Трудно себе представить через какие испытания и трудности приходилось проходить женщинам в давние времена, чтобы доказать свое право на занятие любимым делом! Например, в 17 столетии уделом дам было воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. Ни о каком творчестве не могло быть и речи!
Тем ценнее и весомее вклад в искусство художницы с Апеннин - Артемизии Джентилески, сумевшей сломать данный стереотип. Более того, она имела статус первой в истории женщины, которая оказалась избранной в члены Флорентийской Академии живописного искусства.
Будущая знаменитая художница была первым ребенком в семействе Орацио Джентилески и его супруги Пруденции Монтоне. Она появилась на свет в Риме летом 1593 года. Рожденная 8 июля Артемизия в 12-летнем возрасте потеряла мать.
Воспитанием дочери вплотную занялся отец. Орацио трудился художником. Именно он и стал первым для девочки учителем азов изобразительного искусства. Дочка ответила взаимностью на все усилия отца, создавая зрелые не по возрасту и безупречные рисунки.
Однако Орацио не имел студии, и обучить всем тонкостям живописи Артемизию просто был не в состоянии, так как посещение женщиной студии для художников-мужчин в те времена было просто немыслимо. За нарушение подобных запретов недолго было оказаться за решеткой. Отец и не рассчитывал, что Артемизия сама станет художницей и будет своими руками создавать шедевры живописи. Его помыслы были связаны с тем, что девушка превратится в помощницу в его мастерской.
С наступлением 1612 года в Рим прибыл из Флоренции художник по имени Агостино Тасси. Вместе с Орацио Джентилески они должны были заниматься росписью дворца Роспильози. Артемизия помогала мастерам, и Тасси даже принял ее в ученицы.
Природная красота девушки свела с ума приехавшего художника, и он в один прекрасный день изнасиловал Артемизию, лишив ее девственности. По канонам того времени в этом с точки зрения мужчины не было ничего предосудительного, и пострадавшая, как правило, принимала смирение по факту произошедшего.
Однако Артемизия была не такой. Она подала в суд и целых 7 месяцев терпела унизительные допросы с пристрастием, врачебные осмотры и даже пытки (ибо данные под ними показания считались самыми правдивыми), чтобы доказать собственную правоту и восстановить поруганную честь. В результате Тасси оказался осужден на год. Такой версии придерживаются феминистки. Но есть и другой взгляд на эту историю.
Больше работ можно увидеть в галерее:
По некоторым данным Артемизии нравился ее «насильник», и девушка на протяжении года имела с ним отношения. Инициатором судебных разбирательств стал отец художницы. Он был уверен, что нанесенное оскорбление Тасси сможет искупить лишь женитьбой на Артемизии. Тем не менее, уже женатый Тасси не мог повторно заключить узы брака. Два человека, которых так любила Артемизия, предали ее. Каждый сделал это по-своему.
Глубоко переживающая всё случившееся Артемизия выплеснула свои эмоции на холсте, создав работу под названием «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». В качестве Юдифь художница представила себя, а Олоферном на полотне был Тасси. Поразительно хладнокровие убийцы, лишающей жизни мужчину. Ненависть переполняла Артемизию. Иначе она была бы не в состоянии создать столь яркие образы.
Страдающая душой художница возвращалась к данному сюжету неоднократно. Так ей удавалось через творчество хотя бы на чуть-чуть притуплять боль от перенесенных переживаний.
Но жизнь не стояла на месте, и всё в том же 1612 году девушка становится супругой Пьерантони Стиаттеси. Влюбленные переезжают во Флоренцию. Там умная Артемизия попала под покровительство Козимо Медичи. Ее талант раскрылся с новой силой. Она много работает и создает свои шедевры.
И опять художница упирается в кучу предрассудков своего времени, ведь даже краски приобретал для нее супруг. У дамы на это не было прав. Не могла Артемизия и рисовать серьезные заказы. В те времена женщинам позволялось только заниматься изображением натюрмортов и частных портретов.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин:
Упорство и гениальность позволяли художнице обходить многочисленные табу и запреты. Она нашла себя в масштабных полотнах и в итоге талант, скрыть который было очень сложно, пробился через тьму всевозможных условностей, принеся ей статус члена Флорентийской Академии художеств.
Все поменялось после кончины Козимо Медичи. Вслед за ним в иной мир отправилось и двое из четверых детей Артемизии. Женщина возвращается в родной Рим, где пользуется успехом и пишет портреты состоятельных римлян. Неплохо заработав, Артемизия приобретает не только дом, но и большую славу в городе. Супруг устал находиться в тени таланта художницы, и пара вскоре мирно расстается.
Известность Артемизии вышла за пределы Италии. Художница дает согласие на приглашение британского монарха Карла I и переезжает в Лондон. Целых 3 года, начиная с 1638 года, она вместе с отцом прожила в английской столице. В 1641 году Артемизия решает переехать в Неаполь, где художница и скончается в 1653 году, предположительно заразившись чумой.
Посмотрите другие работы художника в галерее:
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Артемизия прожила сложную жизнь, полную различных испытаний и унижений. Многие переживания нашли свое отражение в творчестве художницы. Выбранные темы, а также стилистика работ Артемизии чем-то напоминают творения Караваджо. Полотна полны драмы, на которой художница акцентировала внимание зрителей. При этом она беззастенчиво вырисовывала весьма реалистичные подробности.
Артемизия писала талантливо и очень зрело. Она не стеснялась смело применять световые и теневые контрасты, пользуясь яркими и насыщенными тонами. Не зря Роберто Лонги – именитый искусствовед – искренне полагал и был убежден, что Артемизия являлась единственной итальянской женщиной, разбирающейся во всех нюансах и тонкостях истинной живописи.
Признание к этой талантливой женщине пришло уже в веке 20-м. Ее картины выставляются на многих выставках, а образ стал центральным персонажем многих кинолент и книг.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!