Найти тему
Актуальные комментарии

Слово пацана

Михаил Карягин, заместитель директора Центра политической конъюнктуры
Михаил Карягин, заместитель директора Центра политической конъюнктуры

Сложности с согласованием новых масштабных пакетов военной и финансовой помощи Украине подстегивают структурные изменения схем поддержки Киева в конфликте с Москвой. Двусторонние пакеты помощи и соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности, которые анонсированы в начале 2024 года, подтверждают ускорение этих тенденций. Украинские власти позиционируют их как прорывные, однако при детальном рассмотрении становится очевидным тот факт, что тема помощи Киеву обрастает все большим набором условностей и нюансов.

Новые тенденции

Ни США, ни ЕС не смогли согласовать новые пакеты финансовой и военной помощи Украине в конце 2023 года. Ожидалось, что эти вопросы будут рассмотрены в начале 2024 года, однако к 15 января демократы так и не смогли договориться с республиканцами, а в ЕС ищут варианты компромисса с Венгрией и допускают перенос принятия решения
на март 2024 года.

Вместе с тем, очевидно, растет усталость ключевых доноров от финансового бремени в связи с поддержкой Украины. Так, на республиканских дебатах между Н.Хейли и Р.Десантисом вопрос поддержки Украины был одним из наиболее дискуссионных. Д.Трамп также регулярно критикует чрезмерные расходы США на поддержку Украины.

В Европе также растет уровень недовольства расходами на украинский кризис. Рейтинги лидеров ключевых доноров в ЕС падают. Так, согласно
данным Der Spiegel, в декабре 2023 года рейтинг канцлера Германии О.Шольца снизился сразу на 14 п.п. Обостряются и косвенные истории, связанные с украинским кризисом: протестуют фермеры и перевозчики стран ЕС.

Неслучайно Шольц заявил, что страны ЕС должны предусмотреть средства на помощь Украине в своих национальных бюджетах на 2024 год: «Каким бы важным ни был немецкий вклад, его будет недостаточно, чтобы на длительное время обеспечивать безопасность Украины. Я призываю союзников в ЕС также приложить больше усилий в пользу Украины», —
заявил он.

И реализацию данных требований можно фиксировать уже сейчас. Так, в рамках Прибалтийского турне Зеленского Украина получила заверения в финансировании на 1.2 млрд евро от Эстонии, 500 млн евро от Латвии и 200 млн евро от Литвы.

На данном этапе отказ от глобальных пакетов помощи Украине, которые исчисляются миллиардами долларов, следует считать маловероятным. США и ЕС в ближайшее время (до весны 2024 года) должны принять соответствующие решения. Однако также вероятным является постепенный дрейф вопросов финансовой и военной поддержки Украины с макро на микроуровни: отказ от крупных пакетов и переход на более мелкие транши (в случае США), переход на двусторонние договоренности и проекты финансирования (в случае ЕС). 

Риски для Украины

Украинская сторона позиционирует соглашение с Великобританией как одно из ключевых достижений Киева: «этот день уже вошел в историю нашего государства: сегодня имеем соглашение с Великобританией, соглашение о безопасности, над которым мы долго работали», — заявил Зеленский по итогам встречи с Р.Сунаком. Примечательно, что некоторые украинские официальные лица и медиа даже позиционируют соглашение как «гарантии безопасности».

Однако, если ознакомиться с полным
текстом «Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности между Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии», то сложно выделить что-то инновационное. То, что радикально усиливало бы положение Украины в конфликте с Россией. На бумаге зафиксированы намерения, однако при этом отсутствует конкретика относительно объемов поставок, видов вооружений, типов военных производств и так далее. Фактически единственное конкретное обязательство, которое берет на себя Великобритания в рамках данного соглашения, — выделение Украине в 2024 году 2.5 млрд фунтов стерлингов. Само соглашение подписано на 10 лет, но ничего о конкретных объемах финансирования даже на 2025 год не говорится.

Учитывая, что соглашение с Великобританией с высокой вероятностью будет использоваться в качестве шаблона для подписания аналогичных договоренностей с другими странами из проукраинской коалиции, уже сейчас можно зафиксировать ключевые риски:

Субъектные. Переход на микроуровень двусторонних договоренностей де-факто дробит проукраинскую коалицию на Западе. Часть стран, безусловно, будут стремиться сохранять текущие объемы помощи, другая — будет стараться минимизировать собственные издержки. Третья, вероятно, со временем и вовсе может отказаться от исполнения договоренностей.

Стратегические. Несмотря на публичные заявления относительно того, что «Украину будут поддерживать столько, сколько понадобится», договоренности являются срочными и заключаются на 10 лет. С одной стороны, власти Украины могут считать это достижением, так как появляется эффект стабильности на предстоящую декаду (что тоже сомнительно, учитывая следующий риск). С другой — пролонгация этих соглашений не гарантирована, как и то, что другие страны последуют примеру Великобритании и заключат соглашение на 10 лет.

Ресурсные. Заключенное соглашение не дает четких гарантий на все 10 лет его функционирования. Есть понятные рамки финансирования Украины на 2024 год. Далее решения будут приниматься с учетом ситуации на земле. С учетом внутриполитической ситуации на Украине. В случае, если решения по крупным пакетам военной помощи будут буксовать и дальше, перенос вопроса финансирования на двусторонний уровень еще сильнее усугубит положение Украины.

Институциональные. Важной особенностью соглашения является то, что оно фактически закрепляет буферный, неопределенный статус Украины по отношению к НАТО. Стороны закрепляют стремления работать над интеграцией, но снова не называют четких сроков и порядка вступления Украины в Альянс. Эти соглашения на двустороннем уровне законсервируют текущий статус Украины в качестве страны «постоянно стремящейся в НАТО», но не получающей понятные параметры и сроки вступления. Временные рамки соглашения в 10 лет также указывают на то, какие представления у сторон относительно перспектив вступления Украины в Альянс.

Трансакционные. Число контактов кратно возрастет. Дипломатической службе Украины придется в индивидуальном порядке согласовывать двусторонние соглашения. Индивидуальные условия, особые порядки пролонгации, увеличение объема трудовых и временных ресурсов на согласование всех нюансов — все это неминуемые спутники нового формата выстраивания отношений Киева с западными партнерами.

От данных соглашений Украина практически ничего не получает. Главное их достижение — это возможность медийно и информационно подтвердить намерения западных стран в поддержке Украины. Никаких юридических, финансовых или иных гарантий Украина не получает, только слово, что поддержка будет оказываться и далее.

Подробности от АК:
https://actualcomment.ru/slovo-patsana-2401151429.html