Доброго Вам времени суток, друзья! Продолжаем наши зимние прогулки по морозной Москве в новогодние каникулы 2024 года. Несмотря на все «прелести» аномально морозной погоды, мы полностью прошли улицу Кузнецкий мост, дойдя до улицы Большая Дмитровка, о чем я уже рассказывал, если не читали – можете прочитать здесь, теперь мы идем дальше в сторону Тверской улицы по Камергерскому переулку, названному так, сначала неофициально, а в конце XIX века уже официально, по жившим здесь чиновникам, имевшим придворное звание камергера.
Заходим в Камергерский.
Но сначала останавливаем свои взгляды на перекрестке с Большой Дмитровкой. Здесь, слева, расположились доходные дома, построенные на месте бывших владений Георгиевского монастыря, упраздненного в начале XIX века после московского пожара. А справа длинный доходный дом Обуховой и Оболенского со знаменитым книжным магазином, одним из старейших в Москве.
Пройдя немного, мы видим бронзовую фигуру человека в плаще и шляпе с папкой подмышкой, видимо с нотами, застывшую в ходьбе по направлению к Тверской, а может быть спешит к себе домой, чтобы изложить на бумаге зародившуюся в голове мелодию. Это памятник композитору Сергею Прокофьеву, который жил здесь в соседнем доме последние годы своей жизни и умер здесь же в один день со Сталиным. Памятник этот был установлен композитору в 2016 году, а в его квартире сейчас располагается музей музыки.
А дом, в котором жил композитор, – это бывший доходный дом Синодального ведомства. Первоначально это здание было одноэтажным, но в течение всего XIX века оно надстраивалось и перестраивалось, пока в самом конце того века не получило нынешний его облик в результате полной перестройки комплекса Синодального ведомства.
Художественный театр.
Теперь все свое внимание мы переводим на противоположную сторону переулка, где на месте бывшей усадьбы Одоевских уже больше 120 лет размещается Московский Художественный театр. Начнем с бывшего флигеля усадьбы, перестроенного знаменитым архитектором Федором Шехтелем. Это здание первоначально планировалось под размещение в нем электротеатра, но театру оно стало принадлежать только в конце 30-х годов прошлого века, однако, недавно исполнилось 100 лет, как здесь был основан музей МХАТ, основанный Константином Сергеевичем Станиславским. А сейчас здесь, кроме музея, располагается Учебный театр Школы-студии МХАТ и Новая сцена МХТ имени А.П. Чехова.
Но это был только бывший флигель усадьбы. Основное же здание было перестроено под театр еще до появления здесь МХТ. Еще в 1882 году, по заказу крупного нефтепромышленника и мецената Георгия Лианозова, представитель русского стиля, архитектор Михаил Чичагов перестроил дом, спроектировав в трех этажах задней части дома зрительный зал. Но нынешний облик здание получило после перестройки Шехтелем в 1902 году, когда еще более известный промышленник и меценат Савва Тимофеевич Морозов арендовал это здание у Лианозова на 12 лет. После той перестройки здесь и обосновался Московский Художественный театр.
Это здание Шехтель перестраивал в творческом содружестве не только с другим архитектором Фоминым, но и с художественными руководителями театра Станиславским и Немировичем-Данченко. Про интерьеры, тоже созданные Шехтелем, я рассказывать не буду, внутрь мы не заходили, а вот горельеф над входом в Малую сцену впечатляет. Его создала скульптор Анна Семеновна Голубкина, эта скульптура имеет три авторских названия: «Волна», «Море житейское» и «Пловец».
А в окнах первого этажа сейчас установлены портреты известных артистов этого театра во главе со своим нынешним художественным руководителем – Константином Юрьевичем Хабенским. А до другого Константина, только Сергеевича, – Станиславского и его сподвижника Владимира Ивановича Немировича-Данченко, которые и являются основателями этого театра, мы уже скоро дойдем.
Станиславский с Немировичем-Данченко и Чехов.
Но сначала мы поздороваемся с тем, именем которого и назван этот театр, – Антоном Павловичем Чеховым. Памятник писателю здесь был установлен в 1998 году, правда установили его почему-то не перед театром, а как-то в сторонке и даже в углу. Не знаю, правда это или нет, но говорят, что на этом месте раньше находился общественный туалет, и против этого места для установки памятника великому русскому писателю выступали многие известные деятели культуры и искусства. На мой взгляд, выглядит Антон Павлович так, как будто его в угол поставили за какую-то провинность. А за спиной Чехова, насколько я знаю, завешенное декоративным баннером, пустующее здание бывшей гостиницы Шевалье, которую ярко и много описывал в своем произведении другой великий русский писатель – Лев Николаевич Толстой.
Здесь мы уже почти дошли до Тверской улицы, обильно украшенной в это время различными сверкающими сооружениями.
Но прежде, чем выйти на Тверскую, нужно пройти мимо, а лучше остановиться и получше разглядеть, двух друзей-соратников – Станиславского и Немировича-Данченко. Памятник им был установлен здесь в 2014 году. Скульптор А. Морозов изобразил их с портретным сходством и как они могли выглядеть в начале XX века. Константин Сергеевич с подкрученными усиками и тростью в левой руке, а Владимир Иванович с окладистой бородой, как будто, размышляют о чем-то.
На Тверской улице.
