Ракетные удары США и Великобритании по хуситам на территории Йемена привели к скачку цен на нефть. Биржевые трейдетры связывают два этих события. Стоимость североморской нефти Brent превысила уровень $80 за баррель, то есть поднялась на 3%.
До этого нефть еще немножко подорожала в конце прошлого года в связи с тем, что хуситы объявили транспортную блокаду для судов, следующих в Израиль, и начали их обстреливать крылатыми ракетами и атаковать дронами.
В результате такие танкерные судоходные компании, как датские Torm и Hafnia и шведская Stena Bulk пустили свои суда не через Красное море, а в обход Африки.
Насколько хуситы способны повлиять на мировые углеводородные цены — об этом «Свободной Прессе» рассказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
- — Не очень-то и сильно повлияли последние действия США и хуситов на мировые цены. Если танкеры пошли в обход Красного моря вокруг Африки — то это лишние три недели в пути.
- Эти дополнительные расходы на логистику могут добавить в цену бочки нефти несколько долларов. Стоимость транспортировки вырастет. Но от этого насыщенность мирового рынка не меняется, а на цену влияют не расходы на доставку, а совсем другие факторы: потребность в топливе, объемы добычи.
- Сейчас цена за аренду танкера, несмотря на все риски, все равно ниже, чем два года назад.
- Цена на нефть может подскочить резко, если какое-то крупное месторождение перестанет функционировать. Вот несколько лет назад хуситы напали на месторождение в Саудовской Аравии. И тогда даже не за сутки, а почти мгновенно цена на нефть взлетела на 10%.
- А сейчас ни одно из ближневосточных событий не приводит к такому росту цены. Перекрытие транспортных артерий оказывает минимальное влияние.
«СП»: А чего, в принципе, добиваются хуситы?
- — Позиция хуситов достаточно простая. Власть в своей стране они брать не хотят, хотя могли бы. Но при этом хуситы хотят быть на виду. У меня иногда закрадывается мысль, что хуситы — коммерческая организация. И нападение хуситов на танкеры и сухогрузы — это не просто так.
- Они — как из голливудских боевиков. Уж больно неожиданно, но при этом всегда вовремя и в правильном месте выпрыгивают, как чертики из табакерки.
- Когда они нападают — это влияет на котировки нефти. Незначительно, на короткое время, но биржевому трейдеру, если тот знает точное время — на этом небольшом колебании можно заработать очень много миллионов.
- Просматривается, что эти ребята получают определенный заказ на то, чтобы поиграться с котировками. Ну представьте: вы знаете, когда будет нападение на месторождение или танкер. Что вы делаете?
«СП»: Я покупаю фьючерсы.
- — Вот именно, правильно. Вы закупаетесь фьючерсами, а когда происходит нападение — вы их сбрасываете в один день. Зарабатываете просто безумную прибыль. А с нее — гонорар хуситам — $100 млн, да хоть бы и $300 млн. И все счастливы.
- Это может быть частный заказчик, или государственный игрок. Хуситы такие — это не потому что они такие вредные. Просто их движение уже давно перешло из повстанческого в разряд участников заказных игр.
- А заказчик может быть разный.
«СП»: Сергей, каков Ваш прогноз по ценам на нефть в обозримой перспективе?
- — Я пока не вижу серьезных факторов, чтобы она резко вырастала или падала. Политика ФРС США будет смягчаться. Это — плюс для рынка нефти. А в Китае темпы роста снижаются, и это — минус.
- Есть ОПЕК+. Это — плюс. Но есть рост добычи в странах, не входящих в ОПЕК+. И это — минус. То есть факторы разные, но к глобальным изменениям они приведут. Я предполагаю, что цена будет в коридоре $70−90.
- И никакие хуситы из этого седла нефть не выбьют.
«СП»: Для России выгоднее, чтобы нефть была дорогой, а что выгодно США?
- — В период выборов 2024 года для администрации Вашингтона важны низкие цены на нефть. Чтобы был недорогой бензин на заправках.
- Да, у них есть свои производители нефти, и сланцевой нефти, но с политической точки зрения им нужна низкая цена.
«СП»: Иначе говоря, провоцируя хуситов, американцы играют не в свою пользу?
- — У США сейчас очень непоследовательная политика. Они многое делают в ущерб себе.
- Но мир в целом сейчас не готов к глобальным и резким переменам. Конфликт в Израиле это показал. Никто не пошел на обострение, и конфликт остается локальным.
- То же самое касается конфликта между Россией и Украиной. Его никто не стал переплавлять в глобальную войну в Европе, хотя могли бы.
- Сейчас мир консервативен. А в консервативном мире и цены на нефть будут достаточно консервативными. Никто не готов на такие действия, которые подорвали бы экономические основы энергетики.