Найти тему
Серебряный Месяц

Баксы за Бакста - сказочное превращение гадкого еврейского Утенка-рисовальщика в чудесного Лебедя-художника мировой величины(О Леоне Баксте)

Листал намедни каталог литографий, представленных на известном интернет-маркете, и вот какую занятную штуку обнаружил. Автотипия рисунка Леона Бакста идет по цене втрое-впятеро, а порой и на порядок, превышающей стоимость аналогичных литографий других художников того времени. При этом прочие равные условия соблюдаются - гравюры выполнены в конце ХIХ - самом начале ХХ столетия на качественном оборудовании, новейшем для той эпохи.

Когда Матисс с Пикассо нервно курят в сторонке

Получается, что то ценовое соотношение, которое сложилось в годы жизни и работы мастеров кисти Серебряного века, сохраняется и сегодня. К примеру, в 1910 году эскизы Бакста после Парижской выставки уходили в среднем за 1500 франков, а творения Матисса и Пикассо (причем, законченные картины) продавались за 150 и 80-100 единиц французской валюты соответственно.

Впрочем, не будем считать денежки в чужом кармане, а посмотрим, как удалось мальчонке по имени Лейба-Хаим из большой еврейской семьи Рабиновичей- Розенбергов, стать выдающимся живописцем, портретистом и театральным художником, завоевать своими тканями и рисунками сердца европейских модниц, покорить Старый и Новый Свет своим талантом и невероятной трудоспособностью.

В обход черты оседлости

Родившийся в Гродно в 1866 году Левушка довольно скоро оказался в столице империи, блистательном Санкт-Петербурге, причем он настолько проникся духом и великолепием града Святого Петра, что во всех автобиографиях местом рождения указывал Санкт-Петербург.

Переезд семьи Розенбергов состоялся благодаря мощному деду Левушки, который, как полагается старому еврейскому торговцу, вел дела по-крупному, поставляя сукно для Русской Императорской армии, за что заслужил почести и награды, а главное возможность проживать в столице, куда и перевез всю большую семью.

Для этого он с еврейской народной смекалкой... усыновил своего зятя Самуила, мужа родной дочери Баси и отца Левушки, купив им квартиру на Садовой улице. Сам же дед-олигарх проживал в роскошных апартаментах на Невском проспекте, где квартира напоминала музейную залу, настолько она была насыщена картинами, скульптурами и антиквариатом.

Лева дедушку не бил, Лева дедушку любил

Внучок Лева и дед Пинкус души не чаяли друг в друге, поэтому мальчик постоянно гостил в "музейной" квартире и рисовал, рисовал, рисовал, поскольку дедушка не только не запрещал (как, например, отец-ортодокс) заниматься творчеством, но и поощрял внука, продвигая его работы и подвигая к профессиональному освоению художественного мастерства.

Дед отправил несколько десятков рисунков внука знаменитому скульптору Марку Антокольскому в Париж. Тот отозвался о работах весьма похвально и посоветовал поступить автору в Академию художеств.

Марк Антокольский благословил Леву Розенберга на становление "знаменитым" художником
Марк Антокольский благословил Леву Розенберга на становление "знаменитым" художником

Только после этого отзыва Левушка открыто рассказал родителям о своей мечте – стать «самым знаменитым художником в мире». Со временем его мечта исполнится – у Льва Самойловича Бакста будет всемирная слава.

Большому художнику нужен звучный псевдоним

Об этом юный Лев задумывался еще в гимназии, где он победил в конкурсе на лучший портрет Василия Жуковского, столетие которого широко отмечал культурный Петербург в 1883 году. После этого триумфа и дорога в Академию художеств была открыта, куда молодой человек поступает вольнослушателем. Правда, через четыре года высокая комиссия попросит "его на выход" за кощунственное (по мнению профессоров) "выпячивание" еврейской темы в выпускной картине "Оплакивание Христа".

Академики не разглядели великий талант, зациклившись на еврейском акценте картины
Академики не разглядели великий талант, зациклившись на еврейском акценте картины

Видимо, уроки Торы от отца-ортодокса были хорошо усвоены юным Львом. Поэтому, в плачущей над телом сына женщине, как и в окружавших ее людях, с легкостью угадывалась их национальная принадлежность. Явный еврейский акцент в трактовке христианской темы привел к тому, что картина была не принята членами академического совета, а самого автора вызвали «на ковер».

Сошлись на том, что Лев покинет творческую обитель "по собственному желанию", сославшись на проблемы со зрением. Впрочем, как писали современники, будущий Мастер уходил из Академии совершенно спокойно, с пониманием того, что знания и навыки, полученные в этих стенах, у него никто не отберет, а на хлеб с маслом ими заработать он всегда сможет.

Приступив к практической работе, коей была преимущественно книжная и журнальная иллюстрация, художник трудился очень много, вкладывая в виньетки и ретуширование "чересчур много сил и упорства", как оценивали его деятельность друзья и коллеги. Однако уже через пару лет художник подготовил первую персональную выставку, придумав к этому событию короткий, звучный и запоминающийся псевдоним.

Да будет Бакст!
Да будет Бакст!

Здесь ему невольно "помогла" бабушка, девичья фамилия которой была Бакстер. Легким движением убрав две последние буквы, Лев создает свое главное творение жизни, утверждает свой творческий псевдоним-фамилию, который станет его путеводной звездой.

Впрягся в семейную повозку вместо деда

Работа занимала все время художника. Он брался за любые заказы, которые могли принести деньги, а их, как мы знаем, много не бывает. Но Баксту надо было тянуть всю семью, поскольку младшие брат и сестры жили с ним в съемной квартире. Дед к тому времени умер, родители развелись, увлеченно строя "Дом-2" в своих новых семьях.

Ради заработка Бакст не гнушается поработать на влиятельного барона Дмитрия Бенкендорфа, который, будучи художником-любителем, понимал, что его холсты несовершенны, их нужно отшлифовать и оживить, а здесь друг Лев просто незаменим. Небольшая оплата со стороны барона компенсировалась его искренним участием и желанием помочь молодому таланту.

Картина барона Дмитрия Бенкендорфа, "доведенная до ума" и завершенная Львом Бакстом
Картина барона Дмитрия Бенкендорфа, "доведенная до ума" и завершенная Львом Бакстом

Так, именно Бенкендорф порекомендовал Бакста другому любителю искусства - Великому князю Владимиру Александровичу, который искал учителя рисования для своих детей. Кроме того, возможно, от брата Государя и пришел заказ на ростовой портрет Императора Николая II.

Л.Бакст. Портрет Императора Николая II. 1895 г.
Л.Бакст. Портрет Императора Николая II. 1895 г.

Интересно. что писал портрет Самодержца молодой художник дистанционно, находясь в Париже. Пригласил натурщика с похожей антропометрией, заказал фото Государя и сработал достойный портрет Николая II Александровича в полный рост, в гусарском белом мундире... Кстати, через несколько лет уже сам Николай II закажет художнику картину "Встреча русских моряков".

Копеечка к копеечка, рублик у рублику - и у Бакста появляется первый капиталец, который он прежде всего тратит на родных и близких, причем список опекаемых родственников постоянно увеличивался, достигнув в итоге 14-ти (!) человек.

Это фанатичное упорство и ответственность за родных никуда не денется и в более поздний период. Добившись известности и крупных заказов, Бакст продолжает работать на семью, которая, за счет многочисленных племянников, постоянно увеличивалась.

"Ужин", где главное блюдо - тело дамы в соку

А что же с личной жизнью? Женщин Лев Самойлович любил. А обеспеченных женщин вдвойне. Несколько лет он жил, как сейчас любят говорить, гражданским браком с актрисой Михайловского театра француженкой Марсель Жоссе.

Ей 40, ему 26. Хорошая школа для будущего героя-любовника. Жоссе получала весьма и весьма приличные гонорары, поскольку театральное руководство на заграничных звезд денег не жалело. Так что, "театральный роман" у Бакста с заведениями культуры начался уже тогда, правда при посредничестве дамы, которая содержала своего бойфренда.

