Найти тему

Рассказы авиамоделиста: Фристайл, часть 5. Проект ЖС "ЛК" (Летающие Крылья), 2010-2017 годы

Сразу, для простоты изложения, еще раз напомню, что "ЛК" это Летающее крыло. То есть РУ модель "бесхвостка", конструктивно которая состоит из стреловидного крыла, расположенного сзади "толкающего" двигателя, и двух килей на концах крыла. По задней кромке летающее крыло имеет две управляющие поверхности, которые по научному на летательных аппаратах типа "бесхвостка" называются элевоны. А для несведущих читателей я здесь просто приведу коротенький "ликбез":

- элевоны одновременно являются и рулями высоты, и элеронами. То есть, этими элевонами модель управляется и по высоте, и по крену, и по курсу. Для того, чтобы элевоны корректно отклонялись, необходимо только на пульте управления включить микшер, режим которого называется "Дельта".
И после настройки этого режима, и отрегулировав на пульте и модели углы и "расходы" отклонения элевонов, моделисту-"пилоту", управляющему ЛК, совершенно не надо было задумываться куда и что там на модели будет отклоняться. Летящая модель управляется стиками на пульте так же, как и обычная РУ модель самолета. А все остальное "думает и делает", настроенный в режим микшера каналов, пульт...

Этот наш, с моим товарищем Сергеем Журавлевым, совместный проект ЛК берет свое начало в конце весны 2010 года. Сергей живет в городе Острогожск Воронежской области, и это обстоятельство способствовало тому, что мы не могли так часто с ним встречаться, как нам хотелось бы. Но, это никоим образом не препятствовало нашей дружбе, нашему сотрудничеству и обмену опытом в строительстве летающих авиамоделей. А так же не мешало нам и для разработки и осуществления совместным проектов. Да и на полеты нам и по сей день иногда удается собраться вместе...

Тогда, во время нашей очередной встречи, Сергей передал мне две половинки крыла, вырезанного на своем станке из пенопласта. И при этом он мне рекомендовал склеить из них ЛК, - как он тогда мне сказал, что это будет неприхотливая, легкая и надежная многоцелевая РУ модель - и для тренировки, и для пилотажа, и для "забавы"...

Я, честно признаюсь, особого желания строить ЛК не имел. Мне ближе и понятнее всегда были модели самолетного типа. Там мне все было просто и понятно. А летающие крылья мне, еще со школьных лет, всегда представлялись весьма капризными и неустойчивыми аппаратами - у меня был негативный опыт строительства ЛК еще с тех лет.

Хотя, с того момента, как я начал работать в сервисном центре магазина Pilotage, РУ модели ЛК я собирал для продажи не единожды. Наборы для сборки ЛК в нашей торговой фирме - по своей яркой окраске, были представлены в широком ассортименте. Собирать эти модели было не сложно, ничего особенного в их конструкции не было. Крыло было изготовлено из материала ЕРР, летали эти модели хорошо, и были практически "не убиваемы", - я уже раньше об этом писал. Эти модели были фабричного производства, напрягать мозги там было не надо - просто все собрать по прилагаемой инструкции - приклеить два киля к торцам крыла, вклеить снизу две сервомашинки, прикрепить от них тяги к элевонам, и приклеить сзади готовую рамку для электродвигателя...

Пример двух (из множества других) вариантов раскраски ЛК из наборов для сборки  ЛК Pilotage
Пример двух (из множества других) вариантов раскраски ЛК из наборов для сборки ЛК Pilotage

Но, Сергей меня убедил, что построив и слетав на РУ модели ЛК, мнение о моделях такого типа у меня кардинально изменится. А как правильно расположить на модели центр тяжести и грамотно настроить управление ЛК, он обещал мне переслать на компьютер специальную методичку, где все подробно "разложено по полочкам". Разумеется, методичку я изучил, модель ЛК собрал, пульт настроил - вроде бы теоретически все было сделано правильно. Пришла пора попробовать эту "потеху" в полете. И без особой веры в успех, на очередные полеты я прихватил с собой и эту, первую в моей практике, построенную мною РУ модель ЛК...