Поздоровавшись с Константином Сергеевичем и Владимиром Ивановичем, мы сворачиваем направо – на Тверскую, чтобы дойти по ней до Столешникова переулка, ведь именно небольшие московские улочки и переулки – главная тема нашего московского путешествия. Но выйдя здесь на Тверскую, нельзя не обратить внимание на большой помпезный дом напротив. Он был построен в 1949 году, хотя строить его задумали еще перед войной – в 1941 году, но во время войны стройка была законсервирована. Как утверждают специалисты: этот дом «характерен для архитектуры сталинского периода и формирует линию застройки квартала».
А на этой стороне улицы, в доме, также характерном для архитектуры того времени, построен он был перед войной, я обратил внимание на памятную доску с горельефом Корнея Ивановича Чуковского, который прожил в этом доме 30 лет.
Идем дальше и, бегло осмотрев дом, в котором жил Чуковский, снова наши взгляды обращаются на противоположную сторону Тверской. Там, где заканчивается образец сталинской архитектуры, мы можем видеть образец архитектуры другой эпохи – это дом московских генерал-губернаторов, построенный знаменитым московским зодчим Матвеем Казаковым для московского генерал-губернатора Захара Чернышева в 1782 году. Про это здание и губернаторов московских можно рассказывать долго, я лишь упомяну один интересный факт. Здание это в 1940 году было передвинуто, вместе со всем содержимым, вглубь от «красной линии» Тверской на 13,5 метров и всего за сорок минут. А еще в 40-е годы оно было надстроено двумя этажами. Ну а сейчас в нем размещается Московская мэрия.
На Тверской площади.
Вот напротив мэрии мы и сворачиваем с Тверской улицы на Тверскую площадь, где вокруг конной статуи основателя Москвы Юрия Долгорукова в эти новогодние и рождественские дни расположилась своеобразная ярмарка или площадка фестиваля под названием «Путешествие в Рождество».
Все это празднество обильно украшено не только зеленью елок среди киосков, торговых павильонов и лавок, но и множеством светящихся украшений. Кроме выступающих здесь молодых артистов, обратило на себя внимание «Московское чаепитие» и лавки с различными сувенирами. Мы прошли по кругу этой площади, народу, несмотря на морозы, оказалось здесь немало. Немного потолкавшись, но от этого не согревшись, пройдя по кругу, мы поспешили на выход.
Заходим в Столешников переулок.
«Пропутешествовав в Рождество» и выйдя оттуда, мы сворачиваем в Столешников переулок, который, начинаясь от Тверской, заканчивается на Петровке. На углу с Тверской расположилось здание, перестроенное в 1938 году из гостиницы «Дрезден» XIX века, которая, в свою очередь, была построена на месте более древних палат Г.Г. Дохтурова XVII века. Не так давно при ремонте в подвале этого дома была обнаружена старинная кирпичная кладка того времени.
Но на этом здании взгляд долго не задерживается, а невольно переходит на следующее – это здание церкви Святых Бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. Церковь эта была построена еще в начале XVII века на месте деревянной, которая помнила еще Дмитрия Донского. А это здание на протяжении веков достраивалось и перестраивалось, но что удивительно – во время московского пожара 1812 года огонь обошел ее стороной, а вот французы-завоеватели не прошли. Под ее стенами были расстреляны, безосновательно обвиненные в поджогах, москвичи.
В марте 1916 года в этой церкви отпевали, скончавшегося в соседней гостинице «Дрезден», великого русского живописца Василия Ивановича Сурикова. А мы, постояв немного около этой церкви, идем дальше по Столешникову переулку. Название переулку дано по устаревшему названию скатерти – «столешник», изготовлением которых занимались, жившие здесь с XVII века, ткачи.
Дальше, почти до перекрестка с Большой Дмитровкой, расположились дома на месте бывшей старинной усадьбы Кожиных. Сейчас два исторических дома завешаны декоративными баннерами, видимо, на реставрации, или просто пустуют. А на углу с Большой Дмитровкой расположился по виду старинный трехэтажный дом, но вразумительной информации я по нему так и не нашел (в разных источниках – противоречащая друг другу информация).
А вот напротив него, через Большую Дмитровку, с 60-х годов XIX века находился знаменитый нотный магазин П.Ю. Юргенсона. Одну из комнат на втором этаже дома Юргенсон представил под контору Русского музыкального общества, которую часто посещали знаменитые русские композиторы и музыканты, в том числе П.И. Чайковский. И Рихард Вагнер, приезжавший в Москву на гастроли в 1863 году, тоже бывал здесь. Но сейчас это здание сильно перестроено, говорят, его даже увеличили в объеме, а на его стенах красуются выпуклые буквы с названием одного модного бренда.
После перекрестка с Большой Дмитровкой, идя по Столешникову переулку, над головой мы видим очередную иллюминацию, но фонарики здесь отличаются от гирлянд на других пешеходных улицах. А по бокам, уже привычно, расположились очередные бывшие доходные дома, в одном из них, под номером 9, с 1889-го по 1935-й годы жил известный журналист, знаток и талантливый писатель быта старой Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский или «дядя Гиляй».
Замерзли мы к этому времени уже не на шутку, поэтому отсюда мы направились очень быстрым шагом к ближайшей станции метро. Соответственно, здесь я и заканчиваю свой сегодняшний рассказ. Но впереди нас с Вами ждет еще много интересного!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!