Бакст всегда любил хорошую одежду, дорогие галстуки и обувь, вкусную еду, которые готовили лучшие питерские ресторации. А если дама готова все это ему предложить, то зачем отказывать ей в этом приятном капризе?

Тем более, за этим самым вкусным ужином даму можно и нарисовать. Причем нарисовать так, что сорокалетнее тело будет привлекать взоры и манить к себе зрителей картины. И все они будут Баксту завидовать.

Лев Бакст "Ужин", 1902 год
Лев Бакст "Ужин", 1902 год

Искусствоведы спорят, кто изображен на картине «Ужин», ныне находящейся в Русского музее, актриса Марсель Жоссе или супруга Александра Бенуа и, по совместительству, его муза, Анна Кинд. В любом случае, картина весьма эротична и игрива. На этом полотне почти не заметно лицо героини, там главное — тело. Власть талантливой, сильной, эротически привлекательной женщины над мужчиной — вот тема этой работы.

Люба, Любочка, милая шалунья...

Схема отношений Бакста с женщинами, сложившаяся в 26 лет, продолжилась и при знакомстве с Любовью Павловной Гриценко (урожденной Третьяковой), которая после смерти мужа-художника приехала по каким-то делам в редакцию журнала "Мир искусств", где и встретила Льва Бакста, ринувшегося в атаку на обольстительные бастионы Любови.

Ко всем достоинствам дочери знаменитого коллекционера добавлялось еще одно, причем очень важное, - ее богатство. Поначалу дама, испугавшись напора Бакста, сама завела беседу о финансовых делах, очерчивая перед художником денежный круг Вия, за который тот не должен был заходить. Но, как показала жизнь, финансовые запреты на гурмана и денди Бакста особо не действовали.

Любовь Павловна Гриценко-Бакст
Любовь Павловна Гриценко-Бакст

В ноябре 1903 года Бакст и Гриценко поженились. Бакст въезжает в квартиру к жене на Спасской улице в Петербурге. Получает деньги от жены на карманные расходы, занимает у нее в долг (высокие отношения!), не торопясь с возвратом, пара путешествует по Европе на средства супруги, и порой у Любови Павловны проскальзывает недовольство сказочной золотой антилопы, уставшей бить копытцем, высекающим золотые червонцы.

Возможно, этот пунктик и привел к скорому расставанию супругов, однако отношения между ними оставались партнерскими и уважительными.

Рыжий хищный умный Тигр

Начало века стало для художника временем становления, как портретиста звезд Серебряного века. Его кисти принадлежат портреты Исаака Левитана, Сергея Дягилева, Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус, Айседоры Дункан, Константина Сомова, Андрея Белого.

Портрет Андрея Белого работы Льва Бакста
Портрет Андрея Белого работы Льва Бакста

Тот же Андрей Белый вспоминал:

"Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза!
Для этого он привозил из редакции журнала "Мир искусства" своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть".

Искусствоведы считают Бакста одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века. Однако финансовые проблемы, пусть и не критичные, но оставались.

Костюмы Л.Бакста к балетам "Русских сезонов" С.Дягилева
Костюмы Л.Бакста к балетам "Русских сезонов" С.Дягилева

Когда же в 1909 году декорации и костюмы Бакста, сотворенные им к "Русским сезонам" Дягилева, взорвут Париж, Францию и Европу в целом, художник наконец-то почувствует себя полностью обеспеченным человеком, который может позволить себе если не все, то очень и очень многое.

Богатые тоже плачут

Материальный достаток не испортил художника как человека. Он продолжает помогать родным, "разбивается" ради сестер, бывшей жены, ее дочери, своего сына. Одно то, что он сумел их вывезти из вздыбленной и горящей России семнадцатого года в Париж, им уже обжитый и его, как Мастера, боготворящий, бесценно.

Но от жизненных ошибок не застрахованы даже великие мастера своего дела, каким. несомненно, был Лев Бакст. Хотя, кто знает, может быть, это были и не ошибки, а проявления некого упрямства. Об этом мог бы рассказать только сам Бакст.

