Какие факторы действуют в работе супервизионной группы? Благодаря чему у супервизанта расширяется понимание происходящего и происходят инсайты относительно рассматриваемого клинического случая?
Первое, что мы можем отметить, - наличествующая теоретическая база, теоретические предпочтения всех участников группового супервизионного процесса. Ведущий супервизионной группы и ее участники располагают определенными теоретическими знаниями и сопряженными с этими теориями техниками работы с пациентами.
Профессиональная оснащенность – это то, на что мы опираемся в практике, в первую очередь. Но существуют тонкие нюансы в канве происходящего на групповой супервизионной сессии, которые могут влиять на наше восприятие, менять курс движения групповой мысли.
Хочется отметить, что у каждого специалиста, как правило, есть свои излюбленные, предпочтительные теоретические подходы, теории, в рамках которых специалист чувствует себя более компетентным и к которым он обращается в собственной практике, а также участвуя в групповых супервизиях.
Теоретическое знание в этом смысле наш вдохновитель, помимо этого оно дает почву под ногами, структуру, и даже импульс, предлагая тот или иной путь, озаряя наш взгляд, подсказывает решение, намечая контуры нашего восприятия и дальнейшего высказывания в диалоге с пациентом. Любая используемая нами теория помещает происходящее в терапии как бы в определенную мизансцену, задавая роли и образы материалу сессии, определяя дальнейшее развитие коммуникации, траекторию взаимодействия с пациентом, формируя наш взгляд и отношение к происходящему.
Теоретическое знание само по себе уже прекрасно и ценно, оно может нас удивлять, вдохновлять, информировать, настраивать на нужную волну. Очень хорошо, когда мы думаем об этом, перечитываем, связываем с конкретными пациентами, фантазируем. И оно интересно еще тем, как это знание будет раскрываться в практике, в конкретных событиях сессии.
Мы никогда не знаем, какова будет траектория его движения и раскрытия в конкретной сессии именно с этим пациентом. Т.е. в любом теоретическом знании заложена еще и непредсказуемость и в определенной степени даже свобода того, как мы будем это использовать и как это будет далее раскрываться, какие ростки появятся из использования данного теоретического знания.
Особенно ярко это заметно в работе супервизионной группы. Благодаря этому явлению в каждой супервизионной групповой сессии, как правило, всегда присутствует важный аспект, в котором заключена непредсказуемость и свобода. Мы никогда с полной определенностью не знаем, что родится в сегодняшнем супервизионном пространстве, хотя вроде бы собрались те же и там же.
Можно сказать, что в любой используемой теоретической базе есть часть известная, которую мы знаем, на которую опираемся, которую провозглашаем и трактуем, а есть и неизвестная – темная сторона, которая будет раскрываться в кабинете психолога тет-а-тет с пациентом, а как предвестник этого процесса – на групповой супервизионной сессии.
И эта часть теоретического знания, темная и неизведанная, содержит дополнительный его потенциал.
Как может выкристаллизоваться и проявиться эта неизведанная сторона? Мы постоянно задаемся вопросом, делая интерпретацию или конструируя какое-то высказывание для пациента: зачем я это делаю? Этот вопрос лучше высвечивает сложившуюся в терапевтическом пространстве ситуацию, позволяя глубже понять происходящее и свою роль в нем.
Если мы еще попытаемся глубже прочувствовать ситуацию, продолжив это вопрошание попыткой понять, как я это делаю? Тогда эти вопросы позволят нам глубже ощутить бессознательное в нашей коммуникации с пациентом, то невыразимое, что мы трактуем в таких сложных концептах как «перенос» и «контрперенос».
Группа, в силу соединения в одном поле разных взглядов и точек зрения, работает как проявитель этой темной стороны теории, к которой прибегаем. Участие в этом групповом процессе постоянно заставляет нас рефлексировать и думать об используемых техниках и подходах. И мы помимо явного открываем еще нечто скрытое, невысказываемое, дословесное, какую-то новую жизнь и возможности в данном конкретном клиническом случае.
Хорошая работа супервизионной группы в сессии обязательно содержит в себе признак новой, не существовавшей жизни. Этому волновому движению учится супервизант, потом воспроизводя это в своей работе с пациентами.
Автор: Голенева Лада Викторовна
Психолог, Супервизор, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru