Найти тему
Хроники св. Женевьевы

Ни слова о Гюго или Собор Парижской Богоматери

В течение всего 2013 г. в Париже отмечали 850 лет с даты закладки первого камня Собора в 1163 г. по инициативе епископа Мориса Сюлли. Французы выпустили специальную почтовую марку, монеты и медали, проводили множество конференций, выставок и особенно много концертов, где исполнялись самые ранние христианские произведения, григорианские песнопения и современные симфонии.

 Рисунок Жоржа Редона1899 года. Звон колокола Эммануэль
Рисунок Жоржа Редона1899 года. Звон колокола Эммануэль

К этой же дате была приурочена установка 8 новых колоколов. Все колокола имеют имя, самый старый, 1682 г., главный колокол сегодняшнего Собора зовут Эммануэль, он на южной, ближней к Сене башне. Он избежал переплавки на ядра в дни революции, вероятно из-за своего веса в 13 тонн, он редко звучит сегодня, только по самым важным событиям, его берегут: 15 апреля 2020 г Эммануэль отметил печальную годовщину недавнего пожара. Колокола, установленные в XIX в. на замену уничтоженным, диссонировали с ним, а новые изготавливались по древней технологии и настраивались по звуку Эммануэля.

Winslow Homer. Gargoyles at Notre Dame (1867). Уже знаем, что это химеры.
Winslow Homer. Gargoyles at Notre Dame (1867). Уже знаем, что это химеры.

У Нотр-Дам всегда много туристов, до пожара (2019 г., кто бы мог подумать, что такие здания могут гореть в XXI в.!) очереди были и на вход в собор, и на подъем на башни, там действительно можно сделать каноническое фото химеры на фоне города. Тут сразу скажу, хоть и боюсь кого-нибудь разочаровать, а такие случаи бывали, что нынешние химеры - творения XIX в., несколько скульпторов ваяли их по задумке главного реставратора Собора Виолле-ле-Дюка. А гаргульи это водостоки.

Но тут апсиды не видно, с ее ребрами-аркбутанами и вызывающих розовых деревьев
Но тут апсиды не видно, с ее ребрами-аркбутанами и вызывающих розовых деревьев

Изредка, не в сезон можно было попасть в Собор без очереди и побродить внутри в относительной тишине, прикоснуться к почти 900-летним стенам. Или обойти его вокруг, найти Красную дверь со стороны ул. Клуатр Нотр-Дам, где находился квартал каноников. Через эту дверь служители заходили в Собор. Или найти цветущие, если весна на дворе, сакуры с южной, самой живописной стороны.

Площадь перед Собором в 1750. Баптистерий вот, слева.
Площадь перед Собором в 1750. Баптистерий вот, слева.

Южный портал Собора посвящен св. Этьену, ему же была посвящена и первая на этом месте базилика, построенная задолго до Собора, примерно в IV-VI вв. Рядом возникла еще одна, первая церковь Богоматери и небольшой баптистерий Сен-Жан-ле-Рон. При постройке Собора первые две церкви были снесены, а баптистерий еще долго лепился к северной стене Нотр-Дам, до сер. XVIII в. На его ступенях, как говорят, был найден подкидыш, вошедший в историю под именем д’Аламбера.

Тимпан портала Страшного суда
Тимпан портала Страшного суда

Любой готический собор можно читать как книгу, на парижском найдем обезглавленных в революцию царей иудейских (оригинальные головы были найдены и хранятся в музее Клюни), епископов и святых, все 12 месяцев и связанные с ними работы, знаки зодиака, пороки и добродетели, сцены Ветхого и Нового завета. Главный портал представляет картины Страшного суда. Там чудесная сцена взвешивания душ, где чаша ангелов перевешивает, но черти уже толкают лапками в спину целую толпу перед собой. Левый портал посвящен Богородице, а правый ­– св. Анне. Кстати, фигуры были окрашены и позолочены, представляете, какое богатство красок на порталах и какое впечатление они производили?

Charles-Louis Müller, Праздник Разума в Нотр-Дам 10 ноября 1793 (1878)
Charles-Louis Müller, Праздник Разума в Нотр-Дам 10 ноября 1793 (1878)

К середине XIX в. Собор являл печальное зрелище. Объявленный Революцией храмом Разума, с почитанием богини Разума в исполнении актрисы парижской Оперы Анжелики-Терезы Обри (которую некоторые русскоязычные авторы называли «глупенькой актрисулькой» (тут автор, т.е. я, выражает крайнее неудовольствие таким определением), а другие авторы, вроде Бунина искали ее могилу и переживали по поводу ее несчастной судьбы, см. рассказ «Богиня Разума»), разграбленный и лишенный многих скульптур и шпиля, превращенный в винный склад, Собор ветшал.

Edward Duncan. Нотр-Дам с левого берега. Yale Center for British Art 1839, Значит, еще до реставрации
Edward Duncan. Нотр-Дам с левого берега. Yale Center for British Art 1839, Значит, еще до реставрации

Париж же переживал Наполеона, проводившего здесь коронацию в 1804, для чего Собор был наскоро был подретуширован и декорирован, реставрацию монархии, Июльскую революцию, нанесшую большой ущерб сокровищнице и уже даже возникли мысли об его сносе, когда в 1831 г. вышел один роман, сыгравший решающую роль в судьбе Собора, привлекший внимание общественности к его разрушению, и, в итоге, повлиявший на принятие решения о необходимости его реставрации.

