Найти тему
Кино и образ

Кровожадный мотылек. Костюмы фильма «Солтберн»

Автор: Ирина Жигмунд
Сегодня пойдет рассказ о том, как
художник по костюмам Софи Кэнайл раскрыла историю персонажей фильма "Солтберн" через костюмы.

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Внимание – будут спойлеры, поэтому лучше сначала посмотрите фильм!

Какие функции выполняет
костюм в кино?
Украшает актеров? Дает им возможность пощеголять в дизайнерских нарядах на радость зрителям и модным журналам? Даже если и так, то в очень малой степени.
Основная задача костюма через цвет, крой, фактуры раскрыть характер персонажа, подсказать зрителю его социальное, семейное положение, этническое происхождение, и т.д. и т.п. А главное – помочь зрителю
правильно воспринять драматургию фильма.

Давайте проследим это на примере главных персонажей фильма "Солтберн"

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Оливер и Феликс - это два молодых человека, принадлежащие к разным социальным классам, и художник по костюмам подчеркнула это разными стилями их одежды.
Оливер Квик (актер Барри Кеоган) - парень из простой провинциальной британской семьи со средним достатком. Его происхождение кажется герою таким скучным и неинтересным, что он выдумывает мать-алкоголичку и умершего отца-наркомана. К тому же этим он хочет привлечь к себе внимание популярного оксфордского студента Феликса. Но вот одежда Оливера абсолютно соответствует его реальному происхождению: чистенькая и добротненькая. Добавьте к этому аккуратную стрижку и очки - получится настоящий отличник, пай-мальчик из хорошей семьи. Странно, что Феликс повелся на его рассказ о маргинальных родственниках, я, например, сразу в этом усомнилась.

Мы впервые видим его, когда он только приезжает в Оксфорд, и одет Оливер так, как в его представлении одеваются студенты престижного университета: в наглаженные блейзер, брюки, рубашку, форменные галстук и шарф. Все на нем новенькое, словно, только из магазина.

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Но эффект получился от обратного - никто уже в университете не придерживается в одежде строго регламента и Оливер выглядит в глазах сверстников белой вороной.

Дальше он пытается ассимилироваться, вписаться в местное студенческое общество, но в его стиле все равно не хватает расслабленной богемности, все в его одежде уж слишком аккуратно и невыразительно по цвету, что говорит о боязни персонажа выделиться, привлечь к себе внимание.

Стиль другого студента, дружбы с которым жаждет Оливер, богача и аристократа Феликса (актер Джейкоб Элорди), абсолютно лишен претенциозности. Кэнайл отмечает, что тут ее главными вдохновителями были принцы Гарри и Уильям времен их студенческой поры. Простые мешковатые рубашки с расстегнутыми верхними пуговицами и футболки с джинсами– любимая одежда Феликса. Забыла сказать, что дело происходит в 2006 году.

Вся одежда у него свободная, не в обтяжку, как у Оливера. Он не боится цвета, что подчеркивает уверенность персонажа в себе. Даже плетеные браслеты на запястьях говорят об его путешествиях в экзотические страны, что Оливеру пока не по карману.

После того, как Феликс поймал друга на лжи о своих родителях, он теряет к нему расположение, и подчеркивает свое презрение костюмом на вечеринке по случаю дня рождения Оливера – это простые джинсы с майкой, поверх которой надеты золотые ангельские крылья (оммаж Джульетте из фильма "Ромео+Джульетта" База Лурмана).

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"
Эскиз костюма
Эскиз костюма
«Ему все равно. Был ли у него запланирован другой костюм? Возможно. Но на данном этапе их дружбы он как бы говорит: «Я к тебе равнодушен. Все, что я сделаю, это только надену крылья. Конец».

Художник специально купила крылья в театральном магазине, поскольку хотела их дешевизной подчеркнуть равнодушие персонажа.

А вот Оливер на вечеринке носит очень эффектный белый костюм, вышитый дубовыми листочками и желудями, на голове у него – рожки. Конечно, тут снова противопоставление: ангел Феликс – демон Оливер.

«Это была ночная съемка, поэтому мы сделали костюм светлым. Рожки намекают на то, что он - подменыш [пустая, бездушная оболочка, которой духи или тролли подменяли живых детей]. Он даже сам не знает, кто он».

Вышивка была вдохновлена темой пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», в которой много лесных духов и фей.

голубой мотылек, но есть еще и бежево-серый
голубой мотылек, но есть еще и бежево-серый

Как рассказала художник по костюмам, в этой вышивке еще спрятаны мотыльки, и кулон у Оливера тоже с подвеской в виде мотылька. Почему мотылек? Потому что именно так его называет сестра Феликса Венеция: moth.

«Ты - бедный мотылек, который бьется в оконное стекло» (этим Венеция намекает на то, что он всегда будет находится на другой ступеньке социальной лестницы, лишь мечтая о недоступной ему аристократической роскоши).

Кстати, помимо вышивки и кулона, практически весь гардероб Оливера – серо-бежево-голубой, как у мотылька. (Всегда говорю своим студентам курса "Профессия: художник по костюмам": "Создавайте персонажа по ассоциации с кем-то или чем-то. Так удобнее работать вам и интереснее воспринимать зрителю")

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Единственный раз, когда мы видим Оливера в ярком, полыхающем цвете – это на утро после вечеринки. Его темно-розовый халат больше похож на мантию Дракулы, чем на простую домашнюю одежду - это подсказка зрителю о том, что произошло и что будет дальше.

Художника по костюмам Софи Кэнайл номинировали за работу над этим фильмом на Премию гильдии художников по костюмам и BAFTA. Посмотрим, выиграет ли она какую-нибудь из них, на мой взгляд, она достойна!

Еще больше про костюмы и кино на моем Телеграмм-канале "Кино и образ" https://t.me/lagattaciara