Найти в Дзене

Инструменты фасилитатора: методика «Обратное планирование»

Оглавление

Концептуально можно выделить 2 направления планирования — прямое и обратное.

Прямое планирование — это определение последовательных шагов действий в направлении цели. То есть мы начинаем планировать исходя из того, где мы находимся сейчас и что нужно сделать дальше.

Обратное планирование, как подсказывает капитан очевидность, идет в обратном направлении — от цели к текущему состоянию. Этот подход работает намного лучше и вот почему.

Автор: Татьяна Куковякина — эксперт кафедры «Фасилитация и модерация» Академии социальных технологий, основатель сообщества фасилитаторов «Энергия идей».

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Исходя из того, где вы хотите оказаться, определяется то и только то, что нужно сделать для достижения цели. Последовательно планируя действия от цели, шанс запутаться или упустить что-то важное из виду становится намного меньше, снижается неопределенность.

Идею обратного планирования подробно описал Герольд Кэмерон — наставник, бизнес-тренер и консультант по вопросам управления с 20-летним опытом создания, развития и консультирования стартапов и растущих компаний США и Канады. Дважды занимал первую строчку рейтинга самых популярных лекторов в рамках совместной программы MIT и Организации предпринимателей — Entrepreneurial Master Program.

На протяжении 7 лет Кэмерон возглавлял компанию 1-800-GOT-JUNK?, где ему удалось увеличить размеры бизнеса с 2 до 105 млн долларов, без долгов и сторонних акционеров. В настоящее время — генеральный директор созданной им компании BackPocket, помогающей предпринимателям развивать бизнес.

Этапы работы

Шаг 1. Актуализируйте тему

Актуализировать — значит наполнить смыслом эту работу. Это можно сделать с помощью доклада первого лица, дискуссии.

Шаг 2. Конкретизируйте цель

Формулируем подробно желаемый образ результата, ставим срок. Для этого используем технологию OKR (Objectives and Key Results — метод целей и ключевых результатов) или SMART:

  • S (Specific) — Конкретно
  • M (Measurable) — Измеримо
  • A (Achievable) — Достижимо
  • R (Relevant) — Согласованно
  • T (Time) — Время

Шаг 3. Составьте список событий в обратном порядке

Событие — это результат выполнения задачи. То есть фактически вы еще планируете и задачи для достижения цели. Обратный порядок означает, что события необходимо расписывать в том порядке, в котором они происходят: от конца (цели), к началу (тому, где вы находитесь сейчас).

Шаг 4. Составьте список задач

Вот теперь можно составить список задач, который необходимо выполнить, чтобы события стали реальностью, а цель стала достигнута. Для этого проще всего задать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы … (событие) произошло?». Таким образом последовательно, шаг за шагом, вы составите список конкретных дел, которые приведут к цели.

Шаг 5. Проверьте ключевые факторы успеха

Смысл в том, чтобы понять, какие факторы важны для выполнения каждой задачи. Как правило, к таким факторам относится наличие тех или иных ресурсов: времени, информации, материалов, денег и т.д.

Кроме того, выполнение некоторых задач из списка само по себе обеспечивает факторы успеха и критично для дальнейших действий. Например, вы не можете внести данные в форму до тех пор, пока эти самые данные не получите. Так что «наличие данных» является ключевым фактором успеха.