Принято считать, что, выиграв гонку по запуску первого человека в космос, СССР проиграл лунную гонку. А была ли она вообще? И какие задачи на самом деле ставил перед собой конструктор космических кораблей Сергей Королев?
Межпланетная программа
Постановлением «О развитии исследований по космическому пространству» в СССР было предписано создать на Луне автоматическую научную станцию, осуществить первые полеты человека в космос, создать ракеты для полетов на Марс и Венеру, разработать автоматические и обитаемые межпланетные и планетные станции. Позже определились и с параметрами самой ракеты-носителя, рассчитав, что ее стартовый вес должен быть от 1000 до 2000 тонн, чтобы вывести на земную орбиту тяжелый межпланетный корабль весом 60-80 тонн.
О высадке человека на Луну в официальных документах нет ни слова. Даже после того, как Кеннеди поставил перед собой более простую и достижимую задачу по высадке американских астронавтов к 1970 году на Луну, Хрущев не поменял своего решения касательно уже утвержденной межпланетной программы.
А Сергей Павлович Королев вместе со своим близким соратником Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым еще с 1933 года мечтали о межпланетных полетах. Так что сверхмощная ракета Н1 и тяжелый корабль проектировались и разрабатывались именно для полета на Марс. Дальше гонка велась не в масштабе сверхдержав, а на уровне главных конструкторов.
Возвращение к Марсу
Свой соответствующий проект Королев предоставил в 1962 году. Владимир Челомей и Михаил Янгель, главные конструкторы, в своем стремлении перехватить у него космическую инициативу, предложили Хрущеву свои разработки тяжелых ракет. Их поддержал Валентин Глушко, отказавшись разрабатывать двигатель для Н1. Благодаря им в 1968 году у Хрущева сложилась иллюзия, что высадиться на Луну первыми абсолютно реально, при том, что американцы уже как три года работали исключительно над одним этим проектом.
По инициативе сверху новым лидером в космонавтике стал Челомей, а перед Королевым встала совершенно фантастическая задача: высадится на Луну через полтора года. Так как Сергей Павлович не хотел потерять финансирование своего проекта, ему пришлось подготовить еще и лунный проект. Он оказался приоритетным, и будущая лунная экспедиция рассматривалась в качестве отработки перспективных марсианских миссий. Дальше началась спешная работа по модернизации ракеты Н1. Даже внезапная смерть Королева в 1966 году не остановила проектные работы. Его место занял Василий Мишин.
❗В связи участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена, мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос . А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Логично, что в условиях подобной спешки оба запуска Н1 оказались провальными. Американцы тем временем успешно приземлились на Луну, что вызвало у советского руководства полнейшее негодование (высаживались ли астронавты на Луну на самом деле, читайте в нашей подборке). Мстислав Келдыш, тогдашний президент Академии наук, сразу предложил отказаться от Луны и сосредоточиться на первоначальных планах – запуске пилотируемого спутника Марса в 1975 году. Однако группа специалистов из Опытного конструкторского бюро, преследуя собственные интересы, убедила секретаря ЦК КПСС, что взять реванш у американцев можно за год, создав орбитальную станцию.
Разрушительные амбиции
Мишину, вопреки собственным желаниям и трезвым рассуждениям, пришлось заниматься провальными станциями. Первую экспедицию сорвали, во второй весь экипаж погиб. Да и в целом вся марсианская программа провалилась. Многие конспирологи видят в этом специальную стратегическую инициативу: создать орбитальные станции ради спасения престижа СССР после неудачной погони по высадке на Луну. Однако, это далеко не так. При запуске лунного комплекса ЛЗ могли появиться системные дефекты. И за это понесли бы ответственность специалисты.
А если бы запуск увенчался успехом, то пошатнулся бы авторитет Глушко, который за 15 лет не смог создать то, что новичок Николай Кузнецов создал за 10 лет. А именно надежные и уникальные двигатели. Глушко воспользовался своими связями на верхах и благополучно занял место Мишина. Запуски подготовительных ракет Н1 сразу оказались под запретом, уничтожены все документы лунного и марсианского проектов, как и все производственные заделы. К слову, грандиозная межпланетная космическая программа была выполнена на добрую половину.
По словам Владимира Бугрова, ведущего конструктора по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну, собрать 500-тонный межпланетный комплекс на околоземной орбите в то время было бы трудно, но выполнимо. Однако правильнее было бы поставить в приоритет пилотируемый полет по гелиоцентрической орбите вокруг Солнца, вне сферы притяжения Земли на прототипе экспедиционного межпланетного корабля, как это и планировал Королев.
Представьте себе, если бы планы великого конструктора осуществились, и к Марсу отправились бы первые люди. Кстати, в СССР в 1967 году проводился секретный эксперимент по подготовке марсианского экипажа. Но об этом в следующей публикации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Срочные новости будут в закреплённых сообщениях.
❗️ Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал!
Читайте также: