Найти тему
Крит с оливковым маслом

Критская "Мафия": как тут мужики, и мой муж в частности, дела делают.

Ни капитализм с рыночной экономикой, ни коммунизм никогда не победят на Крите, потому что тут свой уклад. Все решают связи, хорошие отношения и добро, умножающее добро (в большинстве случаев, есть и исключения,везде люди живут). Самый южный остров Греции традиционный и самобытный. Так жили прадеды, так живут и современные критяне с небольшой лишь поправкой на технический прогресс.

Кто со мной давно, знают, что мой муж Янис фермер, производит оливковое масло. А сейчас сюрприз - и не только! Оливковые деревья - это ещё и дрова. Потому что за ними нужен уход, как за волосами или ногтями. Каждый год после сбора урожая Янис подрезает оливы. Сухие, ненужные дереву ветки идут на дрова. В первую очередь нам, но и на продажу остаётся.

Тонна дров: полный кузов пикапа с прицепом (фото автора)
Тонна дров: полный кузов пикапа с прицепом (фото автора)

В эти выходные мы ездили продать тонну дров (это целый пикап плюс прицеп) в одну горную таверну. У таверны нет ни таблички, ни официального названия. Между собой ее называют "Мафия". Туда ходят только свои и друзья своих. И этих своих очень много, иногда лучше бы столик зарезервировать заранее.

В таверне есть камин (фото автора)
В таверне есть камин (фото автора)

И печка-буржуйка (фото автора)
И печка-буржуйка (фото автора)

В таверне и камин, и печка-буржуйка, тепло и уютно зимой. Очень дрова нужны. Вообще по-домашнему. Меню нет, цен тоже. Принесут все, что приготовили сегодня, из этого и выбираешь или просто ешь сразу всё. Еда тоже очень похожа на домашнюю. Например, в этот раз нам среди прочего предложили омлет и холодец (да, тут тоже есть холодец).

Совсем по-домашнему: угощают омлетом
Совсем по-домашнему: угощают омлетом

Другие закуски. Нашли холодец? Нигде больше  из тех таверн, где я была, холодец не подают. А очень хотелось (фото автора)
Другие закуски. Нашли холодец? Нигде больше из тех таверн, где я была, холодец не подают. А очень хотелось (фото автора)

После обеда начинается мужская игра: сколько я должен? Да нисколько, друг! На хоть полтинник! Да много! Да возьми! А может и не взять. Упрется и ни в какую. Тогда надо снова прийти и уже точно заплатить и побольше.

Янис знает владельца Манолиса лет 20, помню, приходили сюда ещё в первый год моей жизни на Крите. Но особенно активно мы там обедали в праздники, потому что встречали новый год в горах. Так и платили "донейшн", иногда и ничего. Слово за слово, договорились Янис с Манолисом о дровах. Тут вообще нередко так, ты мне - я тебе, так это по понятиям, правильно. Так и покупают друг у друга товары и услуги.

А находят друг друга в том числе вот в таких тавернах. Неслучайно она называется "Мафия". Нетворкинг там процветает. Греки народ общительный, где поели, там и познакомились. И необязательно вино пить, можно и кофе. Лишь бы был повод беседу поддержать, а там уже узнали друг друга получше и о делах договорились. Разные дела, наверняка, неслучайно же "Мафия". И всем хорошо, все любимым делом заняты и сыты при этом, и в тепле.

В ожидании еды сын 8 лет нарисовал на скатерти машину дров (фото автора)
В ожидании еды сын 8 лет нарисовал на скатерти машину дров (фото автора)

Как зашла речь о том, сколько стоит тонна дров, Янис тоже начал в эту игру играть "нисколько - да на возьми". Так и не знаю, кто кому сколько денег дал, но в тот день, кроме нашей семьи, ещё три мужчины, женщина и двое детей отобедали.

Так что уверенно скажу, все в мире придумали греки, в том числе донейшн и нетворкинг.

Мария Петрова

Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал "Крит с оливковым маслом", заглядывайте в телеграмм, там ближе. А самые дерзкие велком в нельзяграм