Упрямец Бакст. (Автопортрет)
Упрямец Бакст. (Автопортрет)

Вот несколько примеров чудачеств Льва Самойловича. Чтобы жениться на православной надо было самому стать христианином, и перед женитьбой на Любови Гриценко, Бакст принимает лютеранство. После скоропалительного развода от него следует такое же скоропалительное заявление - "хочу обратно в иудаизм".

Хочешь - пожалуйста. Только законы царской России, возможно и не самые совершенные, соблюдались неукоснительно. Иудеям въезд в столичный град Петров был ограничен, черту оседлости никто не отменял пока. Бакст выбирает местом проживания Париж, где достигнет мирового признания во всех ипостасях - и как живописец-портретист, и как театральный костюмер-декоратор, и как дизайнер-новатор моды.

Признание российских академиков, кстати, не заставило себя долго ждать. Утверждение в 1914 году Бакста почетным академиком Академии художеств решило все проблемы с посещением столицы России.

Богатейшее семейство Ротшильдов для росписи своего дворца-особняка пригласит именно Бакста. который напишет изысканные фрески по мотивам "Спящей красавицы".

Американский текстильный магнат будет очарован рисунком тканей от Леона (так на французский манер зазвучит имя художника), на двоих они задумают колоссальный проект с громадным гешефтом, но болезнь Бакста не даст планам полностью осуществиться.

Уникальный текстиль от Л.Бакста
Уникальный текстиль от Л.Бакста

Нанятая сиделка будет жестко и нагло третировать Мастера, требуя от него запредельных выплат и строя коварные планы отобрать все. Вовремя приехавшая сестра прогонит прочь злую ведьму, тем самым выручив брата, который в некоторых бытовых вопросах оставался ребенком.

В отношениях с женщинами тоже не обходилось без ошибок. История с Людмилой Вилькиной, которая хотела поиметь всех творческих мужичков (и не творческих тоже), не украсила большого художника. Письма его (как и многих других достойных людей) она использовала, как наживку для новых "жирненьких карасиков", составляя список окученных ею, Вилькиной, талантов и оглашая его при каждом удобном случае.

Но не будем строги к великим. Они велики в творчестве, но просты в половом влечении. И строки из письма Бакста, которым Вилькина размахивала перед своим очередным поэтом-любовником Брюсовым, могли быть написаны любым другим персонажем с очумелым на какой-то момент либидо:

«Для художника не существует одежды. Я мысленно вижу вас голой, любуюсь вашим телом, хочу его»
"Я вижу вас голой..."
"Я вижу вас голой..."

Либидо успокоится, а письмо-то останется, несколько компрометируя достойного человека.

Сто лет, как его нет

В декабре 1924 года Лев Самойлович снова приболел, с "нервным срывом" его положили в известную клинику, где были хорошие доктора, но плохое отопление.

Художник простудился и умер от отека легких на больничной койке клиники в парижском предместье Рюэй-Мальмезон.

Похоронили Мастера на парижском кладбище Батиньоль.

Могила художника
Могила художника

Столетие ухода Бакста будет в конце этого года.

Я полагаю, мы достойно отметим эту круглую дату перехода великого художника в "лучший из миров". Надеюсь, что будут организованы выставки Бакста, написаны новые книги и статьи о нем, театральное сообщество воскресит что-то из балетного спектра, блестяще оформленного Мастером.

А пока заказал себе ту самую автотипию, о которой говорилось в начале эссе.

"Евнух. Султанша", Л. Бакст. Автотипия. Российская империя, начало XX века
"Евнух. Султанша", Л. Бакст. Автотипия. Российская империя, начало XX века

Повешу в кабинете, буду любоваться...

П.С. Об упомянутой в тексте жрице любви поэтессе и куртизанке Л.Вилькиной можно подробнее почитать здесь.

Всех подписчиков и гостей канала с наступившим Годом Дракона, который олицетворяет благородство, успех и богатство!

А это именно те качества и характеристики, которыми обладал и которых своим трудом и талантом добился выдающийся художник Лев Самойлович Бакст.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц