Найти тему
Бизнес-секреты

Никита Шевченко, резидент Силиконовой долины: «Руководить компанией, которая растет меньше 30% в месяц, — это провал»

Оглавление

Никита Шевченко в 16 лет открыл криптоферму, после чего продал ее и купил родителям квартиру. В 17 лет он основал маркетплейс по криптотрейдингу, но продал его из-за сложностей разработки. В 19 лет открыл еще один стартап: маркетплейс, где можно подобрать специалиста по ноукоду. Он привлек для своей компании 3 млн долларов инвестиций, но в октябре 2023 года продал и ее.

Сейчас 24 летний русский предприниматель собирается открыть новый стартап. Расскажем историю резидента Силиконовой долины Никиты Шевченко.

Родился на Сахалине, в деревне, где не было интернета

В родной деревне героя жило всего 200 человек, цивилизация до нее дотягивалась слабо: даже электричество отключали раз в несколько дней. Никита переехал учиться в Южно-Сахалинск, там каждый день после школы занимался цифровой валютой: покупал видеокарты и делал из них майнинговые фермы. Потом он продал свой бизнес одному из учителей, заработал несколько миллионов рублей и поступил учиться в Москву.

В университете Никита проучился всего несколько месяцев. Но за это время он открыл компанию Fund Platform — маркетплейс по криптотрейдингу. Там инвесторы и трейдеры рынка криптовалюты могли находить друг друга. Но оказалось, что программную сторону маркетплейса разрабатывать дороже и дольше, чем предполагал бизнесмен, и он продал этот стартап.

После этого Никита попал в акселератор Sber 500 — платформу, которая помогает развиваться стартапам. С помощью нее он открыл компанию WeLoveNoCode — маркетплейс, который помогает подобрать специалиста по ноукоду.

Ноукод — способ создания сайтов, приложений, компьютерных игр без программирования. Для этого специалисты не используют языки программирования, а работают с шаблонами и платформами вроде Tilda. Такой способ позволяет быстрее и дешевле сделать новый продукт. Ноукодинг значительно легче, чем программирование, но компаниям, который заказывают ноукод решения все равно нужно подбирать специалистов под свои задачи и свою культуру. На этом и зарабатывает стартап Никиты.

Привлек инвестиции в проект и переехал в Америку

Никита увидел на YouTube российского инвестора из Кремниевой долины Николая Давыдова и решил получить поддержку у него. Сначала юный предприниматель связался с другом и партнером Давыдова — Иваном Новиковым, руководителем ИТ-компании Wallarm. Он просто написал Новикову письмо:

«Я уверен, что тебе в личку спамят все подряд с просьбами о встрече. Сам я терпеть не могу бесполезные встречи, поэтому мы составим заранее список вопросов на тему B2B-продаж и акселераторов».

Никита Шевченко и Иван Новиков созвонились и начали общаться, потом Иван познакомил стартапера с Давыдовым. В письме инвестору Никита написал:

«Нам не нужны деньги, потому что я не знаю, что с ними делать, но очень сильно нужен опыт и трекинг».

В итоге начинающий предприниматель получил и опыт, и деньги: удалось привлечь около 1 млн долларов инвестиций.

В очередной раз чтобы наладить бизнес-контакты, Никите Шевченко помогло обычно электронное письмо на личную почту инвестора
В очередной раз чтобы наладить бизнес-контакты, Никите Шевченко помогло обычно электронное письмо на личную почту инвестора

Чтобы дальше развивать свой стартап, Никита переехал в Америку. Уже два года он живет в Сан-Франциско, в городе, где находится Силиконовая долина.

Совершил несколько ошибок и научился важным для руководителя вещам

По признанию Никиты, он, как руководитель стартапа, совершил немало ошибок, но глобальных было две:

Вкладывали много денег в рекламу. Компания потратила на продвижение своего продукта более 800 000 $, они вливали в рекламу постоянно, хотя вложения не окупались и клиенты уходили. Потом руководитель понял: если он тратит деньги на рекламу, а она не окупается, это значит, что с продуктом что-то не так. Так и было: медленная скорость и баги в программе портили продажи. Нужно было сначала разобраться с проблемами, а потом уже рекламировать продукт.

