Молодая, прогрессивная учительница, попадающая в глубинку... Сюжет, крайне популярный в нашем кинематографе.
Но, конечно же, не только в нашем. В Италии были свои "Весна на сицилийской улице" или "Дело было в Рагузе".
В чем отличие, давайте посмотрим.
Итак, фильм "Уважаемые люди" 1975 год, режиссер Луиджи Дзампа
Я его смотрела в качестве "фильма с Джеймсом Мейсоном" - и это одна из немногих картин с участием актера, которые имеют советский дубляж, "Уважаемые люди" шли в СССР в прокате. То бишь картина идеологически созвучная, не то что всякие грязные буржуазные выверты всяких там Хичкоков, да Кубриков.
Главная героиня, учительница по имени Елена Барди, приезжает в небольшой сицилийский город накануне учебного года. Елена - уроженка Севера Италии, и на Сицилию в жизни бы не поехала, если бы не отсутствие других вариантов - это ее девятая школа за девять лет.
Кто она, учительница Барди: неуживчивая правдорубка или неадекватная истеричка? Ответ в сущности не важен, так как Елену играет актриса Дженнифер О'Нил, женщина исключительной красоты.
Ей, как говорится, можно простить все что угодно, кроме убийства. Да и убийство - тоже.
Но не одна Елена в школе такая красотка. Роль учителя словесности, по кличке "Микеле-философ", исполняет Франко Неро.
Едва увидев друг друга, педагоги начинают предаваться страсти (даже не дожидаясь корпоратива ко Дню учителя).
Но фильм все-таки не про похождения Елены Барди. А про социалочку.
Конфликт итальянских культур обозначен буквально с первых минут - еще по дороге, в автобусе, Елена становится жертвой назойливого внимания какого-то липкого типа.
Дальше хуже. Этот тип не успокаивается (молодая, незамужняя, неместная? Это же легкая добыча!) - и облапывает Елену средь бела дня на городской площади. В ответ дерзкая учительница дает негодяю затрещину. Прохожие и не думают заступаться (себе дороже) , однако скандализованы этой сценой.
Но еще более скандализованы они на следующее утро, ведь их глазам предстает сцена еще интересней: на центральной площади сидит человек, в хорошем костюме, совсем как живой. Только он не живой. Во рту у него цветок - знак того, что при жизни покойный обидел даму.
Покойный - это тот самый хлыщ, что приставал к учительнице Барди. Он был шестеркой у самого влиятельного местного политикана.
Учительница Барди, чьих знакомых в городе можно по пальцам перечесть, больше всех удивлена, что полиция и горожане пытаются связать убийство с ее именем. Она даже не знала имени убитого.
Странные события меж тем продолжаются - покойный имел семью и коллег, так что не удивительно, что на Елене вскоре пытаются отомстить. На той же центральной площади, поздно вечером, когда она возвращается из школы домой - подъезжают "пацаны" на мопеде, не дают ей пройти - а потом и вовсе валят на землю и таскают за волосы.
Это очень страшная сцена - потому что отлично показано одиночество жертвы. На улице не прохожих, ни полиции. Никого. Люди есть - но они сидят дома. Слышат крики и даже видят происходящее в окно. Но, разумеется, никто не выходит помочь. Себе дороже.
Тяжких телесных Елене не нанесли, больше, видимо, хотели напугать. Но опять-таки напугана оказывается не она - на следующее утро сладкая парочка на мопеде опять появляется на городской площади-но уже в мертвом виде.
Тут уж весь город сходит с ума - в Елене видят ВАЖНУЮ ПЕРСОНУ, и власть имущие и бедняки. Теперь ей при встрече кланяется каждая собака. А то себе дороже.
Кстати о бедняках. Параллельно с загадочными убийствами, Елене приходится решать другую проблему. Из класса в 30 человек на ее уроки ходит от силы пять-шесть детей. Елена отнюдь не святая, и в сердцах называет их ленивыми, пассивными бестолочами, "тупой биомассой" (как любят говорить в некоторых кругах) .
Пока ее не останавливает арендодатель, некий адвокат Беллокампо (Джеймс Мейсон). Семья Беллокампо когда-то была феодалами региона, но все в прошлом, члены семьи вымерли или уехали на Север, остался лишь сам адвокат - да и то живет в изысканном доме с закрытыми ставнями, чтобы не видеть (и уж тем более не принимать участие) в нынешней псевдо-демократической вульгарщине. Так вот - Беллокампо советует Елене не судить с либерального высока, а просто съездить в трущобные районы и самой посмотреть, как живут ее ученики.
Елена следует совету - и ужасается. Ученики в своей массе живут практически в землянках. Умирают от плеврита и туберкулеза пачками. Политики тем временем кормят этот электорат планами "Как нам обустроить Сицилию", но после выборов годами не происходит ничего.
Бедные женщины, матери учеников, тем временем прознав, что учительница не просто учительница, а фигура важная, которую защищает кто-то могущественный - кружат над Еленой стаей черных ворон, падают в ноги, целуют руки... Одной вороне нужно помочь оформить пособие. Второй - помочь с документами на выезд. И тд.
Елена,осознавая,что в городе творится какая-то дичь, и ее кто-то использует как пешку - тем не менее решает, а почему бы и не да. Если мэр и прочие продажные политиканы ее в данный момент боятся, надо этим воспользоваться, и успеть совершить пару добрых дел. Она заступается за своих учеников и их семьи.
Слава Елены растет - она становится символом, практически Святой.
Но ее мотивация на самом деле в ином - найти убийцу и заставить его ответить.
Поначалу Елена думала, что галантный мститель - это ее кавалер, Франко Неро. Но не тут-то было. Его жизненная позиция в следующем:
Здесь каждый устраивается по своему вкусу. Проще всего уехать отсюда. Вырвать из сердца дом, друзей, семью и прочее... Забыть обо всех этих сентиментальных штуках и точка. Это как умереть дважды. Второй вариант поухабистей: завоевать, подчинить себе наш дикий край! Стать хозяином положения. Для начала бы неплохо вступить в христианскую демократическую партию, прислуживать сильным мира сего. А дальше хватать всё что поплывёт в руки, используя не брезгуя любые средства - насилие, подлог и даже убийство. Ещё есть третий вариант: тупо согласиться на бессмысленное прозябание в этой трясине среди нищеты и несправедливости, предрассудков и невежества. Работать, если работу дадут. Спать, если есть где. Любить, если выпадет случай. В общем кое-как тянуть до смертного часа..."
Очевидно, Франко Неро выбрал третий путь. Он восхищается пассионарной Еленой, но сам не способен на поступок, лишь на добрый совет - бежать отсюда, пока жива. И это объективно хороший совет.
Спойлер.
Елене удается распутать преступление. Отгадка на самом деле на поверности - но удивительны и фантасмагоричны мотивы всего происходящего. (Нет, не только деньги и власть)
Весьма советую посмотреть этот фильм - с кинематографической точки зрения красоту и пейзажей, и актеров можно было снять и получше. Но музыка Морриконе, сценарий и игра - очень достойны внимания.
Как я уже раньше писала, в наши времена советские фильмы, их обитатели и их мораль кажутся пришельцами с другой планеты.
В то время как старенькие творения "загнивающего запада" оказываются весьма актуальны.