В этой статье поговорим о том, как защитить свой бизнес от монополии сотрудников и как для этого нужно взаимодействовать с командой.
Собранные вами люди — это костяк бизнеса. На старте возникают такие отношения, когда не только команда зависит от владельца, но и владелец — от команды. Эта зависимость сто процентов с каждым днём будет расти. И здесь важно не перейти черту.
Вам нельзя допустить, чтобы уход одного человека смог полностью разрушить ваш бизнес. Потому что без него всё перестанет работать. Или он может уйти и реализовать вашу идею на стороне с другой компанией.
Как не зависеть от одного сотрудника?
Как быть? Как не перейти эту черту? Всё просто. Старайтесь распределять задачи. Не создавайте такие условия, чтобы один человек стал незаменимым. Например, если вы разрабатываете сложный продукт, введите в контекст и погрузите в процесс дополнительного человека. Чтобы в дальнейшем, если один специалист уйдёт, остался бы тот, кто понимает все предыдущие этапы работы.
Помните: когда все ваши наработки, идеи, изменения реализовываются и становятся частью продукта, всё должно быть задокументировано. Это нужно, чтобы любой сотрудник, который включается в проект, понимал, что сейчас происходит, что и на на каком этапе уже было сделано.
Всегда имейте бэкапы того, что делают ваши сотрудники. Документация по продукту, которую разрабатывает команда, должна быть как у сотрудников, так и у вас.
Не позволяйте команде создавать нездоровую зависимость, когда увольнение одного сотрудника повлечёт за собой уход всех остальных. Если вы понимаете, что намечается тяжёлый разрыв с одним из специалистов, проговорите это с командой. Особенно, если сотрудник был ключевым.
Плохой уход может негативно сказаться на всей команде, привести к дисбалансу, поэтому она начнёт рассыпаться. Вам как руководителю нужно это вовремя отследить и отрегулировать. Найти человека, который сможет грамотно поддержать и вывести всю команду из кризисного периода.
Дружить или бояться?
Если в вашем стартапе существуют близкие дружеские отношения — это ок. Но в таком случае регламентируйте их в рамках бизнеса. На работе вы — коллеги.
Общаясь с командой, никогда не переходите на личности. Когда вы критикуете специалиста, то разбираете результаты его работы, а не самого человека. Это достаточно тонкая и сложная вещь, которой нужно учиться.
Если вы мотивируете сотрудника не деньгами, а идеей, старайтесь напрямую не критиковать результаты его работы. Лучше направляйте и давайте мысли, как он может улучшить то, что сделал. Никогда не показывайте, что его работа непригодна и была сделана зря.
Сформируйте комфортную среду в коллективе. Старайтесь сделать так, чтобы люди не мешали друг другу. Не создавайте дисбаланс. Не обсуждайте при всех зарплаты, чтобы не вызывать негатив из серии «почему я лучше или хуже другого».
Если всё-таки так случилось, что один из специалистов стал незаменимым, то поздравляю — кроме продукта у вас появился ещё один проект, за которым нужно следить и который не должен сломаться. Но каждый раз, когда у вас выпадает возможность сделать его заменяемым, делегировав задачи другому, — поступайте именно так.
Что делать, если сотрудника в команду предоставил инвестор?
Помните, что к такому специалисту вы должны относиться точно так же, как если бы наняли его сами. Но нужно быть вдвойне осторожным, так как обычно к такому человеку инвестор особо лоялен. Он находится среди любимчиков и, вероятно, уже запускал с ним проекты. Или просто является близким знакомым или родственником инвестора.
Если вы согласились взять такого специалиста, то:
- Регламентируйте с ним все этапы работы;
- Сделайте так, чтобы всегда можно было доказать, что ваши требования или претензии обоснованы. Привлекайте к общению людей из своей команды, требуйте от него внятные отчёты, ставьте задачи в письменном виде. И не пытайтесь с ним дружить. Всё равно он всегда останется на стороне инвестора.
Специалисты-старички и дедовщина
В коллективе нужно создавать такую атмосферу, чтобы не складывалось ощущения, что к новичкам особое отношение: у них больше зарплаты, быстрее рост, выше лояльность…
Это работает и в обратную сторону: у тех, кто только устроился, не должно складываться впечатление, что они — второй сорт. Новичкам нужно сразу вливаться в коллектив, в локальные тусовки-шутки-чаты. И это тоже ваша задача как руководителя. Либо отдельного человека, который создаёт внутри коллектива гармоничную атмосферу.
Последнее и важное: постарайтесь разделить команды, которые занимаются разработкой (созданием продукта), и людей, которые занимаются бюрократией. Потому что обычно бюрократы косым взглядом смотрят на развитие и зарплаты исполнителей. При этом их загрузка гораздо меньше. И те, кто разрабатывает, могут быть в свою очередь тоже возмущены.
Итоги
Ну что, резюмируем и пройдёмся по важным пунктам. Как защититься от монополии в своей команде:
→ Распределяйте задачи и не концентрируйте всё на одном сотруднике
→ Не допускайте ситуации, когда один из ваших сотрудников становится незаменимым
→ Избегайте нездоровой созависимости сотрудников внутри команды. Чтобы не запустить цепочку увольнений, если один из них решит уйти
→ Общаясь с командой, не переходите на личности и не обсуждайте зарплаты
★★★★★
Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.
Кстати, эта статья написана по мотивам десятого выпуска нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.
Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!