Черное море — единственный водоем, в который ВМС США не могут войти по своему усмотрению в соответствии с международным морским правом. В результате Соединенные Штаты зависят от своих черноморских союзников и партнеров в защите своих интересов. Однако, в настоящее время эти государства не обладают достаточным потенциалом для защиты этих интересов за пределами своих береговых линий и под водой.
Для США срочность решения этой проблемы подчеркивается растущей экономической и энергетической активностью России в море. Кроме того, отсутствие надежного и устойчивого военно-морского присутствия союзников США в Черном море открывает для России возможность вмешиваться в процессы коммерческого судоходства в международных водах, потенциально устанавливая блокаду, что, помимо прочих последствий, грозит подорвать роль Турции как гаранта права судоходства в Черном море.
Конвенция Монтрё 1936 года устанавливает ограничения доступа, применимые ко всем нечерноморским государствам. В отличие от других проливов, используемых для международного судоходства и подчиняющихся принципу транзитного прохода, Конвенция Монтрё ограничивает масштаб военно-морской мощи, которую нечерноморские государства могут ввести в Черное море из Средиземного моря через Турецкие проливы [Босфор и Дарданеллы]. Она запрещает транзит подводных лодок и капитальных кораблей и ограничивает военно-морское присутствие таких государств тридцатью тысячами суммарных тонн. Она также ограничивает продолжительность любого присутствия двадцатью одним или менее днем.
Для Соединенных Штатов ограничение в тридцать тысяч тонн позволяет использовать всего три эсминца класса Arleigh Burke или один десантно-транспортный корабль класса San Antonio, что препятствует способности США поддерживать надежную защиту НАТО и глобальных интересов в Черном море. Поэтому Соединенные Штаты могут постараться помочь своим черноморским союзникам и партнерам построить надежную оборону. Это должно начаться с расширения военно-морского потенциала союзников и партнеров США с помощью США, но также должно включать в себя расширение готовности этих черноморских стран к совместным учениям, тренировкам и операциям, в том числе без участия ВМС США. Это потребует сосредоточиться на развитии оперативного военно-морского потенциала — опять же, с помощью США — и может включать, например, создание черноморских сил для совместного производства кораблей и подводных лодок.
Целью всех этих усилий должно быть создание надежной защиты инфраструктуры и торговли, а также сохранение свободы международных вод и доступа к глобальному общему достоянию.
Роль Турции
Турция, выступающая гарантом права судоходства в Черном море и являющаяся черноморским союзником НАТО с крупнейшим военно-морским флотом, играет решающую роль в восстановлении порядка и сдерживания в Черном море.
Первый шаг, который могла бы сделать Турция, — это возглавить военно-морские операции в международных водах Черного моря, дальше от своей береговой линии, с помощью своего флагманского корабля TCG Anadolu. Это стало бы эффективным способом начать новую эру союзнического военно-морского сдерживания на Черном море, и для этого не требуется мандат НАТО. Хотя Черное море не настолько велико, воды исключительной экономической зоны (ИЭЗ) являются международными водами, а корабли иностранных государств пользуются свободой навигации и прохода, что позволяет Турции и всем черноморским странам выходить за пределы своих ИЭЗ, проводить летные операции и учения с боевой стрельбой. Эти операции могут стать трамплином для расширения военно-морского сотрудничества Турции с Румынией и Болгарией за пределы защиты гаваней и противоминных операций. На двусторонней и многосторонней основе эти союзники могут продемонстрировать решимость, развить общую морскую осведомленность и повысить оперативную совместимость.
Турецкий флот обладает большим потенциалом, включая растущий подводный флот. Однако до сих пор его операции мало что сделали для того, чтобы изменить калькуляцию решений России, сформировать систему сдерживания или защитить интересы на шельфе и право на навигацию в Черном море. Поскольку дипломатические усилия не помогают обеспечить свободный поток торговли, НАТО, Запад в целом и страны, зависящие от украинского экспорта, чтобы прокормить свое население, ожидают от Турции новых способов для восстановления права на судоходство в Черном море. Пришло время, когда военно-морской флот Анкары может стать доминирующей частью этой стратегии.
Соединенным Штатам потребуется искать пути совместно с другими союзниками по НАТО для поставки подводных лодок, миноносцев, а также надводных боевых кораблей с вертолетами и беспилотниками своим союзникам и партнерам в Черном море. США также должны сотрудничать с НАТО и Европейским союзом (ЕС) для решения проблем, связанных с недостатком потенциала в области осведомленности о морском домене и патрулирования моря с поверхности, под водой и с воздуха.
В частности, Соединенные Штаты могут активизировать свои усилия по предоставлению оперативных возможностей союзникам по НАТО — Румынии, Болгарии и Турции. Эти страны нуждаются в потенциале для расширения морских ресурсов и инфраструктуры в своих ИЭЗ и за их пределами. Чтобы помочь черноморским союзникам получить эти возможности, Соединенные Штаты могут, например, предложить им недавно списанные литоральные боевые корабли. Они также могут инициировать внешние военные продажи новых фрегатов класса «Созвездие».
*Примечание
Командор Гэвин Клаф — старший научный сотрудник ВМС США, и он так же является офицером ВМС США по иностранным делам и экспертом по проблемам ВМС. Клаф в течение десяти лет служил офицером надводных кораблей, участвовал в операциях «Непоколебимая решимость» и «Несокрушимая свобода», а также проводил операции на Индо-Тихоокеанском и Африканском театрах.
Материал опубликован для ознакомления.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.