет предположить, что после всех ритуалов жертвенник нужно было сжечь!

Всё это неплохо сопоставляется с культурой сирийского бога грозы Сандона. На праздниках в честь него также сооружалась пирамиду из брёвен, которую по итогу вместе с изображениями идола торжественно сжигали. Основной идеей такого мероприятия было то, что вместе с пламенем бог или его образ возносился к небу.

Перекладывая эти идеи на традиции скифов, можно предположить, что жертвенник вместе с мечом также сжигали по окончанию ритуалов.

Есть правда момент, что железный акинак в куче хвороста не очень удобно расплавить. Фактически сделать это невозможно. Температуры не те. На первых порах вероятно это даже вызывало отдельные волнения среди представителей скифской культуры. Ведь если меч делался из бронзы, то вполне вероятно что он мог и раствориться в пожаре (с определёнными условиями конечно). Чего не скажешь о железе.

Возможно именно эта ситуация, вкупе с технологией закалки железного оружия и породила в последствии истории о боге громовержце, который разозлённый на его почитателей вначале раскалился до красна от ярости, но потом был брошен в воду, после чего уже благополучно и вознёсся на небо.

Ну красиво же.
Ну красиво же.

Такие вот истории и такие вот мечи. Акинак – это не просто два килограмма железа, но и прекрасный образец поклонения в кочевых культурах.

❌❌❌

Что почитать:

1. Ю. А. Плотников. Ещё раз о скифской Аресе.

2. Кейта Мацумото. Происхождение акинаков на востоке Евразийских степей

3. А. И. Треножкин. Скифские мечи и кинжалы

4. Р. Б. Исмагилов. Меч скифского типа: истоки происхождения.