С уходом Юрия Соломина многие вспомнили о фильмах, в которых снимался этот актер. Приятельница недавно посоветовала пересмотреть фильм "Мелодии белых ночей", за что я ей невероятно благодарна.
Действительно получился вечер с визуальным наслаждением и великолепной музыкой. Опять, как и во многих моих любимых фильмах ("100 дней после детства", "Служебный роман", "Гараж", "Ирония судьбы" и др) художник-постановщик Александр Борисов. Его картины невозможно перепутать ни с какими другими.
Каждый кадр фильма "Мелодии белых ночей" можно распечатать и повесить на стену. Некоторые фрагменты словно полотна импрессионистов.
Режиссер фильма Сергей Соловьев уже прежде работал с Борисовым в фильмах "Егор Булычов и другие" и "Станционный смотритель". Позвал и в новый фильм. Правда, съемки должны были пройти в Ленинграде и Киото.
— Русскую часть я тебе сделаю, а для Японии давай найдем кого-нибудь другого…
Дело было в 1974 году, никого никуда даже за Садовое кольцо не выпускали, а тут сказка — Япония, да еще и можно было заработать какую-то валюту, сильно и надолго поддержать штаны…
А он, с сожалением чихнув на поддержание штанов, построил для фильма замечательную дачу в Лисьем Носу под Ленинградом, взял остов какой-то развалюхи, а все остальное пристроил к ее убогим стенам. Место было исключительное, дача так красиво смотрелась среди финского пейзажа
Сергей Соловьев о художнике-постановщике Александре Борисове.
Дача, кстати получилась замечательной. Подобно тому, как в фильме "100 дней после детства" художник не мог найти подходящую натуру, именно потому пионерлагерь "построили" на берегу реки, так и здесь необходимую атмосферную дачу возвели прямо на берегу моря. Он стоит очень близко к воде, в жизни редко так строят, но для атмосферы фильма было необходимо.
После съемок сооружение разобрали. Говорят, что художник постановщик довольно спокойно относился к тому, что созданное трудом и щепетильно подобранный интерьер прожил недолго, но зато остался навечно в фильме.
Вероятно так же была построена и мастерская, тоже наполненная чудесным светом.
Кроме того, фоном для истории любви стал Ленинград, его старинные здания с арочными окнами и старый город Киото с узкими улочками.
Еще интересна колористика фильма. Она выполнена в серо-голубых и зеленых тонах, это тоже напоминает картины импрессионистов. Цвета переходят в друг-друга, создавая слегка размытый эффект, чтобы мы считывали настроение. Ведь фильм еще и о музыке, главный герой - композитор. И весь фильм сопровождает чудесная мелодия Исаака Шварца.
Кажется, что неспроста часть фильма происходит в Японии. Известно, что предтечей импрессионизма стала именно японская живопись. Просто удивительно, как режиссеру удалось передать кадрами поэтическую проекцию внутреннего мира, подобно тому, как это делали импрессионисты.
Сюжет фильма довольно простой, кажется, там даже диалогов - не много, но именно красивыми живописными кадрами и чудесной музыкой рассказывается не просто история, а прямо передаются чувства и эмоции. Удивительно лиричный, созерцательный фильм. Обязательно рекомендую посмотреть, гарантирую, что получите эстетическое удовольствие.