Нанимали неправильных людей. В начале у Никиты не было опыта в управлении, он не ставил перед сотрудниками четких целей и результатов. Поэтому некоторые из них вообще ничего не делали, просто получали деньги. А уволить их руководитель боялся, поскольку они — квалифицированные специалисты и на наем были затрачены средства.

За время управления международной командой Никита сделал несколько открытий, которые помогали более эффективному общению. Вот некоторые из них:

«Сэндвич-фидбек» — идеальная формула обратной связи. Если человек выполнил свою работу с ошибками, нужно сказать ему об этом и построить разговор так:

  • позитив — похвалить его за работу;
  • негатив — дать критику на то, что не получилось;
  • позитив — подвести итог, что в целом он хороший работник и всегда хорошо реагирует на любую обратную связь.

Тут есть нюанс: важно давать обратную связь быстро и кратко: буквально в нескольких предложениях. Например, так:

«Николай, ты проделал классную работу. Только жаль, что не закрыл эту сделку. Но несмотря на это, результат крутой. Надеюсь, что в следующий раз у тебя все получится».

Чтобы наладить контакт, разберись, что интересно твоему собеседнику. Например, если потенциальный клиент американец, скорее всего, ему нравится американский футбол. Чтобы подготовиться к разговору, лучше узнать хоть что-то про этот спорт, так у партнеров будет момент. который их объединяет. Таким образом закрыть сделку будет проще.

«По моему мнению причина успеха Америки — это смолток, короткий разговор об отвлеченных вещах. Людям здесь, по моим ощущениям, на 40% комфортнее работать и делать сложные вещи, чем в России. У нас так: приходишь на совещание, а там все на серьезных щах. А когда все происходит с улыбкой, позитивом, разговор начинается с шуток, это реально помогает».
Никита Шевченко

Собрался организовать еще более успешную компанию

Для Никиты Шевченко компания WeLoveNoCode стала самой большой в его бизнес-практике, ей он посвятил больше всего времени — 4 года своей жизни. Но все-таки решил продать стартап. Покупателем стала компания Toptal, которая входит в тройку лидеров на мировом рынке по подбору фрилансеров для проектов. Они недавно запустили направление ноукода и поэтому заинтересовались стартапом Никиты.

Вот как объяснил причины продажи сам молодой предприниматель:

«То, чего я достиг — это провал по меркам Силиконовой долины. Здесь надо расти минимум на 30% в месяц, как это делали десятки других компаний, например Uber или Airbnb. Если не расти на 30-40% в месяц, путь к тому, чтобы быть миллиардной компанией может занять 10 лет. Не думаю, что у меня есть столько времени. Мне 24 года, для Силиконовой долины я уже старый и сильно за это переживаю».

Сейчас Никита Шевченко начал сразу три новых дела. Предприниматель решил, что после того, как он начнет проекты, выберет тот, на котором ему интереснее будет сосредоточиться. Все три его стартапа связаны с метавселенной:

  • платформа для рекрутмента в метавселенной. Это своего рода площадка для найма талантов, только в виртуальной реальности;
  • устройство дополнительной реальности с нейроинтерфейсом. Это очки, которые подключаются к мозгу и могут управлять объектами метавселенной с помощью мысли;
  • аналог игры GTA c ролевыми элементами, но в виртуальной реальности.

Предприниматель считает, что свои новые идеи незачем скрывать. Потому что когда предприниматель начинает компанию, 1% — это идея и 99% — это уже ее реализация. Идея стоит больше 0$, только если человек потратил на ее изучение 40 лет и знает о предмете больше, чем 99% людей на планете.

Почему Никита Шевченко отговаривает кандидатов от работы в его компании и почему не контролирует рабочее время сотрудников — читайте в полной версии интервью на сайте «Бизнес-секретов».