Найти тему

Почему люди в депрессии слушают грустную музыку

Последнее время я слишком много читаю психоаналитической литературы. Мне очень интересно и познавательно, но есть один нюанс в таком времяпрепровождении: рассказать что-то в соцсетях мне нечего. Не психоаналитикам это все не интересно и мало полезно. К счастью, со мной рядом живет не психолог, который изредка подбрасывает мне любопытное, что может быть интересно не только мне, но и читателю моего блога. Из последнего это статья Скотта Александера о том

почему люди в депрессии слушают грустную музыку.

Даю сразу ссылку на оригинал, если кому будет интересно почитать полную версию от автора, здесь же я, как всегда, делюсь только тем, что меня заинтересовало. Эта публикация не претендует даже на вольный перевод.

Singing The Blues - by Scott Alexander - Astral Codex Ten

Итак, в статье автор задается вопросом почему люди, находясь в депрессии, слушают грустную музыку, ведь вполне логично, что она не поднимает настроение, скорее поддерживает грусть-тоску. Он упоминает исследование, в котором проводился опрос о музыкальных предпочтениях людей в депрессии, и они утверждали, что грустная музыка помогает им чувствовать себя лучше и расслабленнее. Однако, это противоречит другим исследованиям, согласно которым, грустная музыка на самом деле ухудшает настроение.

Получается, что в депрессии человек сознательно делает то, что ему вредит. Скот Александер выдвигает гипотезу о некоторой «поломке» регуляции настроения. Он приводит аналогию между поведением человека в депрессии и тем, как ведет себя наш организм. В норме мы стремимся к гомеостазу. Есть некая заданная нормальная температура тела (36,6) и организм постоянно к ней стремится. Мы испытываем холод и сознательно делаем то, что поддержит нашу температуру тела – одеваемся. Потоотделение при жаре и дрожь, чтобы согреться – то, что делает тело уже без нашего сознательного участия, чтобы сохранить этот гомеостаз (то есть состояние в норме).

Однако, когда мы сталкиваемся с вирусом, у нас поднимается температура, и происходит некоторый парадокс – у нас 39, но мы дрожим и нам холодно! Мы пытаемся согреться и натягиваем на себя одеяло. Но как нам может быть холодно при 39? Автор предполагает, что происходит «сбой», «поломка», которая заставляет нас делать то, что не логично, не полезно.

Еще один пример от автора, это анорексия, когда человек ошибочно воспринимает свой вес как высокий и не хочет есть. В организме будто что-то ломается и заставляет воспринимать свой крайне низкий вес как нормальный и стремится его сохранять. То есть за точку гомеостаза, которую нужно поддерживать и возвращаться к ней, берется на самом деле крайне ненормальное значение!

Автор говорит о ​​концепции теории контроля, которая, по его мнению, объясняет, как организм регулирует заданные значения для различных функций организма, таких как температура или вес. У людей с депрессией может быть так же нарушена система регуляции настроения, которая вынуждает их искать занятия, которые поддерживают или даже усугубляют их печаль. В депрессии мозг может подталкивать человека к тому, чтобы чувствовать необходимость поддерживать аномально плохое настроение, подобно тому, как мозг человека с лихорадкой заставляет его дрожать, поддерживая высокую температуру.

Еще одна мысль автора как происходит «поломка» в случае с депрессией.

Он высказывает гипотезу о том, что здесь имеет значение так называемая «гедонистическая беговая дорожка». Как в случае со счастьем – сначала очень счастливы, эйфория, а потом попросту привыкаешь. Так и тут сначала печаль не норма, но день ото дня как бы привыкаешь, и в какой-то момент организм решает – «Вот это наша норма, будем поддерживать!»

Когнитивно-поведенческая терапия и поведенческая активация безусловно помогают в борьбе с депрессией, однако, не дают стройных объяснительных концепций – а все же почему грустная музыка? И может ли система естественным образом перекалибровать себя обратно до правильных значений, что привело бы к выздоровлению и нормальному весу в случае анорексии?

На первый вопрос автор будто бы ответил, но на второй отвечает так: определяющие факторы для этого процесса повторной калибровки четко не определены. И более того, он приводит примеры процессов, которые должны были бы действовать по аналогии – то есть «ломаться», но этого не наблюдается.

Но я бы не была слишком строга – взгляд на депрессию интересный, к тому же сам автор определяет эпистемологический статус своей статьи как спекулятивный.

Мне как психологу эта версия кажется весьма полезной в практическом отношении. Работая с клиентами, которые продолжают упорно «слушать грустную музыку» - можно предложить эту гипотезу. «Не важно почему «сломалось», может быть поэтому, но можно делать по-другому и не усугублять свое состояние». То есть условно говоря – «не слушать грустную музыку».

У кого-то из коллег на семинаре, наверное, услышала о том, что

«Сейчас в своей работе с клиентами с депрессией я порой «жертвую» когнитивной работой несколько первых сеансов в пользу техник из позитивной терапии».

Я больше про ОРКТ, в котором не меньше ресурсного, и мой опыт показывает, что в среднесрочной перспективе это может быть оправдано. Формируя новые привычки – информационная гигиена, концентрация на том, что уже в жизни хорошо, три приятных события и т.д., у клиента появляется ресурс и дальнейшая работа по когнитивной реструктуризации и поведенческой активации может быть эффективнее.

Подписывайтесь на мои каналы в соцсетях:

Для коллег психологов (телеграмм-канал).

Записаться ко мне на консультацию на сайте психологов б17.