Это было как раз в тот день, когда мы в первый испытательный полет должны были отправить еще и новую РУ модель "Рама", 7 мая 2010 года. Но первой в тот день в небо поднялась именно модель ЛК. Я тогда был очень приятно удивлен летными данными и прекрасной устойчивостью и управляемостью этой модели! Не ожидал, честно скажу...

И отношение к моделям ЛК после этого полета, у меня сразу поменялось на позитивное. Я сменил на модели аккумулятор, и на этом ЛК слетал Виктор, с которым мы всегда ездили на полеты. И он тоже остался очень доволен ее летными возможностями. Даже по этим радостным физиономиям на фото можно легко определить нашу высокую оценку полетов на ЛК...

После первого полета ЛК-1...
После первого полета ЛК-1...
И Виктор, после первого вылета на этом ЛК, тоже оценил данные этой модели...
И Виктор, после первого вылета на этом ЛК, тоже оценил данные этой модели...
А это ЛК-1 в полете.   7 мая 2010 года
А это ЛК-1 в полете. 7 мая 2010 года

Начиная с того дня, по сути и началось осуществление нашего с Сергеем проекта ЛК. Вскоре он передал мне для сборки несколько комплектов вырезанных им на его станке, из пенопласта, более "продвинутых" вариантов ЛК. Они были насколько большей площади, элевоны там надо было крепить прямо к задней кромке крыла. Такая конструкция обеспечивала еще большую устойчивость и лучшую управляемость, да и диапазон центровок - положения ЦТ (центра тяжести) на этих ЛК несколько расширялся.

Перемещая в передней части ЛК аккумулятор, можно было легко подобрать в этом диапазоне точку ЦТ, при котором модель была бы очень чувствительна к даже небольшим движением стика на пульте, а можно было бы и несколько "задубить" модель (т.е. сделать модель более дубОвой, вяло реагирующей на отклонение стика на пульте)
Нечего и говорить, что для себя (а один комплект деталей ЛК был для меня) я подобрал второй вариант - сделал свое ЛК более "дубоватое" в управлении. Так мне было легче и комфортнее на моей модели летать...

Но прежде всего, из этих комплектов я собрал два ЛК под персональный заказ наших друзей моделистов. По сути, я просто склеил крыло, кромки обклеил скотчем, навесил на крыло элевоны, и поверх крыла наклеил короба "центрального тела", которые предназначались для размещения там оборудования., и которые закрывались легко съемными пенопластовыми крышками с носовым обтекателем. В таком виде эти два ЛК и были переданы "заказчикам", а остальное они там доделывали и размещали сами, по своему усмотрению. У них была для этого полная свобода творчества. Тоже фристайл...

-6
Первые модели проекта ЖС "ЛК",  Июль 2010 года
Первые модели проекта ЖС "ЛК", Июль 2010 года

На своей модели ЛК, которая оказалась третьей в этой "серии" проекта, я так же сделал "центральное тело", и расположил в нем все бортовое оборудование, - аккумулятор, приемник и регулятор хода. С заднего торца этого "тела" крепился электродвигатель. А спереди этого тела я прикрепил съемный обтекатель, который одновременно являлся и крышкой отсека аккумулятора. Ну, и конечно, я не смог удержаться от "прикола" - этот обтекатель я увенчал вырезанной из фанеры и раскрашенной должным образом головой орла с хищным выражением "морды лица"...
Кили на своем ЛК я тоже сделал не трапецией, а фигурными, немного "птичьими".
Нет нужды говорить, что эту модель ЛК я и назвал "Орёл"...

Фотосессия с Орлом
Фотосессия с Орлом
А это Орел во всей красе.  Модель полностью готов к полетам...  2 августа 2010 года
А это Орел во всей красе. Модель полностью готов к полетам... 2 августа 2010 года
Предполетная проверка работы и соответствия отклонения элевонов...
Предполетная проверка работы и соответствия отклонения элевонов...

