По свидетельству проф. Лопухина, этот псалом, за необыкновенную сжатость выражения мыслей, недостаточную ясность текста, обилие образов, считался самым трудным для объяснения, и даже непреодолимым, почему называли его "крестом для умов и укором для толковников".
Впрочем, на мой взгляд, непреодолимого здесь ничего нет, а есть очень богатая духовная пища.
Начинается псалом очень сильно и радостно:
Да восстанет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. (Пс.67:2-5).
Поводом к написанию псалма могло быть то славное событие, когда Давид внес ковчег Завета в Иерусалим. В наших жизнях этому пророчески соответствует духовное возрождение, когда Господь прощает грехи и входит в рожденный свыше дух:
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16).
Господь не только прощает, но и дает благодать духа жизни, который освобождает от главных наших врагов - рабства греха и смерти (см. Рим. 8:2).
Поэтому радуйтесь пред лицом, то есть в присутствии Его!
Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне. (Пс.67:6,7).
Это указание на факт, когда бунтовавшие против Бога и Моисея евреи умерли в пустыне. Бунтарь живет и в нашей плотской природе. Ему нельзя давать места в жизни – пусть остается в знойной пустыне. Тогда и оковы страхов и разных комплексов постепенно падут, тогда одиночество уходит, потому что я уже часть семьи Божьей…
Гора Божия - гора Васанская! гора высокая - гора Васанская! что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище. (Пс.67:16-18).
Бог окружен бесконечно большим количеством ангелов (тьмы и тысячи тысяч). Если мое сердце стало сегодня местом обитания Духа Божьего, то и тьмы ангелов тоже всегда готовы прийти на помощь по велению Господа!
Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. (Пс.67:19).
Скорее всего, Давид вспоминает здесь историю завоевания Иерусалима у племени иевусеев. Они сами пленяли другие племена, но были пленены Давидом, потому что Бог был с ним. После этого и сами иевусеи начали поклоняться Единому Богу.
Однако, ап. Павел цитирует этот стих по отношению ко Христу, Который не только восшел на высоту Неба, но и сошел в глубины ада, пленил плен, излил на верующих величайший дар Духа Святого и теперь те, кто ранее были врагами Богу, поклоняются Ему…
Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Бог для нас - Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. (Пс.67:20,21)
Здесь тайна. С одной стороны, Господь не является автором зла, Он Сам его не посылает (см. Иак. 1). С другой стороны, Он контролирует степень искушения злом каждого своего ребенка:
Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. (1Кор.10:13).
В этом смысле мы понимаем эти слова: Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Конечно, и решение о смерти или продолжении земной жизни верующего, тоже принимает Господь - во власти Господа Вседержителя врата смерти…
Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: "в собраниях благословите Бога Господа, вы - от семени Израилева!" (Пс.67:25-27).
Здесь яркое, красочное описание движения ковчега Завета. Мы имеем все основания ассоциировать себя с этим потоком радости и прославления, поскольку «Ковчег» сегодня у нас внутри – в сердце, в возрожденном духе!