Amrita Sher-Gil. Notre Dame. 1932
Amrita Sher-Gil. Notre Dame. 1932

Не беру на себя смелость описывать Собор, его интерьеры и памятники (и то сказать, более 2 сотен работ нашлось, только на французском), к тому же я все время на какой-то пафос невнятный сбиваюсь, ну его совсем, расскажу лучше, что происходило в Соборе интересного, кроме всем известных венчаний, отпеваний, крестин и немногих коронаций.

Тавик Франтишек Симон. Роза Нотр-Дам. Только вот не могу понять какая
Тавик Франтишек Симон. Роза Нотр-Дам. Только вот не могу понять какая

В 1198 году Эд де Сюлли, преемник епископа Мориса, основателя Собора, запретил проведение по церквям «Праздника шутов» (дураков или пьяных дьяконов), прообраза масленичного карнавала, заключавшего в переворачивании наизнанку мессы и всех церковных обрядов. Но он все равно проходил еще лет 300.

В 1248 капитул Норт-Дам позволяет болеющим оставаться в Соборе даже ночью в ожидании исцеления, вход в церковь должен был быть освещен десятью лампадами.

Жан. Фуке. Часослов Этьена Шевалье. Сошествие св. Духа. Музей Метрополитен.
Жан. Фуке. Часослов Этьена Шевалье. Сошествие св. Духа. Музей Метрополитен.

До XV в. в Соборе в праздник Троицы из-под сводов выпускали голубей, сбрасывали цветы и сладости.

Вот тут не совсем понятно и скорее всего преувеличено: в 1357 г., во время всей истории с Этьеном Марселем, горожане преподнесли в дар Собору свечу, длина которой равнялась длине городских стен, чтоб горела днем и ночью. И ведь пишут без кавычек даже. Уверена, что среди подписчиков есть знатоки, которые могут прояснить эту свечу, очень интересно.

Vue intérieure de Notre-Dame (1789) Jean-François Depelchin (French, 1770 - 1835) Вот так располагались "майские" картины. Было их 73, некоторые погибли, некоторые Виолле-ле-Дюк убрал из Собора
Vue intérieure de Notre-Dame (1789) Jean-François Depelchin (French, 1770 - 1835) Вот так располагались "майские" картины. Было их 73, некоторые погибли, некоторые Виолле-ле-Дюк убрал из Собора

С сер XV в. корпорация ювелиров тоже делала подношения в Собор, но более понятные. Сначала по весне приносили майской дерево, потом стали приносить картины, заказанные у первейших художников. Сегодня в Соборе всего 29 капелл, по периметру, а было 45, некоторые исчезали или объединялись. Самые древние, как я понимаю, с XIV в. – за алтарем. А капелла ювелиров самая первая справа от правого входа (т.е. от портала св. Анны), там сегодня как раз можно увидеть одну из этих «майских» картин – «Побивание камнями св. Стефана» Шарля ле Брена.

«Побивание камнями св. Стефана» Шарля ле Брена.
«Побивание камнями св. Стефана» Шарля ле Брена.

В 1728 г. предположительно банда Картуша устроила в Соборе на Пасху давку. Разбойники спрятались на верхних ярусах, начали бросать оттуда мусор и кричать, что свод обваливается, все, понятное дело, бросились к выходу, несколько человек погибло, а бандиты в толпе собирали по карманам добычу.

Renou, Laurent. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet Это, конечно, макет, колонна лежит в музее 4-мя отдельными блоками
Renou, Laurent. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet Это, конечно, макет, колонна лежит в музее 4-мя отдельными блоками

В 1711 при работах по перестройке алтаря Собора, производимых по приказу Людовика XIV во исполнение обета его отца, рабочие нашли большую колонну, состоящую из 4 блоков, поставленных друг на друга. На колонне были изображения галльских и римских богов и посвятительная надпись Юпитеру и императору Тиберию от корабельщиков земли паризиев. Предполагают, что находка свидетельствует о расположении на этом месте римского, а то и галльского святилища, есть теории, что колонна могла стоять при входе в порт или служить еще для каких целей. В любом случае, это самый ранний памятник, найденный на острове Сите. Сегодня его можно увидеть в музее Клюни под названием Столп корабельщиков (LE PILIER DES NAUTES).

Notre-Dame, vue de la rue de l’Hôtel-Colbert (1880)_Emile Antoine Guillier (French, 1849 - 1883)
Notre-Dame, vue de la rue de l’Hôtel-Colbert (1880)_Emile Antoine Guillier (French, 1849 - 1883)

Ну вот, спасибо, если дочитали, и то это еще, конечно, не все, что даже я могла о нем написать, 2 интересных сюжета уже не вошли, буду рассказывать в телеграм в ближайшее время, а так-то там много других историй. А здесь дальше предлагаю немного изучить окрестности Собора на острове Сите, поискать, что осталось от Средневековья и больницу Отель-Дьё.