Концептуально можно выделить 2 направления планирования — прямое и обратное.
Прямое планирование — это определение последовательных шагов действий в направлении цели. То есть мы начинаем планировать исходя из того, где мы находимся сейчас и что нужно сделать дальше.
Обратное планирование, как подсказывает капитан очевидность, идет в обратном направлении — от цели к текущему состоянию. Этот подход работает намного лучше и вот почему.
Автор: Татьяна Куковякина — эксперт кафедры «Фасилитация и модерация» Академии социальных технологий, основатель сообщества фасилитаторов «Энергия идей».
Исходя из того, где вы хотите оказаться, определяется то и только то, что нужно сделать для достижения цели. Последовательно планируя действия от цели, шанс запутаться или упустить что-то важное из виду становится намного меньше, снижается неопределенность.
Идею обратного планирования подробно описал Герольд Кэмерон — наставник, бизнес-тренер и консультант по вопросам управления с 20-летним опытом создания, развития и консультирования стартапов и растущих компаний США и Канады. Дважды занимал первую строчку рейтинга самых популярных лекторов в рамках совместной программы MIT и Организации предпринимателей — Entrepreneurial Master Program.
На протяжении 7 лет Кэмерон возглавлял компанию 1-800-GOT-JUNK?, где ему удалось увеличить размеры бизнеса с 2 до 105 млн долларов, без долгов и сторонних акционеров. В настоящее время — генеральный директор созданной им компании BackPocket, помогающей предпринимателям развивать бизнес.
Этапы работы
Шаг 1. Актуализируйте тему
Актуализировать — значит наполнить смыслом эту работу. Это можно сделать с помощью доклада первого лица, дискуссии.
Шаг 2. Конкретизируйте цель
Формулируем подробно желаемый образ результата, ставим срок. Для этого используем технологию OKR (Objectives and Key Results — метод целей и ключевых результатов) или SMART:
- S (Specific) — Конкретно
- M (Measurable) — Измеримо
- A (Achievable) — Достижимо
- R (Relevant) — Согласованно
- T (Time) — Время
Шаг 3. Составьте список событий в обратном порядке
Событие — это результат выполнения задачи. То есть фактически вы еще планируете и задачи для достижения цели. Обратный порядок означает, что события необходимо расписывать в том порядке, в котором они происходят: от конца (цели), к началу (тому, где вы находитесь сейчас).
Шаг 4. Составьте список задач
Вот теперь можно составить список задач, который необходимо выполнить, чтобы события стали реальностью, а цель стала достигнута. Для этого проще всего задать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы … (событие) произошло?». Таким образом последовательно, шаг за шагом, вы составите список конкретных дел, которые приведут к цели.
Шаг 5. Проверьте ключевые факторы успеха
Смысл в том, чтобы понять, какие факторы важны для выполнения каждой задачи. Как правило, к таким факторам относится наличие тех или иных ресурсов: времени, информации, материалов, денег и т.д.
Кроме того, выполнение некоторых задач из списка само по себе обеспечивает факторы успеха и критично для дальнейших действий. Например, вы не можете внести данные в форму до тех пор, пока эти самые данные не получите. Так что «наличие данных» является ключевым фактором успеха.