Ну, а вскоре, при очередном выезде на полеты, Орел совершил целую серию успешных полетов. Только успевали менять и заряжать аккумуляторы. Никаких нареканий и претензий к летным характеристикам Орла не появилось, - ни у меня, ни у Виктора. Нам очень понравилось на нем летать! Кстати, не могу не заметить, что не всем "по душе" пришлись наши полеты на Орле. Прямо в первом же полете, откуда ни возьмись, сзади к летящему Орлу пристроилась весьма грозная большая птица. Вот тут вполне подошла бы фраза - "прямо с неба свалилась"!

Я не сильно разбираюсь в породах птиц, но это был реальный хищник. Мы предположили, что это ястреб или коршун. Размах крыла у него был побольше чем у моего Орла. Сказать, что он стал атаковать Орла будет не правильно. В тот раз местный "Хозяин неба" летел следом, чуть позади и выше, буквально в нескольких метрах. Он явно рассматривал "соперника", и несмотря на мои попытки отвернуть резко в сторону, он все равно быстро пристраивался сзади. Я уже был готов к экстренной посадке рядом с нами и нашей машиной. Но, к счастью все обошлось. Хозяин неба, разобравшись в том, что мой Орел не одушевленный предмет, потерял к нему интерес, и развернувшись важно полетел с набором высоты в сторону, наградив моего Орла презрением...

Выглядел хищник, тогда сопровождавший мое ЛК, примерно вот так  (фото из интернета),
Выглядел хищник, тогда сопровождавший мое ЛК, примерно вот так (фото из интернета),

Я просмотрел в интернете фото хищных птиц воронежской области, и выше выставил фото очень похожей птицы. Тогда, а потом и позднее, - не раз, и именно на аэродроме р.п. Хохольский (Хитроу), наши пенолеты сопровождали, а иной раз даже и пытались атаковать, подобные хищники. Ну, не нравилось им, что мы вторгались в их владения со своими моделями. А вот в городе, когда летом в 2020-22 годах, я выходил по утрам полетать на школьном стадионе, то несколько раз мои легкие небольшие пенолеты подвергались уже настоящим атакам стрижей.

Они сразу, после взлета модели, с громкими "криками" вылетали неизвестно откуда (возможно из крон тополей, которые росли вдоль стадиона) и всей стаей прямо таки накидывались на модель. Проходя на огромной скорости рядом с медленно летящей моей моделью (а атаковали они модель всегда сзади) иногда ударяли в крыло - скорее всего клювом. Это происходило так стремительно, что трудно было заметить, чем стриж бьет своего "врага"... Но, надо честно признать, вреда они не принесли, да и атаки такие были не всегда, - иной раз стрижи, хоть и летали рядом, но на таран не шли. Кружили они стаей вокруг летящей модели, но держась от нее на некоторой дистанции... Но то, что они были недовольны - это факт. И хоть я не знаю птичьего "языка", но по возбужденным и громким крикам стрижей было вполне понятно, что они возмущены до глубины своей птичьей души.

Стая стрижей атаковала легкий  биплан "Сева-2" над школьным стадионом. Июль 2021 года
Стая стрижей атаковала легкий биплан "Сева-2" над школьным стадионом. Июль 2021 года

Однако, я немного отклонился от темы летающих крыльев. Следом за Орлом я собрал ЛК-2 для Виктора. Теперь мы оба одновременно могли летать каждый на своем ЛК. Модель для Виктора имела некоторые отличия от моего Орла - более обтекаемая носовая часть центрального тела, измененные по форме
и месту расположения вертикальные кили. В такой конфигурации ЛК-2 получилось по весу легче Орла, да и ЦТ по просьбе Виктора я несколько сдвинул назад - увеличив маневренность модели в полете.

ЛК-2
ЛК-2
Старт РУ модели ЛК-2.  Эта модель под управлением Виктора творила в небе чудеса!
Старт РУ модели ЛК-2. Эта модель под управлением Виктора творила в небе чудеса!
ЛК-2 в полете...
ЛК-2 в полете...

Вслед за ЛК Орел и ЛК-2, я приступил к сборке очередной модели нашего проекта летающих крыльев. По ряду причин (отсутствие на тот момент соответствующих свободных двигателей и регуляторов к ним), на ЛК, которое я уже практически собрал, я решился поставить двигатель несколько "слабее", чем требовался. На тот момент у меня был как раз один такой свободный и нигде не задействованный двигатель. Стало быть, построенное ЛК уже изначально должно было стать не таким скоростным как Орел и ЛК-2...

Поэтому я решил немного "приколоться", и сделать ЛК - тихоход. Разумеется, условный тихоход... Я мысленно уже окрестил его "попугаем", и сделал на нем цветным скотчем соответствующую пеструю и яркую раскраску. А когда уже все было готово, то решил "пойти" немного дальше. И из пенопласта вырезал и оформил для этого ЛК контурную голову известного всем по мультфильму знаменитого попугая Кеши. Ну, и закрепил ее в носовой части, на обтекателе центрального тела ЛК. Так у меня и родилась новая РУ модель ЛК "Кеша", - все в рамках проекта ЖС, разумеется...

Знакомьтесь, это Кеша!
Знакомьтесь, это Кеша!
РУ модель ЛК "Кеша"
РУ модель ЛК "Кеша"

На ближайших полетах Кеша поднялся в небо. И так же прекрасно, устойчиво и красиво летал. Да, скорость у него была поменьше, чем у Орла и ЛК-2, но меня это абсолютно не напрягало. Летные качества Кеши были на достаточно хорошем уровне. В общем, прикольная и забавная модель получилась, по сути игрушка. Я уже в начале цикла статей Фристайл писал, что мне в этот период ничто и никто не мешал думать и делать то, что мне заблагорассудится! Полная свобода творчества! Одно слово - Фристайл...

Подготовка Кеши к очередному полету.  Октябрь 2010 года
Подготовка Кеши к очередному полету. Октябрь 2010 года

Немного позднее, в ущерб внешнему виду (а перед кем мне на пустом поле аэродрома было красоваться?!), но для улучшения аэродинамики Кеши, голову я все же снял, и несколько видоизменил передний обтекатель центрального тела. Облик попугая у этой модели, конечно, сохранился, так же, как и сохранилось название этого ЛК, только теперь он стал "Кеша-М". Кроме того, на Кеше-М я заменил и двигатель, - поставил мотор помощнее. Теперь Кеша-М свободно мог крутить и "петли", и "бочки", и крутые виражи... В общем, по качеству полета Кеша-М вполне стал достоин известной фразе из мультфильма:
- Прилетаю я как то раз на Таити... Вы никогда не были на Таити?..

Позднее, претерпел доработку и мой Орел. Я и с него снял орлиную "голову", и переделал носовой обтекатель на более аэродинамически совершенный. При этом вес модели уменьшился, а аэродинамика улучшилась. А обе "головы" - Орла и Кеши до сих пор у меня хранятся, как напоминание о том беззаботном и веселом времени Фристайла...

Модернизированный Кеша (Кеша-М)
Модернизированный Кеша (Кеша-М)
Кеша-М  в полете
Кеша-М в полете

Последующие модели ЛК я собирал с учетом опыта постройки этих вышеописанных моделей. Вся технология сборки была уже отработана на предыдущих моделях ЛК, сложностей и проблем с ними у меня не возникало.
И никаких "украшений" в виде птичьей головы я больше не делал, - все было просто, надежно, и удобно. А заготовки для ЛК вырезались по одним и тем же лекалам, и их аэродинамическая и геометрическая крутки (изменение формы и установочных углов профиля крыла по всему его размаху) были реально совершенными. И это доказали многочисленные и безаварийные полеты всех наших ЛК. Хотя иной раз на них в небе мы вытворяли такие "кренделя", или вылетали в такой сильный ветер, что до сих пор не верится - как они это выдержали!

