Глубокая, сильная, бьющая до боли книга. Именно так можно кратко охарактеризовать роман аргентинской писательницы Клаудии Пиньейро «Элена знает». Это очень непростая история. Но очень нужная и определённо важная.
У Элены умерла дочь. Если точнее, её нашли повешенной на колокольне местной церкви. Все твердят, что Рита совершила самоубийство, но Элена знает правду... Она знает, что её дочь точно не смогла бы этого сделать. Её дочь никогда бы не приблизилась к церкви в бьющую молниями ночь. Она знает, что её дочь никогда бы не осмелилась подняться к колокольне. И все же Рита была там. Тело болталось на веревке, а веревка — на той самой балке, к которой крепился бронзовый колокол.
Все вокруг сочувствуют Элене, но ей не нужно их сочувствие, ей нужно только одно — чтобы её выслушали, чтобы поверили в то, что Рита абсолютно точно не могла сделать этого с собой.
А еще Элена страдает. Невыносимо страдает. Но не только из-за смерти дочери. Элена больна болезнью Паркинсона. Болезнью коварной, злой и неумолимой. Болезнью, которая забрала её в свое рабство. И хоть Элену и не трясёт, как многих других, столкнувшихся с этим беспощадным недугом, жизнь её нестерпима. Она с трудом передвигается — ноги просто не слушаются её; она не может разогнуть шею — атрофированные мышцы тянут её голову вниз; изо рта постоянно льется слюна, а каждый поход в туалет — это одновременно и мучение и унижение.
И вот она отправляется в путь. К единственной женщине, которая могла бы ей поверить и помочь. Поверить, что Рита не умерла сама, и помочь донести это до других. Так она считает. Элена принимает таблетку. Ждет, пока таблетка растворится и начнет циркулировать по ее телу, доберется до ног, и те наконец поймут, что должны начать движение. Затем она кладет обе ладони на бёдра, составляет ступни вместе так, чтобы в коленях образовался прямой угол, потом закидывает правую руку на левое плечо, а левую руку — на правое, начинает раскачиваться туда-сюда, ловит импульс и встаёт. Подняться, перенестись вперёд в воздухе, опуститься. Вот и всё. Вот в этом сейчас и состоит ее задача. Идти вперёд, чтобы повидаться с женщиной, которую она не видела много лет, чтобы поговорить с единственным в мире человеком, которого, быть может, сумеет убедить ей помочь — в обмен на прощение давнего, почти забытого долга.
На самом деле Клаудиа Пиньейро сконструировала своего рода сюжетную ловушку, в которую читатель, сам того не осознавая, попадает буквально с первых страниц. Нет, никакой это не детектив, хотя расследовать преступление всё же придется. Всё гораздо сложнее, чем кажется.
Это действительно мастерски написанный роман, который настолько бьёт по эмоциям, что порой его просто невыносимо читать. Он очень неуютный, телесный и безнадежно драматичный. Плотный, ёмкий текст будто бы вторит героине-рассказчице, Элене, повествуя о том, как страдающие родители, к которым никто никогда не был добр, переносят своё страдание, свою боль и злобу на собственных детей; о том, что никто никогда не может точно знать, в чем заключено счастье другого человека. Что жизнь — она у каждого человека разная. Что мечты и желания — у каждого свои. И что совершить зло по отношению к другому человеку можно даже абсолютно этого не осознавая.
Кто же в конце концов убил Риту? Ответ на этот вопрос отчетливо выписан между строк. Нужно всего лишь его заметить.
Издательство «Дом историй» выпустило эту книгу в сотрудничестве с благотворительным фондом «Движение — жизнь», созданным для помощи пациентам с болезнью Паркинсона на разных этапах заболевания, а также для поддержки их родственников.
С вами была Гузель Зиятдинович. Любите книги и литературу? Подписывайтесь на «Короче, о книгах»! Еще больше книг в Телеграм!