Найти в Дзене
ИРА.ru

Потом будет поздно

Фото: Блэтгород (с)
Фото: Блэтгород (с)

В Белгороде занимаются созданием безопасных зон: в центре города ставят модульные укрытия, а на днях около 15 остановок обложили мешками с песком и обставили бетонными блоками для защиты людей от осколков при обстреле. Мера это? Безусловно. Только с несколькими «но» касаемо её практичности и соответствия ситуации в Белгороде, в котором, как и во всём регионе, далеко вчера должна была быть введена иная мера – эффективная реально. Какая? 

Что не так? Во-первых, ряд остановок в центре Белгорода - стеклянные (в городе вообще много стекла, причём - высоких зданий, прозванных в народе стаканами), взрывная волна может откинуть их, не скреплённых друг с другом ничем, аккурат во внутрь – и не дай бог оказаться там. Во-вторых, остановки обложены мешками не с низу до верха (и по верху), а примерно до середины: учитывая хаотичный разлёт осколков, которые могут лететь и из сторон, и сверху и даже снизу, при такой «кладке» укрытия - что есть оно, что нет . В-третьих, за этими мешками могут укрыться довольно ограниченное количество человек. По примеру же Шебекино, в котором давно применили подобную практику, мешки просто расползутся от погодных условий и песок превратится в мокрую кашу. Но в Белгороде вряд ли дойдёт до этого – уже сообщалось, что "мешковые" стены начали обваливаться: где-то самостоятельно, а где-то при помощи хулиганов. Насколько мешки могут защитить от осколков - вопрос с неоднозначным ответом, их эффективность зависит от близости взрыва, скорости разлёта обломков, их размера и тд. Ограждения же из бетонных блоков защитить от осколков, естественно, способны...если они не будут лететь сверху . Укрыться за блоками сумеют, опять же, не много людей, но конструкция может стать как полезной, так и пострадать то ли от взрывной волны, то ли местных вредителей. 

Фото: Белгород - это интересно (с)
Фото: Белгород - это интересно (с)

Фото:  Жесть Белгород (с)
Фото: Жесть Белгород (с)

Модульные защитные сооружения – объекты ещё серьёзнее. Однако те, которые устанавливаются в Белгороде, отличаются от, например, укрытия КУБ-М. Судя по видео конструкций (съемкам и снаружи, и внутри), в городе ставятся тесные железобетонные коробки, не зонированные внутри. А вот КУБ-М может вместить 200 человек и разделен аж на три зоны технического обеспечения и укрытия людей. Впрочем, КУБ рассчитан на более длительное пребывание в нем, чем те укрытия, которые ставятся в Белгороде - они ставятся для пережидания в них нескольких минут обстрела.  

 

Фото: Жесть Белгород (с)
Фото: Жесть Белгород (с)

Основная проблема, связанная с эффективностью всех перечисленных видов укрытий (как, впрочем, и подвалов – в Белгороде озабочены их переоборудованием под убежища) связана даже не с их качеством и количеством защищённых мест в городе, а скоростью развития чрезвычайной ситуации. Например, подлётное время ракеты Точки-У составляет 136 секунд – чуть более 2 минут. За это время нырнуть в эти укрытия смогут только те, кто будет находиться совсем рядом с ними. В условиях же паники даже 10-20 человек могут создать давку на том же узком входе в модульное укрытие и покалечиться из-за неё, то же самое начнётся и на остановках: эти сооружения – полумеры. 

А почему вообще в Белгороде вынуждены прибегать к ним – создавать безопасные ( относительно безопасные!) зоны в то время, как на этот случай в городе должны быть настоящие, специально построенные на случай той же войны, бомбоубежища? Они и есть, но в то же время их нет: начальник главного управления МЧС России по Белгородской области Сергей Потапов еще в прошлом году рассказал, что в регионе нет защитных сооружений гражданской обороны для населения. Все убежища находятся на объектах экономики, медучреждений и других, которые «в особый период» не будут эвакуированы и не прекратят работу - предназначены они для наибольшей защиты именно работающей смены. По словам Потапова, в Белгороде нет и того фонда, который создавался в 60-е годы на случай ядерного противостояния во время холодной войны России и США.

А как сказал губернатор региона Вячеслав Гладков, бомбоубежища в Белгороде должны быть закрыты всегда – это необходимая мера в борьбе с терроризмом. 30 декабря во время трагедии в центре города и на протяжение последующих двух недель обстрелов они и оставались закрытыми – закрыты и теперь. 

Действительно, в мирное время адреса бомбоубежищ – гостайна, хотя в них вполне законно могут располагаться склады, парковки, кафе. Но во время войны все эти помещения освобождаются и их адреса сообщаются жителям городов по тв, радио смс – с них снимаются замки. Из расчёта на то, что каким бы ни было подлётное время ракет, кто-то, да успеет укрыться и защититься чуть ли не абсолютно.

 Так вот глобально дело в том, что два года Белгородчина считается прифронтовой, теперь война и вовсе пришла в ее центр, но официально это – по-прежнему мирная территория. Здесь при любых событиях действует один и тот же жёлтый уровень террористической опасности, уже и вовсе непонятно, что именно регулирующий – его положения не соответствуют степени тяжести ситуации ни в приграничных сёлах области (хотя, в пятнадцати действует режим ЧС), ни в ее центре. 

Единственное, что может спасти белгородцев – не подобия укрытий, а введение военного положения. Оно, конечно же, не «отменит» обстрелы ВСУ, но в Белгородскую область заходят и украинские диверсанты – с мая по август прошлого года они перешли границу около шести раз, причём, вооружённые далеко не «рогатками». С введением ВП установится жёсткий контроль за перемещениями общественного и частного транспорта, на дорогах области появятся блокпосты, ограничится перемещения оружия и опасных веществ, будет введён комендантский час. И главное, с введением военного положения в регионе появится военная администрация, которой будут подчинены местные власти - от руководителей регионов до МВД и прочих госструктур - кто, если не военные, должны управлять фронтовой территорией? 

Именно потому, что в области, ставшей заложницей войны, до сих пор не приняты меры, отвечающие военному же времени, в Белгороде, вплоть до трагедии 30 декабря даже проводились культмассовые мероприятия. Хотя давно стало понятно, что ВСУ «бьют по праздникам» – на Пасху в прошлом году они обстреляли район храма с прихожанами в Донецке, перед 9 мая усилили обстрел белгородских приграничных сёл – и ведь тогда местные власти перенесли празднование Дня Победы. Однако, решив помочь белгородцам встретить Новый год с ёлкой в центре Соборной площади, ледовым катком и прочей красотой, они почему-то утеряли бдительность. 

 

Стоит отметить, что ВСУ хоть и атакуют Крым, бьют по Брянской и Курской областям (в которых тоже действует "жёлтый уровень") , ситуация там накалена не так сильно, как на Белгородчине, где обстановка вступает в диссонанс с требованиями имеющихся мер безопасности. Белгородская область, похоже, стала для киевского режима лакомым куском - в прошлом июле он устроил ад в Шебекино, сейчас – в областном центре. Спрашивается, почему? 

 

Наверное, потому что здесь много военных объектов и коммуникаций, по которым идет снабжение фронта, к тому же, регион вплотную граничит с Харьковом, откуда удобно обстреливать южные «предместья» города и его центр, чем ВСУ сейчас и занимаются, «отрываясь» на Белгородчине за провал летнего контрнаступления. 

Успокоятся ли они в ближайшее время? Вряд ли. Вот только один удручающий факт в пользу этого предположения: Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк, не найдя слов по существу обстрела 30 декабря Белгорода, призвал к деэскалации конфликта и защите мирного населения как в России, так и на Украине. Но к кому он обратился, непонятно - по крайней мере, Вашингтон его не услышал. Вашингтон, который подсовывает запрещённые кассетные боеприпасы Киеву ( кстати, США и Украина не ратифицировали соответствующую конвенцию) взамен 155-м снарядов, с выпуском которых у американцев вдруг всё стало «никак», но при этом не одобряющий его издевательства над белгородцами.

К слову, недавно посол США на Украине Бриджит Бринк заявил, что они разрешили ВСУ самостоятельно выбирать дальность нанесения ударов РСЗО HIMARS – в прошлом году Пентагон «подшаманил» поставляемые им установки, чтобы те не могли бить вглубь России. США дали украинцам, причём, тайно, «небольшое» количество ракет ATACMS самой старой модификации с дальностью 165 км, хотя Киев ещё с прошлого октября просит администрацию Байдена поставить ATACMS с дальностью сразу 320 км. Может, отправят после долгих просьб, как и «кассеты»? В любом случае, это «разрешение» США, как и ряд других факторов развития конфликта, говорит о том, что его эскалация может захлестнуть, в частности, Белгородскую область еще сильнее, чем сейчас. 

Поэтому на Белгородчине должны приниматься реально действенные, эффективные , адекватные военному времени меры сейчас – а не ПОЛУмеры в виде возведения сомнительных укрытий. Потом будет поздно.

Ирина Альшаева, военный обозреватель

СВО
1,21 млн интересуются