Найти тему

Зазеркалье политической карты мира Филателии

Наверное каждый филателист в своей практике сталкивался с такой ситуацией, когда на глаза попадается марка (её фото, рисунок, упоминание в каком-либо тексте) с экзотической надписью типа «Bollawollabongo» вместо названия страны или абсолютно непонятной и непереводимой аббревиатурой «WFVSS». Мировые каталоги в поисках не помогают, кое-где на частных или коммерческих сайтах на просторах Интернета подобное встречается, но без необходимых пояснений…

-2

И с каждым годом число таких марок растёт. И растёт чуть ли не в геометрической прогрессии!

Чем-то могут помочь коллеги-филателисты, занимающиеся таким направлением коллекционирования марок как «Филателистическая география». Но даже они иногда приходят в замешательство от подобных загадок.

В начале 1990-х годов с подачи журнала «Филателия СССР» в широкий оборот был введён термин «почтовые призраки», заимствованный, в свою очередь, из статьи журналиста А. Федяшина в 11 номере журнала за 1978 год.

Появились публикации с рассказами о марках, не вписывающихся в привычный ряд эмиссий, учтённых мировыми каталогами. Да и «марками» в рамках классической филателии можно было назвать их весьма условно.

Автором-составителем публикаций был ваш покорный слуга. Короткие заметки о том или ином выпуске необычных «марок» были плодом нелёгкого поиска информации по страницам филателистической литературы, публикациям в периодической печати, а также в самых разных книгах, от научных монографий до художественных произведений, на одиннадцати языках!

-3

Как вы сами понимаете, Интернета тогда не было, и процесс поиска проходил весьма и весьма непросто. О какой-то системе разграничения «призраков» по категориям речи не шло в силу ограниченного круга источников информации и по большей части недоступности в СССР зарубежной филателистической литературы. Но отлично помню фурор, произведённый материалами моей рукописи (в прямом смысле этого слова, написанной от руки!) в редакции журнала. Члены редколлегии столпились вокруг стола, на котором лежали записи, увлечённо их перелистывали туда-сюда и азартно тыкали пальцами в страницы, издавая при этом короткие восторженные возгласы: «О!», «Вот это да!», «А я-то думал!..», «Ничего себе!», «Смотрите, смотрите!»… В общем, рукопись осталась в редакции.

-4

В силу ряда объективных причин сам я лично в редакцию приезжать регулярно не мог, поэтому подготовку и компоновку публикаций поручили одному из членов редколлегии журнала. Признаться честно, получилось не очень. Тексты кое-где сокращались, редактура хромала, допускались непростительные опечатки (например, 1981 год в публикации о Халистане стал 1918-м!), индонезийский Ачех (Аче) превратился в Атжен... Да и сама подборка заметок оставляла желать лучшего. Вот такая история.

-5

Но время шло, современные информационные технологии всё смелее входили в повседневную жизнь. Стали доступны работы в области филателии зарубежных авторов. Постепенно многие пробелы в моих изысканиях стали заполняться новыми фактами, примерами, образцами, любопытными историями и открытиями. Вал информации просто захлестнул с головой. Стали открываться подробности многих выпусков марок и «марок». И, как оказалось, далеко не все описанные эмиссии из моей рукописи можно было в полной мере отнести к «почтовым призракам». Впрочем, те, что остались, представляли собой невероятный калейдоскоп лиц, событий, нешуточных страстей, буйной фантазии, авантюризма, «новой» географии, альтернативной истории и таких лихо закрученных сюжетов, что они вполне достойны пера Дюма или Конан Дойла!

-6

По моему глубокому убеждению, любое коллекционирование – это, прежде всего, жажда новых знаний, открытие для себя чего-то неизведанного, необычного, удивительного. Смысл жизни настоящего коллекционера – в поиске. Докопаться до истины, заполнить ярким смыслом белые пятна или развеять туман недосказанности вокруг предмета своей страсти. Узнать самому и поделиться с окружающими ранее малоизвестными или совершенно неизвестными фактами, до которых удалось добраться после напряжённых поисков, размышлений, сопоставлений и анализа колоссального массива информации. Ни с чем не сравниться чувство счастья и глубочайшего умиротворения, когда труднейшие поиски завершены и перед тобой развернулась полная картина истории экспоната любимой коллекции!

-7

А сколько всего нового узнаёшь для себя за время этих поисков! Мы, филателисты, всегда находимся в эпицентре событий истории, географии, искусства, экономики, политики, права и науки во всём их многообразии.

Я считаю, что нет бесполезных коллекций. И (в разумных пределах и правовых рамках) нет недостойных предметов коллекционирования. Не раз слышал мнение маститых филателистов, особенно старой школы, о том, что собирать нужно только официальные знаки почтовой оплаты. А вот «почтовые призраки» – мусор, недостойный внимания. Ну а собственно почему? Ведь собирая их, приобретаешь не меньше знаний. Получаешь не меньше удовольствия от поисков истины. Кроме того, сохраняешь частичку мировой почтовой (ну или околопочтовой) истории. С интересом изучаешь обратную сторону медали истинной (классической) филателии. Это как свет и тьма, день и ночь, черное и белое, правда и вымысел. Друг без друга они просто не существуют!