Основные части модели ЛК перед окончательной сборкой. Все просто  и надежно до гениальности...
Основные части модели ЛК перед окончательной сборкой. Все просто и надежно до гениальности...
-22
-23
-24
Различные варианты  нашего совместного проекта ЖС  ЛК
Различные варианты нашего совместного проекта ЖС ЛК

Несмотря на некоторые мелкие различия, - в основном в конструкции и форме "центрального тела" ЛК, все эти модели, как я уже упоминал, имели одну и ту же проверенную жизнью форму и профиль крыла. И это было очень важно...
И как бы я этого не понимал, но один раз я все же "лохонулся". И вот как это произошло. На одном из комплектов вырезанных крыльев, случайно, и разумеется не мною, была раздавлена концевая часть одного из крыльев. Просто тупо раздавлен пенопласт чем то тяжелым... (скорее всего при уборке мастерской)

Я посмотрел, повертел в руках это поврежденное крыло, - ну вот и что с ним теперь делать? И принял решение - а что если поврежденную часть просто срезать, а затем так же срезать концевую часть и второго полукрыла. Тогда получится просто немного урезанное по размаху крыло. Ну и что? Полетит, куда оно денется, тем более что размах крыла, после его обрезки, не сильно то и уменьшится. Решено, - обрезаю и собираю ЛК... И собрал, вот оно на следующем фото:

РУ модель "Куцее крыло"
РУ модель "Куцее крыло"
ЛК "Куцее крыло" с открытой крышкой аккумуляторного отсека
ЛК "Куцее крыло" с открытой крышкой аккумуляторного отсека

А что, и ничего модель получилась, вполне симпатичное ЛК, хоть и немного куцее. Как говорится - ничего лишнего, удобное в эксплуатации и вполне совершенных аэродинамических форм.. Кили на этой модели я сделал съемные, чтобы меньше места при перевозке занимало. Все просто и надежно. Но, это так думал я. А вот жизнь доказала обратное...

Первый сюрприз эта модель мне преподнесла в первом же полете. Взлетело ЛК хорошо, и вполне устойчиво и красиво летело. Но, при одном из резких маневров модель как то "кувыркнулась", но я тут же подправил полет. Все обошлось. Тогда я не придал этому значения, подумал - видимо где то немного "зарулился", бывает... Потом еще, в последующие летные дни, как то раза два еще какие то странные кульбиты при резких маневрах эта модель делала. Но, я справлялся, ничего страшного. Подрегулировал установочные углы элевонов, и немного подкорректировал их расходы, сдвинул немного ЦТ. И эта модель, как и другие наши ЛК (Орел, ЛК-2 и Кеша) стала завсегдатаем на всех наших полетах. правда, не надолго...

Подготовка к полетам. Первыми на разведку погоды, как всегда, в небо уйдут наши модели ЛК...
Подготовка к полетам. Первыми на разведку погоды, как всегда, в небо уйдут наши модели ЛК...

В одном из полетов, при очередном маневре, эта куцая модель так кувыркнулась, что я не смог ничего понять и сделать! Беспорядочно кувыркаясь на "спине", она устремилась к земле, а на отклонение рулей реагировала своеобразно - меняла свое "кувыркание" из одной в другую сторону. Это было чем то похожим на плоский штопор, да еще и в перевернутом положении. В общем, какая то абракадабра. Единственно, что я тогда сообразил и успел сделать - это полностью убрать газ двигателю. Модель плашмя шлепнулась в траву, причем недалеко от меня. Я подошел, взял ее в руки и осмотрел. Она была целая, никаких серьезных повреждений не было видно, все элементы модели были на своих местах, и ничего не отвалилось.