Заголовок статьи «Зазеркалье политической карты мира Филателии» появился не просто так. «Почтовые призраки» – из этого зазеркального Мира классической Филателии. Они отражают иную сторону политической, экономической, географической, исторической, а порой и криминальной жизни человечества.

И вот здесь встаёт вопрос, что же относить к «Почтовым призракам»? Вопрос этот не праздный. И не лёгкий, как может показаться на первый взгляд. Единого определения этого предмета коллекционирования не существует. Есть много трактовок, но ни одна из них не отражает сути таких выпусков. Это и не удивительно. Каждый, увлечённый подобной темой, определяет понятие «призраков» в силу своего разумения и широты коллекционерской души! Думаю, многим знакомо чувство собирательского зуда: хочется включить в коллекцию и это, и вот это, и еще это… Нет, нельзя?.. А хочется! А пусть будет!! Во-о-от!!!

-8

По большому счёту, термин «Почтовые призраки» подразумевает, что такие «марки» – не почтовые. Не так давно можно было даже сказать – не имеющие отношения к государственной почте. Однако сейчас почта всё активнее передаётся в частные руки. Отдельные страны начали сознательно уступают свою былую монополию на доставку почтовых отправлений частным компаниям. Яркий пример тому – Германия, где государственная почта была приватизирована в 1995 году. Но вот сообщений о приватизации монопольного права государства издавать знаки почтовой оплаты я пока не встречал. Поэтому будем говорить только о государственных почтовых марках, к коим «почтовые призраки» отношения и не имеют.

В то же время «Почтовые призраки» находятся на зыбкой границе между почтовыми и непочтовыми марками. Последние «Большой филателистический словарь» определяет как собирательное название знаков, не связанных с почтовым обращением и предназначенных для иных целей, например, для принудительного или добровольного сборов денежных средств, рекламы товаров и услуг, контроля и учёта и т.д. Ну так и «почтовые призраки» тоже не имеют никакого отношения к почтовому обращению. А, например, иные рекламные марки имеют такие витиеватые надписи, что неискушенные коллекционеры, особенно юные, принимают их за названия экзотических стран! Вот эта наклейка, например, не марка какого-то арабского эмирата, а реклама французской табачной компании, основанной в 1840 году, ровесницы почтовой марки!

-9

«Почтовые призраки» – многогранны, если так можно выразиться. Поясню свою мысль. Одна и та же «марка» «Почтового призрака» может одновременно быть фантастическим выпуском частного лица, маркой самопровозглашённого «государства» (республики, княжества, королевства, региона, области, местности, города, деревни…), несуществующей локальной почты, пропагандистским выпуском, «маркой» протеста (против чего-то там…), артимаркой и еще много чем!

Эта проблема встала передо мной во всей своей красе, когда я решил свести воедино все накопившиеся у меня материалы по «почтовым призракам». Из-за их многогранности чётко распределить их по разделам вряд ли удалось бы. Это был бы титанический и малорезультативный труд с многочисленными повторами и/или перекрёстными ссылками, что только запутало бы потенциального пользователя (читателя). Самым подходящим вариантом мне видится классический алфавитный перечень «почтовых призраков», включающий в себя надпись на «марке», её рисунок, перевод надписи или название по-русски (если надпись латиницей или другого вида письменности), географическую привязку к определённым территориям, информацию о самом выпуске, если она имеется, и ссылки на источники получения этой информации.

Для рабочей версии Перечня-определителя «почтовых призраков» на текущий момент я для себя выделил следующие эмиссии:

- с выдуманными оригинальными названиями стран, регионов, населённых пунктов.

- с названиями реально существующих (существовавших) стран, регионов, населённых пунктов, но являющиеся неофициальными (незаконными).

- с надписями, которые можно принять за названия стран, регионов, населённых пунктов, но которые таковыми не являются.

Прекрасно отдаю себе отчёт, что далеко не всем придётся по душе предложенная мной выборка эмиссий для отнесения их к «почтовым призракам». Найдутся десятки аргументов «за» и «против». Это абсолютно нормально. Вот и давайте вместе подумаем, что же это оно такое – «почтовые призраки»? Аргументированные и обоснованные предложения будут с благодарностью рассмотрены! А пока буду продолжать составлять список по своей системе.

С вами же, уважаемые коллеги, ещё до окончания работы над Перечнем буду делиться самыми интересными историями, связанными с «почтовыми призраками». Причём всё, что вы прочитаете, не моя досужая выдумка, а компиляция текстов из разных источников информации в небольшой художественной обработке для повышения «читабельности».

И в заключение – о «почтовых призраках», упомянутых в начале статьи.

«Bollawollabongo». Эти шуточные наклейки появились в 1979 году для несуществующей островной республики Боллаволлабонго в Африке. Название острова было изменено на Воллаволлабонго (Wollawollabongo) после того, как было якобы обнаружено, что существует ещё один такой одноимённый остров. Авторы «марок» достоверно не установлены.

-10

Аббревиатура «WFVSS» – это сокращение от «Whaling And Fishing Vessel´s Sulpply Service» – «Служба снабжения китобойных и рыболовных судов». Надпись на одном из фантастических выпусков Антарктического мира, выдуманного небезызвестным новозеландцем Брюсом Гренвиллом.