Тогда я, держа ее в руках "поработал" элевонами и газом, - и плавно, и резко. И самое интересное - все работало корректно и безотказно! Хоть снова стартуй в небо... Но, я тогда предположил, и не безосновательно, все проблемы этого ЛК в нарушении его аэродинамики. Именно из за укороченного размаха крыла модель была подвержена, при каких то определенных условиях, к элементарному "срыву".

Чтобы больше не испытывать ее судьбу и не подвергать риску повреждения ее бортового оборудования, я решил просто больше на этой модели не летать. Тем более, что летать было на чем, и при том в избытке... Вернувшись в мастерскую, я снял с нее всю "начинку", и убрал модель на стеллаж. Что то с ней делать или переделывать я отложил "на потом". А это "потом" так и не наступило, и летная жизнь этого ЛК после того падения в траву, завершилась...

Что еще хочу добавить по теме нашего проекта ЛК - до конца моей работы в ДИОЛ, и даже немного позднее, - когда мы выезжали на полеты, одна, а чаще две модели ЛК (Орел и ЛК-2) всегда были в нашем арсенале. И более того, именно с ЛК мы всегда и начинали свои полеты. Причина тут была проста - это были прекрасные и безотказные разведчики погоды. По их полету всегда было видно наличие, направление и сила ветра на высотах, на которых мы обычно летали на своих моделях. А заодно, выполняя первый вылет на ЛК, как то непроизвольно каждый из нас проходил небольшую "разминку и тренировку". ЛК были самыми подходящим для этого моделями...

Наши ЛК всегда в готовности №1...
Наши ЛК всегда в готовности №1...
Наш совместный с Виктором полет на летающих крыльях. В кадр попала только модель ЛК-2, а Орла не видно...  Аэродром Гремячье, май 2011 года
Наш совместный с Виктором полет на летающих крыльях. В кадр попала только модель ЛК-2, а Орла не видно... Аэродром Гремячье, май 2011 года

В рамках этого проекта, в период 2010 - 2011 года, я собрал более десяти моделей ЛК. О первых собранных моделях ЛК я уже рассказал в этой главе. Эти модели летали все последующие годы на всех наших совместных выездах на полеты. И не было у нас ни одного лётного дня, когда бы эти ЛК не поднялись в небо. Как правило, мы с Виктором взлетали сразу на двух моделях, - каждый на своей. Вот как раз на представленном выше снимке они и лежат все три, - самые летучие, проверенные и надежные.

Остальные модели ЛК из всех собранных мною ушли в разные, но надежные руки. И ко мне в ремонт ни одна модель ЛК не пришла. Самым долгожителем из всех моих ЛК оказался Орел. Он и сейчас цел, и находится у меня дома. Правда, все оборудование с него снято. А свой последний полет Орел совершил в один из погожих осенних дней начала сентября 2017 года - в Малышево, близ микрорайона Шилово. На этом поле в те годы иногда собирались и летали местные авиамоделисты...

К тому времени, в 2017 году, Орел после мелкого косметического ремонта и по сей день, выглядит именно так, как и на фото, которое я привожу ниже. И я думаю, для читателей он должен быть вполне узнаваемым. Несмотря на большой налет и вполне солидный возраст (более 13 лет!) для пенопластовой модели, которая, надо признать, очень интенсивно эксплуатировалась, ее летные качества хуже не стали. На Орле за эти годы только несколько раз, по разным причинам, менялись двигатели, винты и сервомашинки, ну и носовой обтекатель центрального тела. Но, эти замены были вызваны чисто техническими причинами. А само крыло и элевоны остались все те же. То есть, аэродинамические характеристики остались прежними...

ЛК Орел перед полетами в Малышево, 11 сентября 2017 года...
ЛК Орел перед полетами в Малышево, 11 сентября 2017 года...
-32
ЛК Орел в полете, 11 сентября 2017 года
ЛК Орел в полете, 11 сентября 2017 года
 Орел прощается с небом...  После полетов в Малышево.  Сентябрь 2017 года.
Орел прощается с небом... После полетов в Малышево. Сентябрь 2017 года.